Как вы оцениваете рынок MVNO в России?
В России очень хороший и динамичный рынок MVNO. Особенно на нём представлен банковский сектор. Если сравнивать с более старыми рынками в Европе, то мы в некоторой степени вырвались вперёд, но при этом сохраняем огромный потенциал. На данный момент на отечественном рынке активно представлен t2 (бывший Tele2), но с подключением новых опорных операторов ситуация станет более динамичной.
На мировом рынке активное развитие MVNO началось с некоторых стран Европы. Однако ситуация разнится от государства к государству. При этом удачные кейсы применения виртуальных операторов можно найти в совершенно неожиданных странах. Например, в Кении, где «Пума биллинг» создала MVNO для Equity Bank.
Они запустили свое MVNO достаточно много лет назад. Создание мобильного оператора прошло успешно. У них 3 млн абонентов с учётом того, что у банка 10 млн клиентов. Это очень хороший показатель.
Важно отметить, что многим виртуальным операторам сегодня тяжело зайти на некоторые рынки просто потому, что многие клиенты не знаю что такой подход возможен. Есть определённый психологический барьер, однако в России он пройден. Определённую роль тут сыграли «Т-мобаил» и «СберМобаил». В нашей стране пользователи и представители бизнеса поняли, что есть альтернативы, которые не уступают по качеству и доступности связи. А обычно MVNO даже дешевле.
Какую стратегию вы выбрали?
За последние два года мы сделали достаточно большие инвестиции, но речь не совсем про импортозамещение. Мы начали уходить от западных вендоров исходя из других соображений. Примерно шесть лет назад мы пришли к выводу, что надо полностью избавляться от компонентов, которые принадлежат сторонним вендорам. Поэтому мы перешли на стратегию развития собственного продукта, основанного на технологии «опен сорс».
На самом деле, чтобы разработать новый продукт, который был бы создан на технологии «опен сорс», нужно проделать огромную работу. Думаю, сегодня мы в России единственные, у кого есть такой уникальный продукт. Часто наши коллеги идут по пути переработки, чтобы избавиться от отдельных компонентов, таких как Oracle. Однако я думаю, что архитектура проекта должна быть изначально выстроена по-другому, и нам это далось не просто.
В декабре Платформа Управления Мобильной Архитектурой (ПУМА) внесена в Реестр российского программного обеспечения и программное обеспечение прошло необходимый аудит, кроме этого, ПУМА полностью сертифицирована и соответствует закону о связи. На данный момент наше решение полностью соответствует всем требованиям закона в плане сертификации и соответствия для критической инфраструктуры.
Какие преимущества вы предоставляете для клиентов?
Наше решение позволяет начать операции значительно быстрее конкурентов и с меньшими вложениями ресурсов.
Для запуска бизнес процессов работы мобильного оператора, процессов продаж и обслуживания у нас уже готовы все полноценные интерфейсы CRM, POS с которыми MVNO сразу могут начать работу и для этого не потребуется дополнительных усилий. Часто конкуренты декларируют тоже самое, но по факту сразу после подписания контракта просят предоставить клиента детальные описания всех бизнес процессов для последующей разработки в системе, это к сожалению очень распространённый случай.

Для клиентов наши преимущества существенны. Давайте представим, что раньше у вас был старый кнопочный телефон Nokia, а сейчас новенький iPhone. С одной стороны это тоже самое — это тоже телефон, с него также можно звонить, но это большой шаг вперёд. Это продукт, который создан с самыми последними интернет-технологиями. Поэтому с точки зрения эргономики, масштабируемости и функций это совершенно иной уровень.
С какими российскими компаниями вы работаете?
На данный момент мы как подрядчик работаем с мобильным оператором связи t2. У нас есть несколько крупных клиентов, которые используют наш биллинг. Среди них, например, банк «ВТБ». Кроме того, сейчас на очереди запуск ещё одного крупного банка. Немаловажно то, что наш продукт адаптирован под российский рынок, который весьма специфичен.
Как можно запустить MVNO на «Пума»?
Наша цель заключается в том, чтобы сделать такой продукт, который со временем будет полностью доступен в режиме «онлайн» через интернет. Например, клиент заходит в свой личный кабинет, где ему предоставляется доступ к нашим конфигурационным интерфейсам и ресурсам, благодаря которым он может поднять свой собственный телеком-бренд. Это наша среднесрочная перспектива и наша целевая модель.
Сегодня при запуске клиента перед нами стоит два ключевых вопроса, которые сильно сказываются на скоростях и расходах, связанных с запуском виртуального оператора. Первый — это кастомизация под требования конкретного клиента: что ему нужно от продукта, от услуги, как он хочет совместить её со своим продуктом. Второй аспект — это интеграция с опорным оператором.
Если говорить о кастомизации продукта под требование клиента, то возникает следующий вопрос — какое количество доработок потребуется? Что можно сделать кастомизацией, а что изменением конфигурации? Если 99% работы можно выполнить изменением конфигурации, а остальную часть доработать, то это несложно. Кроме того, это будет совсем недорого. В этом плане мы значительно опережаем всех.

«Пума» позволяет большую часть процессов и требований покрыть простой конфигурацией без необходимости делать какие-то существенные доработки продукта, которые обычно бывают дорогими, сложными и повышают «барьер» для запуска виртуального оператора.
Второй вопрос — это интеграция с опорным оператором. Мы прекрасно знаем как это делается, поскольку работали не только в России, но и за рубежом. Уже несколько лет нашим партнёром является t2, однако сегодня открываются и дополнительные перспективы.
Насколько мне известно, при запуске MVNO многие сталкиваются с проблемой создания мобильного приложения, без которого невозможно представить современного оператора. Как вы решаете эту проблему?
У нас есть разработанный white label — это стандартное мобильное приложение, которое мы можем быстро адаптировать под конкретную лицензию и заказчика. Оно уже интегрировано в архитектуру «Пумы». Новый клиент может поменять в нём брендинг, кастомизировать его или доработать под какие-то требования. При этом в приложении есть базовый функционал, поэтому это всё можно сделать быстро и недорого.
Я считаю, что это большое преимущество. Потому что сегодня запускать мобильного оператора без приложения невозможно. Соответственно, это несёт в себе очень большие расходы. Если делать такое приложение «с нуля», то это будет стоить очень больших денег.
Сколько занимает запуск MVNO на «Пума»?
Я могу привести пример из уже существующей интеграции с опорным оператором. К нам обратился клиент, у которого уже были проработаны требования и он прекрасно знал, что ему нужно. В результате базовую конфигурацию виртуального оператора нам удалось запустить примерно за три недели.