img23 декабря 2021 в 09:55

Дмитрий Швецов, «Лаборатория Касперского»: «Среди трендов телефонного мошенничества можно выделить “робозвонки”»

По сведениям «Лаборатории Касперского», в первом квартале 2021 года доля спам-звонков среди всех входящих с неизвестных номеров составила 70%, звонков с подозрением на мошенничество — 6,3%. В интернете есть множество советов, как вычислить телефонного злоумышленника, но люди по сей день попадаются на уловки аферистов. О том, почему так происходит, какие способы телефонного мошенничества эффективны и как вычислить злоумышленника, редактору «Телеспутника» Виктории Егоровой рассказал руководитель отдела обработки и исследования данных «Лаборатории Касперского» Дмитрий Швецов.

По сведениям «Лаборатории Касперского», в первом квартале 2021 года доля спам-звонков среди всех входящих с неизвестных номеров составила 70%, звонков с подозрением на мошенничество — 6,3%. В интернете есть множество советов, как вычислить телефонного злоумышленника, но люди по сей день попадаются на уловки аферистов. О том, почему так происходит, какие способы телефонного мошенничества эффективны и как вычислить злоумышленника, редактору «Телеспутника» Виктории Егоровой рассказал руководитель отдела обработки и исследования данных «Лаборатории Касперского» Дмитрий Швецов.
Почему проблема телефонного мошенничества по-прежнему актуальна?
Я думаю, что эта проблема будет актуальна всегда. Покуда есть люди, которые пытаются получить деньги незаконным путем, и существует социальная инженерия, злоумышленники всегда будут искать способ добраться до кошельков пользователей.
Какие способы телефонного мошенничества больше всего распространены?

Не так давно людей практически в большинстве случаев обманывали путем звонка от фальшивого сотрудника банка: мошенники говорили, что со счетом пользователя якобы происходят подозрительные операции. Злоумышленники строили разговор так, чтобы человек запаниковал и принял неверное решение, назвав все данные карты и код из СМС.

Когда люди практически перестали попадаться на эти уловки, мошенники усложнили схему: они начали звонить якобы от представителей Следственного комитета или полиции. Либо делали это комбинированно: сначала совершали звонок от имени фальшивого сотрудника полиции, а затем переключали на фейковую службу безопасности банка, чтобы все выглядело более правдиво.

Вместе с такой схемой злоумышленники начали искать и другие пути обмана. И нашли их, подключив к своей работе роботов, а точнее стали мимикрировать под роботизированные обзвоны. Вероятно, они пришли к такому решению, потому что к мошенничеству от «человеческих» кол-центров все уже привыкли. Роботы же звучат более убедительно, придавая оттенок серьезной организации. Люди привыкли к тому, что когда они куда-то звонят, им сначала отвечает робот, поэтому такие звонки вызывают больше доверия. Кроме того, использование роботов помогает мошенникам автоматизировать процесс обзвона и самим разговаривать уже только с теми пользователями, кто нажал соответствующую цифру, а значит, поверил в легенду на первом этапе.

Использование роботов помогает мошенникам автоматизировать процесс обзвона и самим разговаривать уже только с теми пользователями, кто нажал соответствующую цифру, а значит, поверил в легенду на первом этапе

Как людям понять, что они общаются с роботом злоумышленников?

В целом, чтобы защититься от мошенников можно воспользоваться техническими и нетехническими методами. Можно поставить на смартфон специализированное приложение, которое с помощью современных технологий определения репутации номера сообщит пользователю о том, что входящий вызов может быть спамом или звонком с подозрением на мошенничество.

Очень важно критически относиться к тому, что говорят собеседники. Допустим, если вам звонят из якобы банка или МВД и просят озвучить какие-либо личные или платежные данные, стоит сразу положить трубку, перезвонить по официальному номеру организации и выяснить, действительно ли происходят какие-то подозрительные операции с картой или счетом.

Какую информацию нельзя сообщать собеседнику во время телефонного разговора?
Нельзя сообщать все, что касается идентификации личности: паспортные данные, пин-коды, номера карт, коды из СМС и push-уведомлений и так далее. По телефону вообще нельзя сообщать какую-либо персональную или платежную информацию. Тем более, официальные представители банков или правоохранительных органов сами никогда не запрашивают такие данные по телефону, так что подобная просьба — изначально повод для подозрения на мошенничество.
Какие тренды телефонного мошенничества наблюдаются сейчас?
Среди трендов телефонного мошенничества можно выделить «робозвонки». В начале этого года их было небольшое количество, а к осени стало в 35 раз больше. Мошенники опробовали новую схему после того, как они поняли, что этот способ мошенничества работает — они начали его развивать и распространять. Тем более, для них такой вид обмана более удобен, так как гораздо проще обзванивать людей роботами, нежели силами живых людей.
Как защитить пожилых людей от телефонного мошенничества?
В первую очередь, нужно установить технические средства, которые защищают от такого рода звонков. Также пожилым людям нужно рассказывать о существующей угрозе телефонного мошенничества, предупреждать о популярных схемах и объяснять, что общаться с теми, кто звонит с неизвестных номеров, необходимо с предельной осторожностью.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий