img
img22 июня 2021 в 10:04

Ксения Сухотина, «Русатом Инфраструктурные решения»: «“Умный” город — это прежде всего устойчивый и комфортный город»

«Умный» город — вектор дальнейшего социально-экономического развития городов, который способен привести к созданию качественно нового уровня жизни населения при соответствующем совершенствовании подходов к муниципальному управлению. Генеральный директор АО «Русатом Инфраструктурные решения» (в составе госкорпорации «Росатом») Ксения Сухотина рассказала главному редактору «Телеспутника» Павлу Желтову о преимуществах «умного» города, реализованных проектах, цифровизации ЖКХ, развитии транспортного комплекса с применением цифровых технологий в Сахалине, а также о кейсе, связанном с созданием платформы управления зданиями.

«Умный» город — вектор дальнейшего социально-экономического развития городов, который способен привести к созданию качественно нового уровня жизни населения при соответствующем совершенствовании подходов к муниципальному управлению. Генеральный директор АО «Русатом Инфраструктурные решения» (в составе госкорпорации «Росатом») Ксения Сухотина рассказала главному редактору «Телеспутника» Павлу Желтову о преимуществах «умного» города, реализованных проектах, цифровизации ЖКХ, развитии транспортного комплекса с применением цифровых технологий в Сахалине, а также о кейсе, связанном с созданием платформы управления зданиями.
«Росатом» развивает концепцию «Бережливый умный город». В чем его отличие от обычного «умного» города? Что это дает власти и жителям?
Концепция «Росатома» по «умному» городу полностью укладывается в видение Минстроя и Минцифры и дополняет их. Это единая информационная среда, комплекс технических или цифровых решений, которые с одной стороны должны помочь муниципалитету добиться эффективного управления, а с другой — повысить уровень безопасности и комфорта жителей. В свою очередь, мы еще добавляем сюда интеграцию существующих информационных систем, а также предварительную настройку процессов в самом муниципалитете. В конечном итоге «умный» город — это прежде всего устойчивый и комфортный город.
С чем люди сталкиваются в городах сегодня?
С неоптимальными процессами, мало кто их слышит, они не вовлечены в развитие города, не имеют доступа к актуальным достоверным данным, многое происходит на бумаге. Чтобы исправить положение, мы проводим аудит и перенастройку процессов перед цифровизацией.   У нас есть собственная методология LEAN SMART CITY, основанная на производственной системе «Росатом» и Toyota Production System. С ее помощью все процессы анализируются, выявляются проблемы, совместно с администрацией выстраиваются проекты улучшения и устраняются потери. Основные результаты применения такого подхода — сокращение времени протекания процессов, рост производительности труда, возможность двустороннего взаимодействия с жителями, повышение безопасности и устойчивости территорий к чрезвычайным ситуациям, а также рост удовлетворенности населения властью и доверия к ней.
Недавно вы реализовали проект комплексной подготовки к цифровой трансформации в Южно-Сахалинске. Расскажите, каких результатов достигли?
В результате проекта проведен анализ и просчитана стоимость 1200 рабочих операций сотрудников муниципалитета. Из них 240 операций себестоимостью в фонде оплаты труда более 1 млн рублей в год отобраны, ранжированы по степени окупаемости применения цифровых решений. Десять сквозных процессов переведены в электронный формат, что повысило их скорость в среднем в 2,7 раза. Также переданы в тестовую эксплуатацию новые цифровые сервисы и составлен прикладной план, по сути, дорожная карта дальнейшей цифровизации муниципалитета.
Фото: Depositphotos
Сейчас вы тиражируете в Ставропольском крае проект «Умный город», реализованный в городе Железноводске. Что можете сказать об этом проекте?
В Железноводске вместе с администрацией города и региона в очень короткие сроки был реализован уникальный проект. Внедрена система отслеживания передвижения общественного транспорта, установлены «умные» остановки и «умные» пешеходные переходы. Действует система интеллектуального учета потребления коммунальных ресурсов и накопления твердых бытовых отходов. В детских садах и школах смонтированы датчики, фиксирующие потребление воды, тепла, электроэнергии. Благодаря круглосуточному мониторингу удается экономить около 20% от ранее потребляемого объема ресурсов. Уникальным решением для Железноводска стало создание цифровой туристической инфраструктуры. В городе установлены специальные интерактивные панели, где турист может получить актуальную информацию о событиях, достопримечательностях, туристических маршрутах. Создано и активно используется мобильное приложение, которое, в том числе при помощи push-уведомлений, заранее сообщает обо всех мероприятиях, позволяет построить различные экскурсионные маршруты, информирует туристов о событиях в городе и возможностях отдыха. Дополняет сервисы специальный туристический интернет-портал Железноводска. Все три приложения объединены в одну цифровую среду и работают совместно с другой инфраструктурой «умного» города. Проект выиграл федеральный конкурс «Лучшая муниципальная практика» и получил грант в 75 млн рублей, которые пойдут на дальнейшую цифровизацию. Наши проекты реализуются в более 50 городах страны — от Мурманска до Сахалина. А после подписания соглашения с Камчатским краем, надеемся, что пойдем и до Камчатки.
Совместно с правительством Мурманской области ваша компания внедрила и развивает единую цифровую платформу регионом. Как она позволяет оцифровать региональное управление?
Вы тоже, я думаю, видите, что рост источников и объема информации уже не позволяют управлять процессами в ручном режиме, как и полагаться на классические бумажные отчеты. Для обеспечения эффективного планирования и оперативного реагирования данные нужны здесь и сейчас, в режиме онлайн. Поэтому как никогда актуален переход всех участников решения той или иной задачи в отраслевые информационные системы с обеспечением их последующего сопряжения и интеграции. В Мурманске правительством региона было решено внедрять «умный» город сразу на региональном уровне, сделав упор на создании отраслевых систем в таких сферах как общественный транспорт, инвестиционная деятельность, ЖКХ, туризм, безопасность и взаимодействие с жителями области. Все системы создаются и интегрируются на базе Центра управления регионом, который, по сути, является цифровым двойником региона и обеспечивает не только отработку сигналов жителей, но и аналитическую поддержку процессов подготовки и принятия решений органов исполнительной власти и местного самоуправления. Вместе с регионом мы создали комплекс информационно-аналитических систем, объединенных на единой цифровой платформе, который помогает правительству в работе. Там осуществляется сбор и анализ информации, взаимодействие с жителями и бизнесом, повышение инвестиционной и туристической привлекательности области. Всего в настоящее время интегрировано более 20-ти информационных систем 16-ти ведомств. Например, Интеллектуальная система ЖКХ предназначена для обеспечения достоверной информацией о состоянии объектов жилищно-коммунального хозяйства, контроля поставки и потребления ресурсов, оперативной поддержки служб в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Интеллектуальная транспортная система позволяет в автоматическом режиме осуществлять мониторинг пассажирского транспорта, контролировать параметры транспортного потока, централизованно управлять системами информирования участников дорожного движения. Система мониторинга уборки территории позволяет отслеживать факт исполнения условий договоров с предприятиями на основе навигационных данных, данных фото- и видеофиксации не только по механизированной, но и по ручной уборке дорог и объектов.
Фото: Depositphotos

Какую пользу это несет жителям области?
Во-первых, оперативное реагирование на сообщения. Для региона важно, чтобы работа различных служб и ведомств, в том числе по проблемам жителей, была синхронизирована. К примеру, сообщения жителей по вопросам отопления автоматически попадают в Интеллектуальную систему ЖКХ, по уборке снега — в Систему мониторинга уборки территории — на отработку со стороны профильных специалистов. Во-вторых, повышение качества информирования и расширение перечня удобных онлайн-сервисов. Например, на региональном портале «Наш Север» можно отслеживать работу коммунальной техники. А в начале июня здесь был введен в эксплуатацию туристический портал региона. Причем это не просто цифровой гид. Здесь можно сразу оплачивать понравившиеся экскурсии, авиабилеты, бронировать гостиницы. Это комплексный, удобный продукт, который, станет надежным помощником для гостей арктического региона.
Одним из самых отсталых секторов в плане цифровизации является ЖКХ. Какие существуют возможности, чтобы исправить эту ситуацию?
Это действительно так и поскольку значительная часть нашего бизнеса связана с энергетикой и ЖКХ, мы знаем это на практике. На своих предприятиях мы уже запускаем соответствующие проекты. В частности, в городе Глазов Республики Удмуртия внедряем собственную разработку — систему «Цифровой водоканал». Она состоит из трех компонентов: инфраструктуры для сбора и передачи данных, SCADA-системы (Supervisory Control And Data Acquisition — диспетчерское управление и сбор данных, — прим. ред.), куда они поступают и обрабатываются, а также программных модулей. Модуль «Анализ балансов» собирает сведения об объеме поднятой и отпущенной потребителям воды. Сопоставление этих данных позволяет выявить и локализовать потери, чтобы оперативно устранить их причины — аварии, манипуляции со счетчиками, незаконные врезки. Модуль «Анализ режимов» собирает данные по давлению, КПД и удельному расходу электроэнергии на кубометр воды и позволяет, задавая и корректируя параметры, поддерживать оптимальный режим работы насосов, избегая перерасхода электроэнергии. Данные собираются в режиме реального времени, поэтому при аварийном падении давления и других нештатных ситуациях сотрудники водоканала сразу узнают о проблемах и быстрее устраняют их. Модуль «Заявки» помогает контролировать аварийные и планово-предупредительные работы с учетом имеющихся сотрудников и техники. В электронных заявках видно, кто и как долго выполняет заявку, когда она была заведена, какие материалы и техника понадобились, где находится техника — можно посчитать время и себестоимость выполнения каждой заявки. Анализ истории вызовов, особенно повторных, дает понимание, что мешает эффективности ремонтов, каких ресурсов не хватает. Модуль «Обходчик-контролер» выстраивает точное расписание работы мастеров по заявкам. Обходчики получают задание на служебный телефон или планшет и едут сразу на объект. В заявку сразу подгружаются данные по абоненту и его счетчикам воды, телефон интегрирован с мобильным принтером. Другая функция модуля — контроль за персоналом, в том числе геолокационный. Модуль «Центральная панель» дает главе компании или собственнику статистику по всему предприятию: динамику инцидентов, исполнение инвестпрограммы, количество аварий в определенный период, платежи. В совокупности это позволяет существенно повысить эффективность и надежность работы городского водоканала. В частности, по нашим расчетам потери в сетях должны снизится до 11%, потребление электроэнергии — до 20%, производительность труда контролеров повысится до 60%. Также за счет внедрения модуля «Заявки» повышается эффективность ремонтных работ на сетевых объектах и работа транспорта и техники.

Фото: Depositphotos
На Петербургском международном экономическом форуме вы подписали соглашение с губернатором Сахалинской области по развитию транспортного комплекса с применением цифровых технологий. Что вы планируете в регионе и как это улучшит транспортную ситуацию на острове?
Сотрудничество «Росатома» и Сахалинской области носит комплексный стратегический характер и затрагивает самые разные сферы экономики. Подписанным соглашением открывается новое транспортное направление. Оно объединит компетенции Сахалина и «Росатома» в этой области, позволит провести модернизацию системы общественного транспорта в регионе на современной технологической основе с применением «зеленых» технологий, современных цифровых решений и искусственного интеллекта. Мы намерены совместно провести комплексную модернизацию системы общественного транспорта, в том числе с постепенным переводом автопарка на электрические двигатели. Также обсуждаем создание единого оператора и интеллектуальной транспортной системы городского общественного транспорта Южно-Сахалинской агломерации. Планируем сотрудничество в области строительства новой инфраструктуры пассажирского автотранспорта, включая зарядную инфраструктуру, остановки общественного транспорта, центр безопасности дорожного движения, дорожную инфраструктуру. Кроме того, «Русатом Инфраструктурные решения» в ходе работы в регионе планирует внедрение новых цифровых сервисов и услуг в рамках реализации проектов, а также их интеграцию на единой информационной платформе.
В рамках хакатона «Цифровой прорыв» вы представили кейс, связанный с созданием платформы управления зданиями, предприятиями. Что конкретно вы делаете в этом направлении?
«Росатом» включает в себя сотни крупных производственных объектов. Помимо необходимости автоматизации в сфере управления производством дочерние компании госкорпорации решают задачу автоматизации в сфере управления самими производственными комплексами. Сюда входят различные системы безопасности, сигнализации, управления температурными режимами, освещенностью. Архитектура автоматизированной системы управления и диспетчеризации должна обеспечивать централизованный мониторинг, представляя собой гибкую, свободно программируемую распределенную систему. При этом количество устройств, датчиков, различных систем постоянно увеличивается и одновременно растут требования как к глубине автоматизации инженерных систем, так и к функциональным возможностям. Поэтому, по сути, сегодня требуется не просто система мониторинга, а платформа, обеспечивающая возможность быстрой обработки данных, аналитики, прогнозирования, контроль всех событий и действий персонала. Такая система должна интегрироваться как с оборудованием, так и с другими информационными системами. Наличие платформы позволяет свести различные протоколы и форматы данных в один программный интерфейс, гарантируя точную передачу данных и взаимодействие со всеми устройствами. Это повысит скорость обработки информации, рост безопасности и эффективность эксплуатации, снизить затраты на содержание, обеспечит оперативную реакцию на нештатные ситуации. В масштабах госкорпорации это даст экономию в сотни миллионов рублей. Фактически при создании такой системы автоматизации идет речь о формировании виртуального аналога реального объекта — цифрового двойника зданий. Похожие платформы представлены на рынке, но в основном они используют зарубежное программное обеспечение, и не могут использоваться на стратегических объектах, поэтому в «Росатоме» возникла необходимость разработки собственной. Потенциально она также может быть использована компаниями за пределами атомной отрасли в рамках общей стратегии создания цифровой экономики и цифровых производств.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий