В Комитете Госдумы по информполитике 13 декабря 2016 года обсудили законопроект о регулировании онлайн-кинотеатров, разработанный «Медиа-Коммуникационным союзом» (МКС).
На обсуждении документа начальник управления регулирования связи и IT Федеральной антимонопольной службы Елена Заева заявила, что ведомство не призывает отказаться от нормы поправок, касающихся ограничения доли иностранного владения аудиовизуальными сервисами, если речь идет о национальной безопасности, но призывает депутатов определиться, важна ли для страны конкуренция на этом рынке. «С одной стороны, мы пишем разные дорожные карты о привлечении в страну иностранных инвестиций, а другой рукой, получается, вводим нормы, которые эти инвестиции ограничивают», — объясняет Заева, цитируют «Ведомости». Она также добавила, что раз ограничения не распространяются на пользовательский контент, то YouTube будет абсолютно неподконтролен и тогда «о какой национальной безопасности можно говорить»?
Депутат от ЛДПР Андрей Луговой, который вместе с единоросом Шамсаилом Саралиевым внес законопроект на рассмотрение в Госдуму, тем не менее настаивает, что ограничение иностранного владения для онлайн-кинотеатров обусловлено вопросами национальной и экономической безопасности страны. Луговой в частности напомнил, что законопроект попадает в тренд доктрины информационной безопасности РФ, которая была подписана президентом страны на прошлой неделе, сообщает ТАСС. Однако «Ведомости» пишут, что четкого объяснения этой точки зрения он дать не смог, лишь добавив, что размещаемая в онлайн-кинотеатрах реклама может иметь разную направленность. В ответ на это директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин сообщил, что легальные кинотеатры размещают рекламу только от официальных селлеров – Gazprom-Media Digital и IMHO Vi.
Издание РБК приводит слова президента МКС Павла Степанова, который отметил, что законопроект направлен на защиту национального медиарынка, регулирование в данном вопросе назрело и подготовленный закон «очень сбалансированный». Степанов также подчеркнул, что законопроект готов к принятию в первом чтении, но не исключил, что поправки могут быть внесены к второму.
На заседании комитета также выступил гендиректор онлайн-кинотеатра ivi Олег Туманов. Он указал, что через пять лет 80–90% рынка могут занимать три западных игрока: «Это Google, Apple, и YouTube как часть Google». В свою очередь глава Google по взаимодействию с госорганами Марина Жунич сказала, что работа иностранных видеосервисов и их сотрудничество с отечественными киностудиями стимулируют конкуренцию, а не ограничивают российский рынок онлайн-кинотеатров, приводит ее слова RNS. Издание также цитирует представителя Mail.ru Group, который утверждает, что компания не видит рисков для своего бизнеса в текущей версии проекта.
Добавим, что генеральный директор онлайн-кинотеатра Megogo Виктор Чеканов в интервью для «Газеты.ru», опубликованном 14 декабря, отвечая на вопрос о законе МКС, сказал, что компании, «которые действительно сильны в ТВ и операторском бизнесе… пытались когда-то создать свои сервисы [OTT]-сервисы, но не достигли успеха… вот они и предлагают зарегулировать рынок, к которому отношения не имеют». Он добавил, что таким путем авторы законопроекта пытаются сбить оценку онлайн-кинотеатров ivi и Megogo.
Разработанный МКС законопроект фактически приравнивает онлайн-кинотеатры к СМИ и ограничивают долю иностранного владения в их уставном капитале 20%. Также видеосервисы обязаны будут регистрироваться в реестре Роскомнадзора, заранее проверять загружаемый контент и удалять видеоматериалы с неактуальным или недостоверным контентом о пользователях по их запросу. В документе есть мера, запрещающая онлайн-кинотеатрам размещение политической рекламы в период предвыборной компании. Поправки в закон не касаются аудиовизуальных видеосервисов, чья ежедневная аудитория составляет меньше 100 тыс. посетителей в течение шести месяцев. А если сервис предназначен преимущественно для одного из субъектов РФ, то объем не должен превышать 20 тыс. посетителей в сутки в течение шести месяцев. Также из-под его действия выведены стратегические предприятия и онлайн-видеоплатформы с пользовательским контентом.
__________________
Подпишитесь на канал «Теле-Спутника» в Telegram и каждое утро получайте подборку главных новостей телевизионной отрасли. Перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «Теле-Спутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.