Исторически мы наращивали экспертизу именно в киносериальном контенте. В 2007 году мы стартовали с трех телеканалов, в 2013-м запустили телеканалы премиального контента под суббрендом «Суперкино». В течение всех этих лет мы расширяли линейку киносериальных телеканалов, пересматривали программную политику, проводили ребрендинги, следили за трендами. В определенный момент мы поняли, что детский контент у нас хоть и представлен, но встроен в сетку телеканалов с возрастным ограничением 16+. Это телеканалы «Любимое», «Премиальное» и «Душевное». На «Душевном» и «Любимом» мы запустили детские линейки, а в случае с «Премиальным» устраиваем марафоны детского контента в течение целого дня. Но так или иначе перечисленные телеканалы рассчитаны главным образом на взрослую аудиторию. И мы решили, что, имея очевидный спрос на детский контент и обладая глубокой экспертизой в киносериальной продукции, будет правильно запустить телеканал для юной аудитории и собрать интересный контент, который целиком и полностью ориентирован на детскую аудиторию. Приняв во внимание все перечисленные факторы, в апреле мы запустили телеканал «ТипТоп», а в июне — «Чижик».
«ТипТоп» — это современная анимация, в знании которой дети заметно превосходят своих родителей. В противовес телеканалу «ТипТоп» эфир телеканала «Чижик» наполнен контентом, который был снят тогда, когда детьми были мы. Этот контент хорошо знаком и нежно любим родительской аудиторией. Чаще всего именно взрослый зритель включает такой телеканал, желая приобщить своего ребенка к тому доброму и душевному контенту, на котором он вырос сам. И вот эти два телеканала — единое целое, которое сможет покрыть потребность в детском контенте у всей семьи.
Чаще всего любой нишевый телеканал — это коммерческий продукт. И вполне логично, что все начинается с анализа спроса и предложения. То есть мы следим за трендами и стараемся вовремя фиксировать, что уходит из поля зрения клиента, а что становится более востребованным. Поэтому, если говорить о Триколоре, то любой проект, который мы запускаем внутри имеющегося телеканала либо когда речь идет о новом телеканале, то сначала всегда ведется анализ. Исходя из полученной аналитики, которая затрагивает разные факторы смотрения, мы принимаем решение, что и когда запускать, и запускать ли вообще.
В горизонте последних двух-трех лет каких-то глобальных изменений нет. Самое топовое смотрение как было, так и есть у киносериального контента. В 2021 году стал оживать кинотеатральный бизнес и, как следствие, стали появляться цифровые премьеры на онлайн-платформах. Интерес к этому контенту очень высокий, особенно если говорить о голливудских новинках и фильмах в составе активных франшиз. Тренд на детское смотрение тоже растет. Единственное, что я здесь отмечу: 2020 год перемешал нам все карты. Например, говоря о детском смотрении, в 2020-м у него был фантастический взлет, а сейчас в сравнении с тем периодом есть некое проседание. Но если не фокусировать внимание на пандемийном годе и просмотреть линию тренда от 2018 года до текущего момента, то детское смотрение, безусловно, растет.
Важно понимать, что есть ряд внешних факторов, смещающих интересы аудитории в ту или иную сторону. И если в мире происходит что-то экстраординарное, то это событие может повлечь за собой интерес к контенту, в котором освещается это событие. Например, во время зимней Олимпиады все топы возглавляли программы, которые связаны с фигурным катанием, лыжными гонками и биатлоном. При этом важно понимать, что все имеет свои границы: когда проходит событие, то и интерес к нему резко снижается. А из того, что постоянно находится в поле зрения нашего зрителя и имеет устойчивый спрос, — это кино и сериалы.
Бразильские сериалы в нашей стране появились много лет назад. Другое дело, что когда мы говорим «бразильский сериал», то чаще всего имеем перед глазами образ в некотором роде сказки с очень сильной романтической линией, в которую вплетены интриги, месть, внутрисемейные конфликты, и все это лихо закручено и интересно.
Но современная Бразилия — это другой уровень контента. И Триколор, наверное, первый, кто предложил российским зрителям данный контент за долгие годы его почти полного отсутствия на российском ТВ. Все, что Бразилия снимала несколькими десятилетиями ранее, было ориентировано на максимально широкую женскую аудиторию. Но тот контент, который страна производит сейчас, отличается по многим параметрам: манерой повествования, проблематикой, конфликтами, динамикой. Более того, ряд сериалов затрагивают социальную тематику. Поэтому, когда мы говорим «бразильский сериал», то должны понимать, что прежняя Бразилия и Бразилия сейчас — это два разных уровня, и мы проводим этот эксперимент с тем, чтобы посмотреть, насколько интересен будет аудитории современный контент.
В России очень много сериальной продукции из других стран, которая востребована у наших зрителей. Тут все зависит от целевой аудитории. Если говорить про телеканал «Романтичное», то у его целевой аудитории в топе — турецкий контент. Это качественные сериалы с четкой сюжетной составляющей, с понятной структурой, поэтому на этот контент и идет аудитория, которая есть на «Романтичном» и которая могла бы быть на телеканале. Есть сегмент аудитории, предпочитающей азиатские сериалы. Очень лояльная аудитория сформировалась и у европейского сериального контента, особенно если говорить про скандинавские сериалы.
Сразу уточню, что, говоря о 4К-клиентах, мы имеем в виду главным образом подписчиков нашей флагманской услуги «Единый Ultra». В пакет входят свыше 200 каналов, онлайн-кинотеатр «Триколор Кино и ТВ», оригинальный контент Premier, новинки и хиты Amediateka. Кроме того, мы предлагаем довольно интересную подборку детского контента в рамках этого же тарифа, а также даем возможность подписчикам «Единого Ultra» смотреть в онлайне новые серии турецких и бразильских сериалов на день раньше, чем в ТВ-эфире.
Флагманская подписка доступна как клиентам с классическим спутниковым оборудованием, так и тем, кто пользуется нашими гибридными приемниками. Мы рассчитываем, что число подписчиков «Единого Ultra» будет постоянно расти.
Мы все рассчитываем на развитие, но сейчас оказались перед общей глобальной проблемой — уход мейджоров из России. Чтобы двигаться вперед, необходим новый контент. Триколор, который, к слову, имеет долгосрочные действующие контракты с голливудскими студиями, находится в постоянном поиске высококлассных сериалов и фильмов, чтобы наш клиент в любое время имел возможность посмотреть то, что ему интересно. Безусловно, мы смотрим в сторону стран, которые наращивают производство и выпускают все более качественные фильмы и сериалы.
Другое дело, что обостряется вопрос пиратства. У нас за последние годы сформировался сегмент аудитории, готовой платить за контент. Вдобавок к этому большое количество пользователей были на грани: они имели привычку смотреть контент у пиратов, но уже были не против платить за него легальным платформам и даже совершали такие попытки, покупая отдельные новинки или краткосрочные подписки.
Сейчас очень важно, чтобы клиенты любой платформы, любого телеканала понимали, что контент — это инвестиции, и когда телеканал инвестирует деньги в производство или закупку контента, он ожидает, что эти затраты окупятся. Когда инвестиции возвращаются — телеканал снова вкладывает деньги в новый контент, и в итоге в выигрыше все: и телеканалы, которые развиваются, и клиенты, которые получают регулярно обновляемую библиотеку контента. Получается позитивный замкнутый круг.
Пиратство же — это игра в одни ворота. То есть телеканал инвестирует в условный пакет сериалов деньги, зрители очень ждут эти сериалы, просят их приобрести и локализовать, но в итоге часть аудитории уходит к пиратам. И чем уже аудитория того или иного типа контента, тем важнее, чтобы зрители посмотрели его на официальном телеканале. Поскольку если часть и без того узкой аудитории уйдет к пиратам, то нивелировать потерю будет некому. В результате рейтинги сериалов будут низкими, инвестиции не вернутся, а в проигрыше в итоге окажется аудитория. Конечно, у пиратов может быть представлен контент, но он некачественный и непрофессионально локализованный. Поэтому я всячески призываю наших зрителей и клиентов к осознанному потреблению контента.