img20 июня 2022 в 10:38

Александр Зыков, Success Rockets: «Космические технологии необходимы в повседневной жизни»

Передовые космические технологии уже внедряются в нашу повседневную жизнь, а частная космонавтика имеет все шансы стать прибыльной. Кроме того, Россия способна полностью реализовать ракетно-космическую программу за счет собственных мощностей, привлекая отечественных специалистов, используя свои полигоны и космодромы. В этом уверен исполнительный директор компании Success Rockets Александр Зыков. В интервью редактору «Телеспутника» Денису Чупрову он рассказал о достижениях в этой отрасли и пояснил, почему частная космонавтика необходима государству, бизнесу и обычному пользователю.

Передовые космические технологии уже внедряются в нашу повседневную жизнь, а частная космонавтика имеет все шансы стать прибыльной. Кроме того, Россия способна полностью реализовать ракетно-космическую программу за счет собственных мощностей, привлекая отечественных специалистов, используя свои полигоны и космодромы. В этом уверен исполнительный директор компании Success Rockets Александр Зыков. В интервью редактору «Телеспутника» Денису Чупрову он рассказал о достижениях в этой отрасли и пояснил, почему частная космонавтика необходима государству, бизнесу и обычному пользователю.
Вы с детства увлекаетесь космонавтикой и ракетостроением. Детское увлечение стало делом всей вашей жизни?

Я думаю все, кто занимается космонавтикой, считают ее делом своей жизни. Это своего рода национальная русская идея. Еще русский философ Николай Федоров писал о русском космизме. Космонавтика стала частью нашего культурного кода.

Каковы перспективы частной космонавтики в России?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, откуда берет свое начало частная космонавтика. Пионером частного ракетостроения стали США, но законодательная база в сфере частной космонавтики у них формировалась десятилетиями: организационные моменты, процесс взаимодействия частных компаний с государством были законодательно определены лишь к началу 2000 годов. Как раз в это время в США появились первые частные космические компании SpaceX, Blue Origin.

В России этот процесс происходит гораздо быстрее. Мы видим, какую модель взаимодействия [государства и бизнеса] стоит перенять. При этом понимаем, что развитие космоса предполагает большие инвестиции. Космические данные, космические аппараты — без этого современная жизнь кажется уже невозможной. Чип ГЛОНАСС в мобильном телефоне — тоже космическая технология и наглядный пример ее внедрения в нашу жизнь. Убежден, что Россия с прославленной школой Сергея Королева, Юрия Гагарина способна и сегодня достичь успеха.

Времена сейчас непростые, но космический проект нужен стране, поэтому мы его и развиваем. Здесь без риска никуда.
Корпорация «Роскосмос» и Россия — один из лидеров пусковых услуг и космонавтики в целом. С какими странами вам приходится конкурировать в легкой космонавтике: США или Китаем?

В США есть много компаний, например, Relativity Space, Rocket Lab, которые занимаются созданием ракет-носителей легкого класса. Некоторые из этих проектов субсидирует государство. Мы наблюдаем активное развитие частной космонавтики в Китае. Конкурировать в этой области будут страны, которые ранее развивали космические проекты: Россия, Китай, США, а также Европа. Мы ожидаем, что наш проект станет конкурентоспособным.

Предусматриваете ли вы кооперацию с иностранными заказчиками, производителями?

На одном из выступлений у меня поинтересовались, используем ли мы передовые технологии в своих ракетных двигателях, ведь ракеты «Союз» времен Юрия Гагарина уже устарели. На самом деле, чтобы создать жидкостный ракетный двигатель, необходимы передовые технологии. Приведу такое сравнение: Южная Корея создает микрочипы для смартфонов, мы пользуемся ими и считаем их классными. При этом Южная Корея только недавно освоила технологию производства двигателей, которой мы владеем очень давно. Поэтому в развитии ракетного направления мы не так сильно зависим от иностранных комплектующих. Все, что нам нужно, производится в России. У нас есть все: мощности, специалисты, полигоны, космодромы. Думаю, мы в состоянии полностью реализовать ракетно-космическую программу собственными силами.

Не помешают ли этому санкции?

Времена сейчас непростые, но космический проект нужен стране, поэтому мы его и развиваем. Здесь без риска никуда.

В 2020 году вы озвучили намерение построить первый в России частный космодром.

Мы действительно рассматривали варианты с космодромом, с площадкой для запуска. Хотим, чтобы наша ракета Stalker запускалась с космодрома «Восточный» в Амурской области. Для этого планируем взаимодействовать с государством и получить требуемую инфраструктуру. В США и Китае частные компании могут использовать государственные космодромы. Почему бы и России не перенять этот опыт?

В конце 2021 года ваша компания планировала провести IPO (первичное размещение акций на фондовом рынке, — прим. авт.). В свете последних событий скорректировали планы?

Я думаю, что все немного скорректировали свои планы. Мы вернемся к вопросу IPO позже.

Рассматривали вариант запуска ракет с морской платформы? Это ближе к экватору и дешевле.

Мы ведем переговоры с иностранными заказчиками. При условии успешной сделки с ними наша ракета может запускаться и на морской платформе. Но запуски исключительно с территории России нам не выгодны. Все затраты на такую платформу съест логистика: из Владивостока необходимо транспортировать ее на экватор, а это долго и дорого, мы затратим лишние ресурсы.


В каких странах есть ваши потенциальные заказчики?

Страны Латинской Америки, в частности Бразилия, Аргентина. Они заинтересованы в развитии космической программы, хотят стать заказчиком пусковых услуг, строить космодромы у себя. Бразильцы ранее пытались такой проект реализовывать, но у них взаимодействие с партнерами не сложилось. Уверен, что они хотят завершить этот опыт положительно.

Демонстрируют интерес к космонавтике и страны Ближнего Востока. Они тоже развивают собственные спутниковые программы. Кения намерена произвести такой запуск. Странам Азии необходимы спутниковые данные в сфере сельского хозяйства и морской зоны. Поэтому интерес к нам мы видим и понимаем, откуда можем получить заказы.

Кроме того, в нашей стране создана мощная школа по жидкостному ракетному двигателю еще со времен Королева.
Твердое топливо вы уже опробовали. Сейчас беретесь за жидкое?

Твердое топливо поначалу кажется более простым и подходящим для космических запусков. Но когда начинаешь работать в этой области, то понимаешь, насколько она сложная. Это опасный элемент, его необходимо отдельно хранить, есть сложности при изготовлении. И чем больше топлива в энергетике космической ракеты, тем оно опаснее.

Кроме того, в нашей стране создана мощная школа по жидкостному ракетному двигателю (ЖРД, — прим. ред.) еще со времен Королева. Твердое топливо ценят военные за его универсальность, возможность быстрого запуска, менее строгие требования к условиям хранения. В космонавтике требования другие: необходимы хорошие [удельные] импульсы, возможность вывода груза на заданную орбиту максимально дешево. Как раз ЖРД и позволяют это делать.

Космонавтика — отрасль дорогостоящая. Есть ли у вас инвесторы? Помогает ли вам государство?

Инвестиции в нашу компанию составили порядка 300 млн рублей. Результатом своей работы мы подтвердили эффективность этих вложений. Сейчас активно развиваем команду. Кто будет нашими инвесторами, мы тоже понимаем — это достаточно широкий круг представителей коммерческих структур, которые заинтересованы в развитии космоса и понимают, что в этой области можно получать хорошую прибыль.

Насколько отличается стоимость затрат на вывоз одного килограмма полезной нагрузки в российской, китайской и американской легкой космонавтике?

Здесь необходимо понимать, для чего нам нужно запустить груз и какой результат от этого мы хотим получить. По статистике большинство ракет среднего и тяжелого класса всегда запускаются в половину своей нагрузки, поэтому стоимость на килограмм груза будет варьироваться в зависимости от миссии. Сверхлегкие ракеты уникальны тем, что они отправляют определенный груз на заданную орбиту, заданную точку во время, удобное заказчику, то есть нам нет необходимости создавать дорогостоящую систему разделения, как в случае с ракетой-носителем Falcon 9. Поэтому мы не можем сказать конкретно, чья ракета лучше в силу того, что они разные и заточены под разные задачи. На рынке легких запусков тоже очень большая градация. Например, мы создаем ракеты для транспортировки 700 килограммов груза на орбиту 700 километров, а ракеты Rocket Lab доставляет 250 килограммов на орбиту 500 километров. Какой-то космический аппарат проще запустить на ракете Rocket Lab, а какой-то — на нашей. 

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий