img20 июля 2020 в 09:30

Анна Иванова, Rambler Group: «Медиа не могут существовать без технологий»

Директор по развитию новых каналов дистрибуции Rambler Group Анна Иванова рассказала «Телеспутнику» о внутренних технологиях компании, собственной видеоплатформе и новых тенденциях медиапотребления, проявившихся в связи с режимом самоизоляции.

Директор по развитию новых каналов дистрибуции Rambler Group Анна Иванова рассказала «Телеспутнику» о внутренних технологиях компании, собственной видеоплатформе и новых тенденциях медиапотребления, проявившихся в связи с режимом самоизоляции.
В сознании большинства пользователей укоренилась мысль, что «Рамблер» — это обычный поисковик. С чем это связано?

«Рамблер» — одна из первых крупных интернет-компаний, которая появилась при создании Всемирной сети. Каждое событие тех лет в Рунете считалось сенсацией и надолго откладывалось в памяти первых пользователей. Здесь отлично сработал бренд-маркетинг, именно поэтому многие годы у людей оставалась именно такая ассоциация со словом «Рамблер».

Сегодня Rambler Group включает мультимедийный сервис Okko и медиасервисный холдинг Rambler&Co. Среди активов Rambler Group такие медиа, как Lenta.ru, «Газета.Ru», «Чемпионат», «Афиша.Daily», тот самый портал «Рамблер», который как раз и стоял у истоков становления Рунета, и многие другие СМИ.

Какие технологии использует Rambler Group?

Rambler Group это не просто медийная, но и технологичная компания. Потому что медиа сегодня, в эру мобайла и цифровизации, должны не только доносить оперативную информацию до читателя, но и быть технологичными, чтобы привлекать аудиторию. При этом Rambler Group является одной из немногих диджитал-компаний, которая обладает собственным стеком рекламных и медиатехнологий: системой управления контентом, видеоплеером и другими.

Благодаря большим данным мы умеем обрабатывать и хранить огромный массив неперсонифицированных сведений о читателях, чтобы предлагать им релевантный контент. Так мы работаем на счастье пользователя, а это очень важно в эпоху высокой конкуренции в нашем сегменте. Когда меня спрашивают про нашу CMS, я смеюсь: она разве что пульс редактора не измеряет, фиксирует все до мелочей.

А еще, например, для удобства входа пользователей на медиапроекты группы компаний у нас работает единая система авторизации Rambler&Co ID. Технология Single Sign-on позволяет авторизоваться один раз на всех площадках, сервис поддерживает современные средства защиты и позволяет отличать реальных пользователей от ботов.

Вы упомянули собственный видеоплеер. Как работает ваша видеоплатформа?

Видеоплатформу используют абсолютно все активы Rambler&Co. У каждой редакции есть свой доступ к публикации и управлению контентом, к статистике просмотров видео и отслеживания динамики роста аудитории, а также широкие возможности по монетизации. Это позволяет нам, с одной стороны, давать возможность каждому проекту самостоятельно, не пересекаясь с другими, качественно работать с видео, с другой — централизованно отслеживать ключевые показатели. В видеоплатформе также используются большие данные для создания персональных рекомендаций видео. Если в цифрах, то сейчас наши площадки ежемесячно обрабатывают несколько десятков тысяч роликов.

Какую аудиторию охватывает Rambler Group?

Ежемесячная аудитория наших медиа превышает 66 млн человек. Из-за различной тематической принадлежности площадок холдинг покрывает весь спектр интересов и потребностей различных аудиторий. Lenta.ru и «Газета.Ru» больше подойдут тем, кто любит новости, бизнес-сегмент может читать «Секрет фирмы», «Чемпионат» покрывает всех любителей спорта, «Афиша» и «Афиша Daily» рассказывают о главных событиях города. Кроме того, у нас есть очень сильная женская вертикаль — Letidor.ru, WMJ.ru и Passion.ru. В этих изданиях публикуются материалы о красоте, здоровье, психологии, образовании, семейных отношениях, моде, знаменитостях. Поэтому, повторюсь, можно смело говорить, что мы охватываем практически все аудиторные сегменты.

Как сейчас пользователь потребляет контент?

Интернет функционирует сложносочиненно. Многие читатели приходят на сайты не только из поисковых систем, но и из агрегаторов и рекомендательных платформ, которые транслируют медиаконтент. Получается, что очень много людей обращают внимание чаще на заголовок, чем на сам бренд СМИ. При этом у каждого медиа есть прямые заходы — постоянная аудитория, и если раньше они составляли бо́льшую часть, то сегодня все поменялось в обратную сторону — СМИ приходится искать своего читателя буквально везде. Поэтому мы особое значение уделяем каналам дистрибуции наших медиа и выходу на новые площадки.

По вашим наблюдениям, насколько изменилось медиапотребление за время пандемии?

Наша статистика говорит о том, что во время пандемии гораздо больше людей стали потреблять новостной контент, и совершенно очевидно, что эта привычка останется с ними еще некоторое время.

При этом, что интересно, очень сильно увеличилась доля людей, которые стали читать развлекательный контент, позволяющий отвлечься от тревожных новостей. Поэтому перед редакциями стояла сложная задача — найти баланс между важными событиями вокруг пандемии и при этом дать читателям легкий, отвлеченный материал. Отдельно хочу сказать про «Чемпионат», который, по словам самих журналистов, научился писать про спорт, когда его не было, и смог создавать новостную повестку самостоятельно, не потеряв свою постоянную аудиторию.

Анна Иванова. Источник: facebook.com/anna.ivanova.3150
Интересно ваше отношение к роботизации новостей: сможет ли пользователь потреблять контент, создаваемый роботом?

Многие медиа уже ориентируются на алгоритмы новостных агрегаторов, пытаются создать «по инструкции» роботизированные новости и зачастую забывают, что контент делается все же для пользователя. Настоящими профессионалами считаются те, кто обладает современными технологиями, знает особенности создания таких новостей и может подготовить на их основе качественный и интересный контент. Но, к сожалению, на медийном рынке довольно много шаблонных новостей, из-за этого читатели быстро закрывают вкладки браузера и уходят читать новости в другие места, например в мессенджеры.

А почему они уходят? В журналистике же очень важен фактчекинг, почему тогда многие предпочитают читать новости в Telegram? Почему, например, так популярен канал Mash? Ответ прост: на нем осталась эмоция и общение с пользователем, умение писать живые тексты и эксклюзивная подача. Поэтому, как только те медиа, которые пишут роботизированные тексты, увидят значительный отток аудитории, они начнут писать по-другому, чтобы ее вернуть.

Кстати, роботы в медиа были всегда. Например, в «Интерфаксе» новости уже давно пишут роботы. Для информационного агентства это нормально. Но все равно приятнее, когда, например, тот же голосовой помощник говорит не сухие факты, а вовлечен в разговор с тобой, эмоционален. Да, безусловно, робот может сделать какие-то вещи, но хороший текст может написать только человек.

Расскажите об успешно реализованных проектах в Rambler Group за последний год.

Этой весной Rambler Group запустила два важных проекта. Первый — для пользователей — сервис отключения рекламы. С его помощью можно читать любые материалы всех медиа и сервисов группы компаний без рекламы.

А второй — социальный проект «Помоги врачу». Читатели наших медиа могли перечислить средства на доставку питания для врачей, задействованных в лечении заразившихся коронавирусом. Вместе нам удалось собрать свыше 2 млн рублей, на которые для врачей закупили и доставили порядка 10 тыс. порций горячего питания и более 290 респираторов с наивысшей степенью защиты.

Что касается развития каналов дистрибуции, я очень горжусь запуском канала Lenta.ru в TikTok, который мы совместно с главным редактором Владимиром Тодоровым реализовали в прошлом году. Нам очень хотелось попробовать поработать на этой площадке, ведь TikTok не «про новости», а больше «про музыку и лайфстайл». Очень трудно через такую призму подавать медийный контент. Мы стараемся разнообразить контент издания на этой площадке, поэтому пользователи TikTok могут там найти деловые, милые, жизненные и приятные новости, а также различные лайфстайл-материалы.

Почему TikTok так популярен?

Под TikTok всегда нужен отдельный продакшен и, соответственно, деньги, которые нужно отбивать, поэтому многие СМИ отказываются от этой идеи. По-моему, TikTok — это все-таки бренд-маркетинг. Он в том или ином виде будет транслировать новостную повестку, потому что это востребовано. Конечно, это будет не лента новостей как таковая, но что-то другое они явно придумают, так как планируют завоевать более взрослую аудиторию. Пока же это только площадка для самовыражения молодежи.

Как цифровое общество изменилось за последние десять лет?

Мы живем в эпоху цифровизации, когда все очень быстро меняется. Это реальность, где можно за 5 минут сделать какой-то документ в онлайне, где ты получаешь рекламу, которая тебе интересна, потому что пользуешься интернетом и уже понятно, к какому сегменту ты относишься, что тебя интересует. Цифровизация проникает во все сферы жизни: голосовые сообщения, технологии умного дома — все это уже наша жизнь.

Детей, которые родились в последние 10–15 лет, уже можно назвать «цифровыми» — я это могу по своему опыту сказать, наблюдая за моими, которым два и четыре года. Они быстрее и лучше ориентируются во всех технологиях, разговаривают с голосовыми помощниками, с Siri и Алисой. Для них это естественный процесс, а для более старшего поколения это эффект «вау». Главное, чтобы цифровой мир работал на благо человека, не нарушая его личные границы.

Почему голосовые помощники стали такими популярными? С чем это связано?

Во-первых, поколение Z (люди, родившиеся в 2000–2017 гг., — прим. ред.) диктует новые тренды. Они плохо воспринимают текст. Те, кому чуть за 20, в мессенджерах общаются только голосом. Они живут в формате сторис — здесь и сейчас, анализируют только то, что происходит с ними сегодня. Они привыкли полностью находиться в системе видео и звука и очень сильно отличаются от тех, кому уже за 30, кто еще предпочитает набирать текстовые сообщения.

Во-вторых, на это повлиял искусственный интеллект и технический прогресс — сказать намного проще, чем напечатать. Умный дом, звуковые помощники — это все очень удобно. Мне кажется, скоро нужное тебе сообщение в переписке можно будет искать по голосу. Сейчас «ВКонтакте» сделал функцию трансляции голосового сообщения в текстовом варианте: пользователю дают выбор — послушать или прочитать сообщение.

Лично мне очень нравятся видеосообщения. Однажды мне нужно было узнать у сына три цифры банковской карты. Он записал видеосообщение, где произнес их смешным голосом. Таким образом внес эмоцию, жизнь в эту информацию, и мне было приятно его слушать.

Как вы считаете, медиа и технологии могут существовать отдельно?

Медиа не могут существовать без технологий. Я всегда хотела находиться на стыке технологий и контента, именно поэтому пошла работать в Rambler Group, отказавшись от многих интересных и выгодных предложений. Я уверена, что это взаимосвязанные вещи, без которых и в дальнейшем нельзя будет завоевать сердца интернет-пользователей.


Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий