img
img14 июля 2022 в 13:45

Алексей Печенин, «VK Цифровые технологии»: «Мы фокусируемся на тех продуктах, в которых исторически сильны»

На конференции «Цифровая индустрия промышленной России» компания VK рассказала о коммуникационном сервисе для бизнеса VK Teams. О ключевых трендах в развитии корпоративного программного обеспечения (ПО, — прим. ред.), оттоке ИТ-специалистов и о том, когда крупный бизнес перейдет на российские решения в интервью редактору «Телеспутника» Алексею Жданову рассказал директор по развитию бизнеса направления коммуникационных сервисов «VK Цифровые технологии» Алексей Печенин.

На конференции «Цифровая индустрия промышленной России» компания VK рассказала о коммуникационном сервисе для бизнеса VK Teams. О ключевых трендах в развитии корпоративного программного обеспечения (ПО, — прим. ред.), оттоке ИТ-специалистов и о том, когда крупный бизнес перейдет на российские решения в интервью редактору «Телеспутника» Алексею Жданову рассказал директор по развитию бизнеса направления коммуникационных сервисов «VK Цифровые технологии» Алексей Печенин.
Какая модель монетизации предусмотрена в сервисах для корпоративных пользователей?

Для начала напомню, что мы входим в холдинг VK. В «VK Цифровые технологии» есть несколько продуктовых направлений. У нас есть продукт для среднего и малого бизнеса — VK Workspace и продукт для крупного бизнеса — VK Process Mining. Первый мы продаем исключительно по модели SaaS (софт как услуга, — прим. ред.), а второй заказчики могут инсталлировать у себя в ЦОД, использовать в закрытом контуре корпоративной сети.

Суть работы компании «VK Цифровые технологии» заключается в том, что мы берем технологические, продуктовые наработки из нашего опыта в области B2C и переносим их в корпоративный продукт. Наш флагманский продукт VK Teams тоже родился из нашего опыта в B2C. По сути, это коммуникационный сервис, задача которого — объединить в единой среде сотрудников компании. В него входит корпоративная почта, видеозвонки, мессенджер, обмен файлами, управление задачами. Это выделено в отдельный продукт, мы продаем его в формате лицензии и таким образом монетизируем. 

Зачем рынку нужен такой коммуникационный сервис?

С одной стороны, VK Teams помогает объединить всех сотрудников в едином коммуникационном пространстве, а с другой — дает им возможность простого доступа к корпоративным системам. Например, вам нужно оформить отпуск. Как это сделать? Обычно сотрудник идет либо в бухгалтерию, либо в отдел кадров, либо использует какую-то специализированную систему. Смысл нашего приложения заключается в том, чтобы сделать это на лету, с мобильного устройства. Для этого не нужно даже учиться. Пользователь просто запускает коммуникатор, общается с коллегами и в числе прочего может посмотреть зарплатный листок или запланировать отпуск.

Как рынок воспринял ваш продукт?

Рынок воспринял его исключительно позитивно. У нас есть кейсы использования VK Teams в частных компаниях и в государственных ведомствах, и мы видим, что интерес к таким продуктам только растет. Если говорить о крупных заказчиках, то у них процесс перехода на новые решения не может произойти за неделю, это достаточно длинный цикл: они должны все протестировать, понять процесс миграции, согласовать бюджет, провести конкурс.

Как вы прокомментируете слова старшего вице-президента «Ростелекома» Кирилла Меньшова, который заявил, что компания не может найти импортозамещающие продукты по нескольким направлениям и вынуждена сама их разрабатывать? Он привел в пример Jira и сказал, что нет отечественных систем организации управления проектами. Из ваших слов я делаю вывод, что у нас все-таки есть такие системы.

Командная работа охватывает целый пласт решений. Нет ни одного вендора, продукты которого могли бы целиком закрыть эту задачу. В частности, если говорить про замену Jira, — а это действительно мощный инструмент, который используют многие ИТ-компании, — то на текущий момент полной замены ему не существует. В нашем продукте для командной работы (VK Teams, — прим. ред.) есть элемент управления задачами, но в отличие от Jira, это не полноценный таск-трекер.

А вам интересно это направление? Ведь вы сами являетесь ИТ-компанией и знаете эти запросы.

Мы фокусируемся на тех продуктах, в которых исторически сильны. У нас есть серьезная технологическая база: корпоративная почта, корпоративный коммуникатор, который включает в себя обмен сообщениями и онлайн-звонки. Именно в эту сторону мы и развиваемся. Таск-трекер — это, конечно, интересно, но мы ориентируемся на то, в чем технологически сильны.

Сейчас ИТ-компании оказались в сложном положении. Во-первых, наметился дефицит серверного оборудования и VK даже обращалась за помощью в Минцифры. Во-вторых, разработчики использовали импортные решения, к которым сейчас ограничен доступ, а техподдержка прекратилась. Почувствовали ли вы в связи с этим сложности в своей работе?

ИТ — одна из отраслей, которая столкнулась со сложностями. Я не вижу, чтобы геополитические события как-то повлияли на бизнес-процесс — он не останавливался, мы находим решения, которые позволяют заменить инструменты, ставшие недоступными. Понятно, что есть определенные трудности, но тем не менее мы умеем адаптироваться.

Вы можете привести успешный пример внутреннего импортозамещения, когда вы перешли с иностранной технологии на отечественную?

В наших решениях применяются исключительно собственные технологии. 

Для вас приоритетный рынок российский или вы рассматриваете также страны СНГ?

В первую очередь, российский, потому что именно здесь самая высокая потребность в наших продуктах. Конечно, мы рассматриваем страны СНГ, в том числе те, где потенциально заинтересованы в российских продуктах и готовы их покупать.

У вас есть корпоративные заказчики из других стран?

У нас работает представительство в Казахстане и там есть местные корпоративные заказчики. Это одна из первых стран СНГ, где начала работать наша компания и где мы продолжаем развиваем бизнес.

А где еще планируете открывать представительства?

Пока не готов комментировать.

В связи с интенсификацией разработки вы набираете дополнительные команды программистов?

В команде вслед за спросом совершенно точно растет темп и масштаб разработки. Поэтому да, набираем.

Сколько разработчиков у вас трудится?

В «VK Цифровые технологии» работают более 600 человек, а в нашем направлении коммуникационных сервисов еще около 200. 

Планируйте еще набирать?

Да, планируем расти.  

А сколько нужно специалистов, чтобы закрыть все задачи?

Это сложный вопрос. Будем расти настолько, насколько это необходимо для бизнеса.

Вы ощутили на себе отъезд ИТ-специалистов, про который все говорили?

Не могу сказать, что этот тренд как-то повлиял на темпы нашей разработки. Кто-то уехал, кто-то освободился.

У вас есть сотрудники, которые трудятся удаленно, находясь, допустим, на Шри-Ланке?

Пандемия трансформировала подходы к работе. Помимо постоянной работы в офисе, стали развиваться гибридный и полностью удаленный формат. У нас в каждой группе есть сотрудники, которые работают удаленно. А вот насчет того, кто из них где сидит я сказать не могу. Все-таки в компании работает более 10 тысяч человек.

Как будет развиваться программное обеспечение с точки зрения интерфейсов, устройств, подходов? Может быть, все коммуникации уйдут в виртуальную среду и люди будут общаться посредством VR-очков?

Если говорить про направление коммуникационных сервисов «VK Цифровые технологии», то тренд здесь — упростить работу сотруднику чтобы он как можно меньше времени тратил на адаптацию к новым цифровым решениям. С одной стороны, это выливается в упрощение интерфейса, с другой — повышается доступность различных корпоративных систем за счет использования мобильного приложения. 

Люди все больше используют мобильное устройство как главное. Зачастую на работе ловишь себя на мысли, что больше времени работаешь в смартфоне, а не за компьютером. Наши решения и технологии будут развиваться именно в этом направлении — чтобы давать возможность сотрудникам как можно больше задач решать с помощью простых интерфейсов в мобильном устройстве.

Главный тренд в потребительских мобильных устройствах — голосовые помощники. Помимо этого, развиваются технологии управление жестами, зрачками глаз. Думаете ли вы над какими-то нововведениями в этом направлении?

В портфеле решений «VK Цифровые технологии» есть продукт VK Assistant — это интеллектуальный помощник, с которым можно общаться в том числе голосом. Цифровые помощники, голосовые помощники распространились в B2C-сегменте. Люди узнали все их достоинства, недостатки и у многих появилось желание применять их в работе, в бизнес-процессах. У нас тоже большой интерес к этому направлению. Для крупных бизнес-заказчиков это тоже определенный тренд — использовать интеллектуальные помощники, которыми можно управлять голосом. 

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий