img22 июля 2021 в 12:25

Александр Журавлев, московское отделение Ассоциации юристов России: «ИИ не должен принимать юридически значимые решения»

Цифровая экономика затрагивает все больше сфер, а потому нуждается в срочном законодательном регулировании. Предотвращение киберпреступлений, защита прав человека в интернете и исключения в законодательстве во благо развития технологий — эти вопросы были подняты в интервью с председателем комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Александром Журавлевым, которое он дал редактору «Телеспутника» Алексею Жданову.

Цифровая экономика затрагивает все больше сфер, а потому нуждается в срочном законодательном регулировании. Предотвращение киберпреступлений, защита прав человека в интернете и исключения в законодательстве во благо развития технологий — эти вопросы были подняты в интервью с председателем комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Александром Журавлевым, которое он дал редактору «Телеспутника» Алексею Жданову.
С развитием цифровизации появляются новые вызовы. С вашей точки зрения, что нуждается в законодательном регулировании в первую очередь?

Невозможно выделить что-то главное, потому что цифровизация затрагивает и права человека, и интересы бизнеса, и государство как гаранта защиты. Регулирование охватывает цифровые платформы, соцсети, где люди общаются, получают информацию, обмениваются данными, поэтому здесь, как и в жизни, происходят разные случаи: оскорбления, мошенничество, злоупотребления и иные правонарушения. Все это необходимо регулировать.

Так же следует закрепить на законодательном уровне новые подходы к вопросам приватности, к защите персональных данных. Это очень важная тема, что подтверждают ежедневные сообщения о новых утечках. Такие случаи чреваты негативными последствиями для граждан: от получения негативных эмоций от назойливого спама и звонков до незаконного оформления кредита.

Ответственность за утечку персональных данных не стимулирует операторов персональных данных обеспечить приватность данных, стало быть, законодательство здесь тоже нуждается в реформировании.

Как и деятельность, связанная с искусственным интеллектом. Что такое искусственный интеллект? Это алгоритм, использующий массивы данных для выявления закономерностей, которые человек не заметит. Он способен развить разные сферы: медицину, строительство. Но если мы доверим искусственному интеллекту принятие юридически значимых решений, то он может серьезно осложнить жизнь граждан, поскольку является программой, а каждая программа имеет свои недостатки.

Поэтому здесь важно скорее начать регулирование, причем с госсектора, поскольку он принимает решения, которые влияют на жизнь человека: выдача гражданства, суды, введение административных штрафов. Пандемия показала, что социальный мониторинг принимал решения, которые можно назвать как минимум спорными: штрафовали человека с ограниченными возможностями, а владельцев квартир, расположенных на границе между Москвой и Московской областью, — за нарушения карантина, хотя они просто переходили из одной комнаты в другую. Подобные решения нельзя доверять алгоритму ИИ. Его можно использовать как советчика, который предоставляет возможные варианты, но не как систему, принимающую юридически значимые решения.

Сегодня масса людей оказывается пострадавшими в результате киберпреступлений. Эта проблема тоже требует безотлагательного регулирования?

Я не зря затронул вопрос регулирования персональных данных, потому что они как раз являются инструментом для кибермошенничества. Рост цифровых сервисов во время пандемии спровоцировал взлет кибермошенничества, которое стало возможным в отношении людей, чьими данными завладели злоумышленники: телефоном, ФИО, идентификационными номерами, паспортными данными. Эта проблема действительно стоит остро, от нее страдают люди.

Поэтому ответственность за незаконное распространение персональных данных нужно ужесточить. По действующему законодательству максимальной размер штрафа за утечку персональных данных не превышает 100 тысяч рублей. При этом в интернете эти данные можно продать в 10–20 раз дороже. Наблюдается ситуация, при которой сотрудники операторов продают данные. Чтобы сократить количество преступлений, необходимо пересмотреть зону ответственности. По европейскому законодательству размер штрафа за утечку персональных данных может достигать 6% оборота компании. Это мера заставляет соблюдать приватность граждан, о чем говорит статистика преступлений. Нам нужна аналогичная система.

Помимо законодательных шагов необходимо вести просветительскую деятельность среди населения, пояснять, где можно и где нельзя оставлять персональные данные

Помимо законодательных шагов необходимо вести просветительскую деятельность среди населения, пояснять, где можно и где нельзя оставлять персональные данные. Эту проблему помогут решить и технические средства, к примеру, обезличивание данных, потому что без сведений о ФИО, адресе даже при помощи социальной инженерии сложно восстановить личность человека.

Цифровыми становятся не только услуги, но и платежные средства. В этом направлении ситуация в России отличается от ситуации в мире. В Америке, например, на законных основаниях можно оплатить коммунальные услуги цифровыми токенами. В нашей стране такие платежные средства законными не являются. С вашей точки зрения, почему отечественное регулирование отличается от зарубежного?

В Америке не во всех штатах разрешено использование цифровой валюты. Цифровая система отличается от классической финансовой системы в первую очередь тем, что не имеет посредников — все расчеты могут производиться с помощью смарт-контрактов, токенов и криптовалюты. При отсутствии посредников выпадает существенный сегмент рынка: банки, платежные сервисы. Как следствие, он лишается значительной прибыли. Но главное — любое государство стремится оставлять за собой контроль за оборотом денежных средств, чтобы прослеживать налоговую систему с целью предотвращения терроризма и отмывания денег.

Когда появляются другие валюты, у государства возникает определенная ревность, потому что в обход него могут проводиться определенные финансовые операции. Какие-то государства считают это допустимым и устанавливают менее жесткие правила. Наше государство в лице Центробанка и Минфина считают это недопустимым. Я считаю мифом, что криптовалюта анонимна. Анонимна лишь передача наличных денег в укромном месте. В сети блокчейн все операции фиксируются и можно проследить их движение от момента имитирования валюты до момента ее получения конечным пользователем. Отмечу, что в прошлом году был принят закон об экспериментальных правовых режимах (так называемые «регуляторные песочницы», — прим. ред.), в рамках которого, возможно, появятся проекты, отличающиеся от существующего регулирования для того, чтобы правильно изучить эту систему, понаблюдать за ней в действии и впоследствии эффективно администрировать.

Видите ли вы какие-либо риски в запуске «регуляторных песочниц»?

Во всем должен быть баланс. Чтобы его добиться, нужно идти на определенные компромиссы. В России все данные, даже обезличенные, являются персональными. Но тот же искусственный интеллект задействует элементы машинного обучения и нуждается в гигантском количестве данных. Для того, чтобы предоставить эти данные, нужно получать согласие на их получение. В этом состоит сложность для бизнеса, это административный барьер в развитии технологии.

В этом плане «песочницы» позволяют сделать исключение, в результате технология развивается и приносит плоды. Например, в медицине станет возможным проводить диагностику и лечение онкологии на ранних стадиях.

В то же время исключения в законодательстве могут вызвать вопросы. Если исключат ответственность при разработке беспилотного транспорта, то кто понесет ее в случае нанесения ущерба имуществу человека, его жизни и здоровью? Здесь нужно быть аккуратным в принятии таких решений для того, чтобы и стимулировать создание технологий, и защитить права граждан.


Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий