Как пандемия и связанные с ней ограничения повлияли на производство сериалов?
Пандемия поставила продюсеров в очень сложные производственные условия. Поэтому в прошлом году мы успели снять не все проекты, которые планировали. В этом году наверстываем планы прошлого и также реализуем проекты нынешнего года. Тем не менее вся эта ситуация спровоцировала высокий спрос на контент и рост подписчиков на стриминговых площадках.
Пандемия дала мощный толчок начавшейся несколько лет назад постепенной цифровизации, и в итоге привела к невероятной трансформации этого рынка, и это только начало.
Представители продакшн-студий говорили, что в этот сложный период кто-то придумал скринлайф-сериалы, кто-то упростил вопросы производства и таким образом сэкономил, за счет чего выживает сейчас…
1-2-3 Production была первой студией, которая быстро отреагировала на сложившуюся весной ситуацию и предложила зрителям самый успешный комедийный сериал прошлого года по версии Ассоциации продюсеров кино и телевидения — «Сидя дома» Ольги Френкель. Но это, скорее, вопрос творческой реализации, а не экономики вопроса, хотя понятно, что себестоимость скринлайф-сериалов несколько ниже больших проектов. Мне кажется, что это очень крутой опыт — быстро, талантливо и ко времени.
Что для этого нужно — идея, упаковка?
Безусловно, и то, и другое. ТВ-3 совместно с 1-2-3 Production реализует очень интересный проект — это жанровый акселератор, когда молодые таланты — авторы, режиссеры — за счет небольшого количества средств, но с хорошим нарративом (повествованием, — прим. ред.) пытаются рассказать историю в коротком формате. В ближайшее время часть таких проектов зритель увидит на разных ресурсах: изначально на ТВ-3 и в соцсети «ВКонтакте», а через небольшое время — на максимальном количестве площадок. Был уже успешный хоррор-акселератор, сейчас в процессе реализации — комедия.
Предположу, что понимание интересной истории у каждого зрителя свое. Какой контент потребляют больше всего?
На мой взгляд, на любой контент сейчас есть спрос: от коротких видео YouTube до больших драм на онлайн-платформах, прокатных и документальных фильмов, анимации. Как мне кажется, в наше время понятие ожидания, позиционирования, направленного промо начинает понемногу терять свою былую сущность. Понятно, что контент должен быть увлекательным, хорошо сделанным с точки зрения стоимости продакшена, игры актеров, истории. Но вот прогнозировать, какой продукт и где выстрелит, становится сложнее. Потому что зачастую просто невозможно найти объективное объяснение тому, почему один продукт становится хитом, а другой — нет.
«Мы вложили большие деньги в промо, продакшн, артистов, а ожидания не оправдались». Озвучиваю мнение некоторых студий.
Это правда. Так часто случается. И в первую очередь это касается кино с большим бюджетом и активным промо. Но выходит сравнительно недорогое кино и вдруг собирает кассу, в разы превышающую это самое затратное кино.
В минувшем году ваша студия выпустила большое количество проектов. Какой из них дорог лично вам и какие из них выстрелили?
В прошлом году выстрелил сериал «Эпидемия» на Netflix — долгое время он держался в топах многих стран. Его посмотрело огромное количество людей, что очень радует. Отметился даже Стивен Кинг.
Я также большой поклонник проекта Петра Тодоровского «Полет», «Перевала Дятлова» и, конечно, своей «Игры на выживание».
Где та грань, которую авторам не стоит переходить? То есть какой контент не стоит показывать на федеральных телеканалах?
У каждого профессионала свой внутренний цензор. Мы всегда делаем проекты, которые нам нравятся. Стараемся не переступать через себя. Конечно, не каждый провокационный контент стоит показывать на федеральных каналах — надо учитывать специфику нашего зрителя.
Но «Игра на выживание» порой проходит по тонким граням.
Это все-таки жанровая история, триллер. Шокирующие моменты, безусловно, есть, но нам кажется мы не перешли грань.
Есть ли сейчас смысл производить контент для телевидения?
Я счастлива, что у меня есть возможность создавать контент как для платформ, так и для федеральных каналов. Дело в том, что для производителей сериалов очень важен отклик зрителей на их работу, выраженный рейтингом просмотров. На телевидении эта возможность почувствовать масштаб охвата есть. Наш проект «Казанова» на Первом канале дал высокий рейтинг, а показ «Т-34» на канале «Россия» и вовсе показал ошеломительные цифры. Для продюсера огромное удовольствие наблюдать за такими успехами своих проектов, ведь за цифрами стоит выбор зрителей. Возможно, когда-нибудь онлайн-платформы согласятся на то, чтобы сделать доступными реальные цифры интернет-смотрения как это обеспечивает ЕАИС (Единая автоматизированная информационная система — система сбора, учета и обработки сведений о демонстрации кинофильмов, — прим. ред.).
Есть ли надежда на то, что наш отечественный продукт будет востребован на Западе? Предположу, что универсального рецепта здесь нет. Или есть?
Нужно просто честно и искренне делать кино и сериалы, в которые ты веришь — я за такой рецепт. Чтобы продукт стал востребован на Западе, должно совпасть огромное количество факторов.
Выскажу расхожее мнение: чтобы создать востребованный контент, нужно, чтобы он был понятен любому мировому потребителю, но обладал региональным колоритом.
В «Эпидемии» как раз все это сплетено. Понятно, что мы ищем универсальные мультикультурные проекты, которые могли бы произойти в любой стране. Но иногда бывают истории очень привязанные к нашему менталитету, к нашей стране, к нашим характерам, и от этого я тоже получаю удовольствие. Такие проекты нужны без попытки куда-либо их масштабировать. Понятно, что границы стираются, и все мы хотим производить для мировой киноиндустрии. Но когда ты прогремел с премьерой своего проекта у себя в стране, и интернет взорвался обсуждениями, это не менее приятно.
У вас в производстве находится сериал «1703». Интригует уже само его название.
Да, это очень необычный проект, очень авторский — черная комедия, драма. Для меня в нем сошлось все: это история про Петербург, а я очень давно мечтала снять кино про город, в котором закончила университет и который стал мне родным. Это история о Питере с его особенностями, его колоритом, его прошлым, которое находит отражение и в настоящем. История про очень необычных людей.
Как сегодня стать сценаристом?
Я сторонник классического образования в хорошем смысле этого слова. Понимаю, что старая школа для многих молодых людей утрачивает свои позиции. В Москве и Петербурге появилось много киношкол, которые позволяют за год-два получить некое альтернативное образование. Не могу судить, хорошо это или нет, но в любом случае плюс уже в том, что кинематографу хотят обучаться огромное количество молодых людей.
По большому счету сценаристом может быть любой человек, но есть одна важная составляющая, для меня абсолютно незыблемая: человек должен обучиться азам профессии. Ты можешь нарушать правила, когда их знаешь. Кстати, молодой автор Денис Артамонов, который написал сценарий «1703» — бывший копирайтер, нигде сценарному искусству не обучался, он самородок, родился с талантом. Но таких людей встретишь раз в десятилетие. Он написал сценарий к одному большому сериалу. Чтобы делать это столь же талантливо, но регулярно, нужно обучаться сценарному ремеслу. В этом смысле я ратую за то, чтобы молодежь обучалась, много читала, занималась саморазвитием. Если у тебя есть интересная история и она хорошо написана, то продюсеры встанут за ней в очередь. К нам достаточно прийти с одним хорошим диалогом пилотной серии, чтобы получить контракт. Приходят многие, а выбираем мы только самых талантливых. Но возможность стать сценаристом есть у любого человека.