img15 октября 2020 в 10:00

Константин Смирнов, «НТВ-Плюс»: «Выиграет тот, кто сможет вернуть инвестиции за права на вещание»

Количество видеосервисов постоянно растет. Есть ли пределы у этого роста, когда произойдет консолидация игроков и как пандемия повлияла на рынок — на эти вопросы в кулуарах международной конференции ConTech 2020. Content & Technology for Digital TV & Video in Russia «Телеспутнику» ответил директор департамента цифровых продуктов компании «НТВ-Плюс» Константин Смирнов.

Количество видеосервисов постоянно растет. Есть ли пределы у этого роста, когда произойдет консолидация игроков и как пандемия повлияла на рынок — на эти вопросы в кулуарах международной конференции ConTech 2020. Content & Technology for Digital TV & Video in Russia «Телеспутнику» ответил директор департамента цифровых продуктов компании «НТВ-Плюс» Константин Смирнов.
С чем связан рост количества стриминговых видеосервисов?
Количество сервисов растет, потому что все пытаются продвигаться на этом рынке, а он очень ограниченный. К сожалению, платежеспособная аудитория в нашей стране небольшая. А с учетом 8%-ного падения ВВП в этом году она только уменьшается. Но новые игроки на рынке по какой-то наивной причине считают, что если они начнут играть в эту игру, то их ждет невиданный успех. Не ждет, сейчас очень тяжелое время — нужно пересматривать свои концепции и инвестировать в будущее.
Сколько, по вашему мнению, должно быть видеосервисов в России?
Невозможно назвать точную цифру. Сколько должно быть федеральных сотовых операторов в стране? Поначалу мы жили с двумя, потом появился третий, затем и четвертый. Ни один пока не ушел с рынка и все по-прежнему конкурируют. Сейчас их четыре. Оптимально это или нет? Не знаю. Сколько должно быть видеосервисов? Понятия не имею, но думаю, что они станут потихоньку отмирать. Мы еще увидим и громкие, и тихие уходы с рынка. Будет по-разному. Кто сможет продаться, тот и выживет. Сейчас даже самая маломальская киностудия заявляет, что делает свое мобильное приложение и будет продавать через него свой контент. Кому и как она будет его продавать? Да, у крупных компаний есть возможность выкладывать по 10 тысяч рублей за абонента. Вот мы, например, честно признаемся, что привлекаем абонента за 800–900 рублей и это максимум, который готовы платить — с точки зрения эффективности бизнеса и поддержания положительной динамики. Большую сумму вы не отобьете, а зарабатывать хотят все. Вдолгую играть может тот, у кого есть длинное ресурсное плечо.
Произойдет ли консолидация видеосервисов?

Консолидация произойдет у тех, кто умеет продавать. Например, если говорить о спорте, то мы знаем, что продается, а что нет. Я настаиваю на том, что спорт всегда был премиум-контентом. Особенно те виды спорта, которые имеют коммерческий успех. С одной стороны, спорт всегда дороже, чем кино. С другой, права на спортивное вещание стоят очень дорого. Это запредельные цифры, при этом они постоянно растут. Чем более кассовый вид спорта, тем неподъемнее сумма за права на вещание. Допустим, у вас есть возможность купить право на вещание спортивного турнира. Возникает вопрос: «Как эти деньги отбить?». Ведь спортивная аудитория не бесконечна. А сегмент, который готов платить за спортивный контент, еще меньше. И если вы приобрели права за несколько миллиардов, то вам надо хотя бы эти деньги вернуть. Я уже не говорю о том, чтобы заработать.

Иными словами, в этом соревновании победит тот, кто сумеет вернуть свои инвестиции, а не тот, кто непосредственно занимается этим видом спорта. Есть, конечно, исключения, но только в США. Например, НФЛ, Бейсбольная лига, Лига американского футбола, НХЛ, то есть очень специфические виды спорта. И они этим занимаются, потому что у них есть на это средства. Рынок в США очень богатый. Международный олимпийский комитет планирует свое вещание уже давно, но ввязываться в эту игру довольно бессмысленно — деньги не вернуть. То же самое с УЕФА. Вот почему на рынке выиграет тот, кто умеет получать прибыль или хотя бы отбить инвестиции за покупку прав на вещание.

Главный цифровой контент — не полный метр, а именно сериальная продукция. Ее можно очень хорошо продавать.

Если говорить об успешных примерах стриминговых сервисов, как думаете, почему так популярен Netflix?

Во-первых, это удачная бизнес-идея. У Netflix изначально была возможность создать единую подписку, тогда она стоила 9 долларов. Эта возможность есть не у всех. Во-вторых, он оказался в нужном месте и в нужное время. В некотором смысле это был пионер — первым запустил видеостриминг в штатах. Раскрутившись в США и заработав денег, он стал успешно снимать собственный контент — сериалы. И мы понимаем, что это главный цифровой контент — не полный метр, а именно сериальная продукция. Ее можно очень хорошо продавать. Если говорить о спорте, то в нем есть сезонность — как сезон в курортном городке. Именно в это время местные жители и зарабатывают на туристах. За 6 месяцев они должны заработать денег на весь год. Также и со спортивными турнирами — они не бесконечные. А кинопродукт стоит дешевле, и его можно контролировать.

Мы показываем на своей платформе, в том числе, спорт. Опыт помогает спрогнозировать отток зрителей в этом сегменте с точностью, близкой к 100%. Я знаю, что в конце мая-начале июня случится отток, потому что все крупные международные турниры закончатся. А с сериалами не так. Вы можете планировать выход того или иного продукта, а значит, сделать потребление более-менее ровным. В среднем сезон сериала насчитывает 8–10 серий. Они показываются раз в неделю, то есть это примерно два месяца. При этом Netflix стал делать качественные сериалы, что лично меня приятно удивило. Ну и с такой бизнес-моделью они появились первые. Потом уже за ними потянулись все остальные игроки. На OTT-платформе «НТВ-Плюс» есть контент разных тематик. Есть порядка 200 телеканалов — начиная от спорта и заканчивая контентом для взрослых. Поскольку мы агрегатор, у нас нет тематики, которая не была бы закрыта тем или иным способом. А 10 лет назад мы начинали со спорта. Исторически так сложилось, что «НТВ-Плюс» был главным коммерческим вещателем спорта в стране.

Повлияла ли пандемия на ваш видеосервис?
Определенный процент наших пользователей ушел навсегда. Как только исчезли спортивные события в середине марта, мы потеряли порядка 30% абонентской базы в течение короткого времени. С другой стороны, у нас произошел всплеск смотрения в других тематиках, например, взрослого и детского контента. В итоге мы не потеряли прежние темпы роста - как росли, так и растем, как раз за счет разнообразия предложения. У нас есть возможность комбинировать тематики так, как надо нам.
Как вы планируете развиваться дальше?
В этом году количество пользователей онлайн-телевидения «НТВ-Плюс» достигло рубежа в 10% от общего числа наших абонентов. После чего стало понятно, что это действительно бизнес, который показывает хорошие результаты и в который можно инвестировать. Спутниковое телевещание — это все-таки нишевая услуга. Она не умрет никогда, потому что страна у нас большая и всегда найдутся места, где посмотреть телевидение другим способом просто невозможно. В любом случае понятно, что рынок спутникового вещания поделен и, по сути дела, продажа новых подписок компенсирует отток старых абонентов. Что касается ОТТ-вещания, то последние три года мы удваиваем абонентскую базу вне зависимости от пандемии и других кризисов. Рынок цифрового вещания будет расти. И понятно, что в него нужно вкладывать деньги.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий