COVID-19 по-разному отразился на отраслях. Телеком и медиа, на стыке которых как раз работает «Медиалогистика», относительно благополучно пережили пик пандемии. Да, ТВ-реклама упала, но не 30—40%, как в печатных изданиях, а лишь на 10%. Такое снижение не катастрофа, а вызов с вполне достижимыми целями: улучшение креатива, технологическая модернизация и оптимизация бизнеса. Выручка некоторых участников, особенно видеосервисов, даже подросла во время пандемии. В начале режима самоизоляции лично я ожидал, что пандемия даст какую-то передышку, надеялся на снижение активности клиентов, но не тут-то было! Поскольку выросло телесмотрение, провайдеры, наоборот, начали активнее подключать новые телеканалы. Потребовалось наращивание мощности инфраструктуры нашей платформы. Например, когда нужно было подключить дополнительную оптику между узлами «Медиалогистики», мы решали необычную логистическую задачу: требовалось вывести из строгой домашней самоизоляции и собрать одновременно на одной площадке инженеров сразу из четырех организаций. Это получилось и стало новым интересным опытом.
В пандемию мы почувствовали больший рост спроса на доставку разовых видеотрансляций, чем на телеканалы, поскольку концерты, спортивные и другие мероприятия перешли в онлайн-режим. И здесь выиграли те, кто уже был подключен к «Медиалогистике» до пандемии. Потому что в этом случае, к примеру, чтобы подать в сеть «Ростелекома» трансляцию концерта, достаточно было нажать несколько кнопок в личном кабинете платформы «Медиалогистика», при этом не нужно было производить какие-то физические подключения в дата-центрах, многие из которых были закрыты на период карантина. Сильно помогла автоматизация и виртуализация процессов платформы, не требующая присутствия человека на объектах. А вот с теми, кто не успел подключиться до пандемии, были сложности, точнее — задержки. Особенно при подключении на зарубежных площадках. Например, чтобы завершить процесс получения на платформу «Медиалогистики» телеканала Extreme Sports HD, оставалось только буквально воткнуть кабель в порт на оборудовании в Париже. В обычное время эта задача решается за пару дней. Но тогда по всей Франции был полный локдаун. В результате телеканал пришел в Россию с задержкой в месяц, но сейчас все желающие могут его подключить.
Один тренд я уже упомянул — это активное развитие разовых трансляций: боксерские матчи, чемпионаты по различным видам спорта, концерты и интерактивные встречи с любимыми артистами. Люди не имели возможности посетить эти события, поэтому и начал расти спрос на их трансляции. Маркетологи некоторых операторов вовремя ухватились за этот тренд и стали организовывать эксклюзивные и бесплатные трансляции для своих абонентов. Получился интересный инструмент повышения лояльности. «Медиалогистика» в свою стратегию развития включила разовые трансляции задолго до пандемии, у нас был накоплен опыт трансляций очень крупных мероприятий, в том числе с одновременной трансляцией до пяти потоков. Поэтому технологически мы были к этому тренду готовы. Отличие нашего подхода к разовым трансляциям — в максимальной автоматизации. Давно известный факт: ленивый инженер является драйвером построения сервисов с максимальной автоматизацией процессов. Нам удалось организовать сервис разовых трансляций таким образом, что участие человека требуется только при настройке первой трансляции, далее — только в режиме поддержки.
Еще один тренд — превращение онлайн-кинотеатров в многофункциональные OTT-сервисы. Теперь они конкурируют не только ассортиментом фильмов, но и ассортиментом сервисов, включенных в подписку. Здесь и телеканалы, и разовые трансляции, и караоке, и учебные курсы, спортивные тренировки и так далее. Поскольку пандемия увеличила время телесмотрения в интернете, это дополнительно простимулировало развитие телеканалов в онлайне. Важное отличие телевидения в интернете — возможность показа таргетированной рекламы и дополнительный рекламный инвентарь, прероллы. Здесь пандемийный тренд также совпал со стратегией «Медиалогистики». Мы первыми в России подготовили интернет-версию телеканала. Первым был «Матч ОТТ». Для интернет- или ОТТ-версий мы стали добавлять в конце названия «ОТТ»: «ТНТ ОТТ», «Пятница ОТТ», «СТС ОТТ» и так далее, и это оказалось удобно и прижилось в индустрии, чтобы отличать их от эфирных версий. Сейчас на нашей платформе есть ОТТ-версии большинства телеканалов, входящих в мультиплексы. Здесь мы активно сотрудничаем с платформой «Витрина ТВ», которая как раз специализируется на этом направлении. У нас есть удобное решение для вставки как линейной, так и таргетированной рекламы, но, подчеркну, мы не занимаемся продажей рекламы, мы технологическая компания.
Теперь онлайн-кинотеатры конкурируют не только ассортиментом фильмов, но и ассортиментом сервисов, включенных в подписку
Наша миссия — уберизация доставки стримингового видео для B2B- и B2O-сегментов. Для этого мы объединили не только телеком и медиа, но еще и ИТ. Мы работаем над тем, чтобы через личный кабинет в нашей платформе оператор смог получить доступ к каталогу телеканалов и трансляций такого ассортимента, которого будет достаточно, чтобы полностью реализовать собственную контентную политику, в пару кликов заказать видеопотоки и через несколько минут получить их для своих абонентов. И уже не нужно будет бегать по рынку, сопоставляя цены на контент с его технической доступностью. Существенную часть задуманного мы реализовали. Сегодня на нашей платформе доступно большинство российских и зарубежных телеканалов. Востребованность «Медиалогистики» иллюстрирует то, что вся большая десятка операторов, все крупнейшие ОТТ-сервисы и региональные операторы от Санкт-Петербурга до Владивостока уже подключились к платформе. При этом мы предоставили равные условия и для крупных операторов в Москве, и для малых в отдаленных регионах на получение большого пакета качественных телеканалов. И в Москве, и во Владивостоке доступен весь каталог телеканалов по единой цене.
Другая важная миссия — упростить новым телеканалам выход на российский рынок, обеспечить им такой же охват и качество, как и для давно работающих в РФ и финансово более состоятельных. По моему мнению, производители и поставщики должны конкурировать самим контентом, его качеством, а не техническими и финансовыми возможностями.
Мы ведем бизнес сегодня, а в той реальности, которая будет через 20 лет, мы будем заниматься бизнесом через 20 лет. Конечно, у нас есть долгосрочная стратегия, и я согласен, что классическое телевидение перестанет существовать, но не перестанет развиваться видеостриминг. Никуда не исчезнут медиабренды. А чтобы ориентироваться в огромном ассортименте и комфортно взаимодействовать между собой, поставщикам и потребителям видеоконтента в будущем и будет нужна такая платформа, как «Медиалогистика». Кстати, это применимо и к B2C-сегменту. Следующим шагом в данном направлении, возможно, станет развитие агрегаторов ОТТ-сервисов. Ведь пользователю уже сейчас неудобно и накладно переключаться между несколькими площадками, например между «Амедиатекой» и ivi для просмотра двух разных сериалов. Поэтому появляется ниша для бизнеса агрегатора ОТТ-сервисов. Впрочем, это не обязательно будет новая компания — эту роль сможет сыграть и какая-то из существующих платформ.
Крылатая фраза «через 20 лет будет сплошное телевидение» не потеряла актуальности, просто это будет не то винтажное телевидение, которое имел в виду Рудольф из фильма «Москва слезам не верит», а новое телевидение — с AR, VR, ИИ, которое мы еще не видели.