Все 319 государственных и муниципальных услуг Татарстана переведены в цифровой вид. Любой гражданин республики, не выходя из дома, квартиры или офиса, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю может подать заявление в цифровом виде. Например, присвоить адрес на дом, который он построил или заказать выписку на земельный участок — он получит результаты рассмотрения этой услуги в цифровом виде. По сути, эта была наша цель, к которой мы стремились последние десять лет. С появлением портала Госуслуг было необходимо перевести юридически значимые услуги в цифровой вид, что потребовало большой переработки нормативной базы. Нам это удалось, мы видим, что из месяца в месяц растёт количество людей, которые обращаются за услугами цифровом виде. При этом мы разгружаем органы государственной власти и МФЦ.
Параллельно с этим процессом мы не останавливаем работу: в этом году мы уже поверх цифровых услуг запустили так называемый реинжиниринг услуг. Что это означает — классические госуслуги оказывается в течение 30 календарных дней, но сегодня те же Wildberries или Ozon вам товар, посылку привозят за сутки-двое. Государство должно быть таким же эффективным, поэтому мы пересматриваем регламенты, чтобы госуслуги оказывались в течение одного или трёх рабочих дней, максимум 10, а не как раньше по 20 или 30 дней. Мы кардинально сокращаем сроки предоставления услуг. В этом году мы уменьшили время рассмотрения услуг в муниципалитетах или органах власти по 115 услугам.
Другое важное направление, это, конечно, вопросы связанные с развитием микроэлектроники. Мы прекрасно понимаем, что софт без «железа» работать не может. Поэтому ищем все возможности и ресурсы для того, чтобы это «железо» производить в Татарстане.
В целом мы видим, что из года-в год растёт выручка ИТ-компаний, которые работают в Татарстане. Если в прошлом году она составила порядка 150 млрд рублей, то в этом году мы ожидаем 177 млрд рублей. Выручка ИТ-компаний за последние 3–4 года удвоилась, так еще в 2018–2019 году выручка была на уровне 78 млрд рублей. Только за последний год появилось больше 100 новых организаций, при этом около 64 компаний переехали в Татарстан из других субъектов Российской Федерации. Количество людей, которые сегодня заняты в ИТ-отрасли Татарстана превысило 40 тысяч человек.
В Республике действуют меры федеральной поддержки, такие как сниженная ставка ЕСН, по нему ИТ-компании платят 7,6 % вместо 30 % и льготный налог на прибыль, ИТ-ипотека, бронь от армии все это дает возможность индустрии развиваться. Это беспрецедентные меры, которые я за последние 20 лет не видел. Также на прошлой неделе госсовет республики принял закон, по которому на ближайшие 3 года для малых и средних ИТ-компаний Татарстана с выручкой до 150 млн рублей, которые работают на упрощённой системе налогообложения, будет действовать ставка 1 %.
У нас достаточно высокий процент выполнения. Серверная архитектура у нас уже переведена на российские решения, облачные решения государственных информационных систем тоже все российские. У нас нет IBM, Oracle или SAP — у нас все ПО российское. Из таких последних, наверное, может быть элементов [для замены] — это пользовательские рабочие места, где установлена Windows. Вся новая техника покупается с российскими операционными системами, это процесс, который связан с обновлением техники. Он идёт эволюционным образом, поэтому в этой части все работает в штатном режиме, каких-то проблем, технических ограничений мы не чувствуем, потому что еще в 2014 году мы этим вопросом были озадачены.
У нас есть большой проект «Устранение цифрового неравенства». В Татарстане есть населённые пункты, малочисленные, деревни, в которых проживает около 100–200 человек и там отсутствует связь 4G. В этом году мы обеспечили связью стандарта 4G 77 таких населённых пунктов.
Другое направление — ремонт почтовых отделений. Городскому жителю подчас тяжело понять значение «Почты России», но в селе почтовое отделение это банковские переводы, корреспонденция и товары первой необходимости. В этом году 35 отделений будет отремонтировано за счет федерального бюджета.
Еще один из наших приоритетов — повышение качества связи. В абсолютных цифрах мы лидеры в Приволжском федеральном округе по объемам интернет-трафика на душу населения. Из года в год растёт трафик потребления, то есть при том же количестве абонентов, люди потребляют контент где-то на 17–20 % больше. При этом это тяжёлый контент: YouTube, другие подписочные сервисы, видео. Его увеличению способствует развитие информационных технологий, распространение удалённых рабочих мест, электронная торговля, интернет-образование, цифровой бизнес. Очень важно чтобы сеть 4G была доступна в любой точке, а качество связи развивалось опережающим темпами соответствуя колоссальным объемам потребления интернет-трафика.