В сентябре было объявлено о приобретении космодрома «Морской старт» компанией S7. Вчера, как сообщил «Известиям» генеральный директор РКК «Энергия» Владимир Солнцев, сделка полностью завершена. Окончательный расчет между S7 и «Энергией» намечен на июнь будущего года, после того, как командное судно и стартовая платформа будут зарегистрированы в Либерии. Но уже сейчас новый собственник берет на себя часть эксплуатационных расходов.
В январе будет завершена и долгая, тянущаяся с 2009 года (когда «Морской старт» прошел процедуру банкротства), тяжба с одним из бывших владельцем «Морского старта» — компанией Boeing.
Компания «Морской старт» образована в 1996 году с целью создания и эксплуатации плавучего космодрома. Основное преимущество — запуск с экватора, что дает существенный выигрыш по массе выводимой полезной нагрузки. Изначально в учредителях «Морского старта» были компания Boeing, норвежская судостроительная фирма Kvaerner, «Южмаш» и РКК «Энергия». Boeing отвечал за финансирование и маркетинг, Kvaerner — за стартовую платформу, «Южмаш» поставлял ракету-носитель (РН) «Зенит-3 SL», РКК Энергия — разгонный блок ДМ SL. В 2004-2005 годах «Морской старт» привлек кредиты на общую сумму $470 млн. Гарантами по кредитам выступили Boeing и Kvaerner. Учредительные документы подразумевали кредитную ответственность всех участников консорциума в соответствии с долевым участием. После банкротства «Морского старта» в 2009 году Boeing выплатил кредит и потребовал от остальных участников выполнения своих обязательств. Норвежская компания свою долю выплатила, а «Южмаш» и «Энергия» по разным причинам отказались, что и стало предметом иска. В прошлом году этот иск был удовлетворен, после чего Boeing и РКК «Энергия» начали искать возможные варианты взаимоприемлемого решения. Такое решение было найдено, сообщает Владимир Солнцев «Известиям», окончательное подписание всех необходимых документов произойдет в январе 2017 года.
Будущая коммерческая привлекательность проекта пока остается непонятной. Изначально все финансовые расчеты строились на состоянии и перспективах пускового рынка, видимых из середины 90-х. После этого рынок существенно изменился, количество запуском уменьшилось. Возможно, новый собственник рассчитывает на оживление пускового рынка, связанного с планируемым вводом в эксплуатацию многочисленных глобальных систем мобильной широкополосной спутниковой связи, таких как OneWeb. Но даже в этом случае остается открытым вопрос с ракетой-носителем, поскольку вероятность полноценного возобновления производства РН «Зенит» в Днепропетровске оценивается как крайне низкая. «Южмаш» в свою очередь не выплатил партнерам за поставки агрегатов для производства РН. И самый большой долг — российскому предприятию НПО «Энергомаш» за двигатели первой ступени. На это накладываются и взаимные санкции между Россией и Украиной в первую очередь по оборонным (в том числе и ракетным) технологиям.
Пока новый владелец воздерживается от комментариев относительно коммерческих перспектив использования «Морского старта».
__________________
Подпишитесь на канал «Теле-Спутника» в Telegram и каждое утро получайте подборку главных новостей телевизионной отрасли. Перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «Теле-Спутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.