Следует учесть, что есть меры господдержки, которыми могут воспользоваться операторы связи, и меры господдержки, направленные именно на ИТ-компании, причем только аккредитованные Минцифры в установленном законом порядке.
Касаясь господдержки операторам связи, отмечу три значимые меры, которые позволяют сэкономить деньги, вложить их в наиболее востребованные направления, например, связанные с импортозамещением.
Первая мера была принята на уровне решений ГКРЧ. Это введение моратория на организацию покрытия LTE-сетями федеральных трасс и населенных пунктов с численностью более тысячи человек. Теперь здесь нет жесткого требования, поэтому в 2022 году ранее предусмотренные на эти цели деньги можно инвестировать в другие направления.
Вторая — совместное использование радиочастотного спектра и доступа к уже построенной инфраструктуре операторами универсального обслуживания в труднодоступных и малонаселенных пунктах. Процедуры по использованию спектра немного упрощаются, правда, упрощения будут действовать с июля текущего года — регулятору требуется время для перестройки своих внутренних процессов и внедрений в практику.
Третья — послабления в рамках так называемого «закона Яровой», по поводу которого у операторов связи было много переживаний, потому что его соблюдение требует существенного вложения инвестиций. Теперь операторам предоставляется возможность не хранить трафик общедоступных теле- и радиоканалов, также стриминговых сервисов. Это действительно большой плюс и облегчение. Еще на год продлили отмену ежегодного увеличения мощностей для хранения трафика, который проходит через интернет-провайдера.
Тема ИТ-маневра не нова, а в связи с геополитическими событиями получила свое развитие
В ИТ-отрасли ситуация интереснее. Тема ИТ-маневра не нова, а в связи с геополитическими событиями получила свое развитие. На ИТ-специалистов делается ставка, и ИТ-компаниям как работодателям предоставляются инструменты для предотвращения утечки кадров: льготные ипотеки, отсрочка от призыва на военную службу.
Государство предоставило налоговые льготы, которые позволяют сэкономить, инвестировать свободные деньги в развитие отечественного ПО (программное обеспечение, — прим. авт.), технологий. Но обнуление ставки налога на прибыль я бы не отнесла к самой значимой мере. Упомяну важное письмо Федеральной налоговой службы (ФНС, — прим. авт.), согласно которому выделение ИТ-департамента в отдельный бизнес не будет рассматриваться в качестве дробления бизнеса, поэтому компании могут проводить такую реорганизацию, не опасаясь начисления налогов.
Это первый важный момент содержания письма ФНС. Второй важный момент — до марта 2025-го выездных налоговых проверок тоже не будет. Указом Президента РФ также наложен мораторий на проверки со стороны регулирующих органов до 2024 года включительно.
На мой взгляд, это вопрос поиска баланса частных и публичных интересов, потому что с этим предложением телеком-операторы уже обращались в Минцифры. Конечно, государство понимает потребность рынка в снижении финансовой нагрузки, в том числе такой значимой, как налоговая.
Но у государства есть задача пополнения бюджета и его реализации на госнужды. Поэтому, с моей точки зрения, будет хорошо, если предоставят какие-либо льготы даже с определенными ограничениями и критериями в зависимости от госзадач, которые необходимо реализовывать: если государство хочет вложений и инвестиций со стороны телекома для достижения собственных целей, то, конечно, хотелось бы некоего встречного предложения — целевого финансирования либо поощрения в виде предоставления льгот. Но я сомневаюсь в том, что телекому могут предложить аналогичные ИТ-сфере меры господдержки, все-таки эти бизнесы разные. Думаю, если телеком-бизнес готов вкладывать в ИТ-инфраструктуру, то будет правильнее это делать в рамках самостоятельных бизнес-единиц, где действительно можно решать профильные задачи, которые льготируются. Для оформления льготы по налогу на прибыль требуется аккредитация в Минцифры, получение статуса ИТ-компании, при этом 90 % выручки компания должна иметь от ИТ-деятельности и не от всех ее видов, а строго регламентированных, например, доход от рекламы не учитывается: разработка и продвижение рекламных приложений, которые направлены на продвижение услуг, товаров, то есть все, что имеет рекламный характер, не льготируется. Поэтому выполнять критерий 90 % не так просто.
Может быть, стоит допустить чуть больше иностранного влияния, иностранного компонента, потому что ИТ-бизнес не полностью отечественный — иностранный элемент в нем все равно присутствует
Второй момент: для применения льготы по налогу на добавленную стоимость необходимо, чтобы ПО, которое разрабатывает компания, попадало под критерии для включения его в реестр отечественного ПО, а для этого иностранное участие должно составлять не более 30 % компонентной базы, на которой производится и используется ПО. Но если модуль иностранного ПО дорабатывается, то о попадании в реестр не может идти речи. Нужно учитывать, готово ли государство упрощать условия для попадания в реестр. Может быть, стоит допустить чуть больше иностранного влияния, иностранного компонента, потому что ИТ-бизнес не полностью отечественный — иностранный элемент в нем все равно присутствует. Важен его допустимый процент. Сейчас разрешен небольшой процент. Но если он будет чуть больше, тогда, может, и компаниям станет легче.
А почему бы в США не показывать российские фильмы, не уплачивая обязательные взносы, которые на законодательном уровне закреплены за российским правообладателем? На мой взгляд, все эти вопросы взаимны. Я понимаю, что политическая ситуация требует вмешательства в деятельность телеканалов, мы живем в определенной цифровой среде и что взаимоотношения на рынке выстраивались не один год. Но я смотрю на это как юрист и считаю, что нормы и законы должны соблюдаться.
Понимаю, что под какие-то задачи законодательные нормы можно отменить, приостановить и переключиться на горящие вопросы. Но их возникло слишком много. Поэтому у меня есть опасения, что это может привести к правовому хаосу. Поэтому я бы с большой осторожностью относилась к таким мерам на уровне законодательства. Даже если вводить моратории, то ограничивать их по времени и по очень значимым вопросам, где мы точно понимаем, что это помешает функционировать бизнесу. Но при наличии такой возможности все-таки нужно реализовывать правовые механизмы.