Консолидация произойдет у тех, кто умеет продавать. Например, если говорить о спорте, то мы знаем, что продается, а что нет. Я настаиваю на том, что спорт всегда был премиум-контентом. Особенно те виды спорта, которые имеют коммерческий успех. С одной стороны, спорт всегда дороже, чем кино. С другой, права на спортивное вещание стоят очень дорого. Это запредельные цифры, при этом они постоянно растут. Чем более кассовый вид спорта, тем неподъемнее сумма за права на вещание. Допустим, у вас есть возможность купить право на вещание спортивного турнира. Возникает вопрос: «Как эти деньги отбить?». Ведь спортивная аудитория не бесконечна. А сегмент, который готов платить за спортивный контент, еще меньше. И если вы приобрели права за несколько миллиардов, то вам надо хотя бы эти деньги вернуть. Я уже не говорю о том, чтобы заработать.
Иными словами, в этом соревновании победит тот, кто сумеет вернуть свои инвестиции, а не тот, кто непосредственно занимается этим видом спорта. Есть, конечно, исключения, но только в США. Например, НФЛ, Бейсбольная лига, Лига американского футбола, НХЛ, то есть очень специфические виды спорта. И они этим занимаются, потому что у них есть на это средства. Рынок в США очень богатый. Международный олимпийский комитет планирует свое вещание уже давно, но ввязываться в эту игру довольно бессмысленно — деньги не вернуть. То же самое с УЕФА. Вот почему на рынке выиграет тот, кто умеет получать прибыль или хотя бы отбить инвестиции за покупку прав на вещание.
Главный цифровой контент — не полный метр, а именно сериальная продукция. Ее можно очень хорошо продавать.
Во-первых, это удачная бизнес-идея. У Netflix изначально была возможность создать единую подписку, тогда она стоила 9 долларов. Эта возможность есть не у всех. Во-вторых, он оказался в нужном месте и в нужное время. В некотором смысле это был пионер — первым запустил видеостриминг в штатах. Раскрутившись в США и заработав денег, он стал успешно снимать собственный контент — сериалы. И мы понимаем, что это главный цифровой контент — не полный метр, а именно сериальная продукция. Ее можно очень хорошо продавать. Если говорить о спорте, то в нем есть сезонность — как сезон в курортном городке. Именно в это время местные жители и зарабатывают на туристах. За 6 месяцев они должны заработать денег на весь год. Также и со спортивными турнирами — они не бесконечные. А кинопродукт стоит дешевле, и его можно контролировать.
Мы показываем на своей платформе, в том числе, спорт. Опыт помогает спрогнозировать отток зрителей в этом сегменте с точностью, близкой к 100%. Я знаю, что в конце мая-начале июня случится отток, потому что все крупные международные турниры закончатся. А с сериалами не так. Вы можете планировать выход того или иного продукта, а значит, сделать потребление более-менее ровным. В среднем сезон сериала насчитывает 8–10 серий. Они показываются раз в неделю, то есть это примерно два месяца. При этом Netflix стал делать качественные сериалы, что лично меня приятно удивило. Ну и с такой бизнес-моделью они появились первые. Потом уже за ними потянулись все остальные игроки. На OTT-платформе «НТВ-Плюс» есть контент разных тематик. Есть порядка 200 телеканалов — начиная от спорта и заканчивая контентом для взрослых. Поскольку мы агрегатор, у нас нет тематики, которая не была бы закрыта тем или иным способом. А 10 лет назад мы начинали со спорта. Исторически так сложилось, что «НТВ-Плюс» был главным коммерческим вещателем спорта в стране.