img
img18 июня 2021 в 14:24

Олег Подольский, «Университет 20.35»: «Спрос на ИТ-кадры в России растет опережающими темпами»

Основная цель федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» — обеспечение подготовки высококвалифицированных специалистов в новых экономических и технологических условиях. О соответствии уровня образования современным вызовам, повышении квалификации преподавателей, изменении базовых цифровых компетенций, а также о преодолении цифрового неравенства рассказал директор направления по подготовке кадров для цифровой экономики «Университета 20.35» Олег Подольский.

Основная цель федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» — обеспечение подготовки высококвалифицированных специалистов в новых экономических и технологических условиях. О соответствии уровня образования современным вызовам, повышении квалификации преподавателей, изменении базовых цифровых компетенций, а также о преодолении цифрового неравенства рассказал директор направления по подготовке кадров для цифровой экономики «Университета 20.35» Олег Подольский.
Соответствует ли нынешний уровень образования вызовам цифровизации? Что нужно для улучшения ситуации?
Конечно, говорить о полном соответствии не приходится, и здесь есть два аспекта. Во-первых, в общем и профессиональном образовании у выпускников не формируется тот уровень цифровых навыков, который необходим каждому человеку для жизни в цифровом мире и успешной работы в цифровой экономике. А это сегодня «вторая грамотность», это нужно точно так же, как умение читать и писать. Во-вторых, наши вузы, не говоря про ссузы, пока еще готовят недостаточное количество специалистов в сфере информационных технологий (ИТ) — тех, кто будет профессионально создавать и внедрять востребованные цифровые решения для нужд экономики и жизни каждого человека. Спрос на ИТ-кадры в России растет опережающими темпами, и российская высшая школа пока не в полной мере отвечает на этот вызов. Мы считаем, что выпускник, чья специальность не имеет прямого отношения к сфере ИТ, должен не просто обладать цифровыми компетенциями на уровне пользователя компьютера, но также иметь навыки работы с цифровыми решениями, которые применяются в отрасли. И эти требования в ближайшее время предстоит зафиксировать в образовательных стандартах.

Один из очевидных способов решения проблемы нехватки кадров в сфере ИТ — увеличение контрольных цифр приема в вузы на ИТ-направления. Уже сейчас этот рост налицо, он предусмотрен федеральным проектом «Кадры для цифровой экономики»: план приема на 2021 год — около 70 тыс. человек. А в 2024 году на бюджетные места бакалавриата и специалитета планируется набирать 120 тыс. студентов. Таким образом, доступность ИТ-образования будет повышена.

Насколько готов к этим задачам преподавательский состав?
Безусловно, одновременно нужно думать о качестве образования, и здесь ключевая фигура — преподаватель. Повышать квалификацию преподавателей в части цифровых навыков стараются и сами образовательные организации, и региональные органы управления, и федеральные ведомства. А в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» в ближайшие три года будет организовано повышение квалификации 30 тыс. преподавателей, которые готовят ИТ-специалистов в вузах и техникумах, а также 50 тыс. преподавателей других профилей, которые в рамках своих курсов будут формировать у студентов цифровые компетенции.

Не менее важна роль учителя информатики в школе. Мы знаем, что на данный момент лишь 13% выпускников выбирают сдавать этот предмет на ЕГЭ, и это катастрофически мало. От педагога напрямую зависит, насколько школьника заинтересует предмет. Вместе с тем образовательные стандарты, утвержденные программы и методики обучения не успевают меняться настолько стремительно, чтобы увлечь детей возможностью решать востребованные в профессиях задачи, чтобы научить популярным языкам программирования и работе с большими данными. Поэтому в рамках федерального проекта мы планируем запустить отдельные программы для учителей информатики в школах, чтобы повысить их квалификацию и научить востребованным языкам программирования. Поддержка реализуется в рамках программы дополнительного образования в сфере цифровой экономики «Цифровыепрофессии.рф», причем обучение для педагогов будет полностью бесплатным.
Как трансформировался показ в классических кинотеатрах?
Школы в той или иной мере формируют цифровые навыки у детей уже сегодня, в образовательных стандартах это предусмотрено. Мы считаем, что пока этого недостаточно, и предложения о введении специальных уроков цифровой грамотности в целом обоснованы: нужно уделять этой теме гораздо больше внимания. Но это не значит, что наше общее образование осталось в прошлом веке. Сейчас многое делается для оснащения школ современным оборудованием, для повышения квалификации учителей, создан огромный массив цифровых ресурсов, в крупных городах школы сотрудничают с ИТ-факультетами вузов и ведущими российскими ИТ-компаниями. Кроме того, есть замечательный проект «Урок “цифры”», на котором школьники могут дистанционно получить знания от специалистов из ведущих технологических компаний страны.

Формирование цифровой грамотности и более глубоких цифровых компетенций зачастую выносится во внеурочную деятельность, на факультативы, в систему дополнительного образования: на таких занятиях дети углубленно изучают программирование, веб-дизайн или робототехнику. Очень важна работа с теми школьниками, которые проявили интерес к ИТ и планируют дальше развиваться в этой сфере. В этом году в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» мы планируем начать работать с такими школьниками — они получат возможность пройти обучение по программе дополнительного образования в сфере цифровой экономики.
Какие компетенции сейчас становятся абсолютно необходимыми для любого специалиста?
Если говорить о таких ключевых компетенциях, то в моем понимании это составляющие «цифрового ядра» образования, которое станет основой любого стандарта и образовательной программы до 2024 года. Сейчас в перечень востребованных в цифровой экономике качеств входят пять ключевых компетенций: коммуникация и кооперация в цифровой среде, саморазвитие в условиях неопределенности, креативное мышление, управление информацией и данными, критическое мышление в цифровой среде. Владение ими в должном объеме для каждого направления составляет первый уровень «цифрового ядра». Эти качества позволяют держать в тонусе востребованные компетенции любой профессии и на уровне пользователя владеть цифровыми инструментами при реализации профильной деятельности. На втором уровне «цифрового ядра» — такие компетенции, которые помогут даже специалистам нецифровых профессий участвовать в разработке новых цифровых продуктов и услуг: например, понимание принципов работы прикладных алгоритмов.
Сопоставим ли уровень обучения цифровым навыкам в России с лучшими международными практиками?
Летом прошлого года Высшая школа экономики представила результаты исследования «Уровень владения цифровыми навыками в России и странах ЕС», согласно которому российские граждане сильно отстают от жителей стран Европы по уровню владениями навыками работы на компьютере и в интернете. Речь идет о простейших навыках — информационных и коммуникационных, о решении проблем и работе с программным обеспечением. Очевидная причина отставания — недостаточный уровень подготовки в средней и высшей школах.

Но здесь важно понимать, что в России этот уровень сильно разнится: так называемая средняя температура по больнице по большому счету мало показательна и зависит от конкретного вуза, школы и даже региона, где живет ученик. В Санкт-Петербурге и Москве в последние годы интенсивно развивали цифровую составляющую в школьном образовании. Считается, что благодаря постоянной работе с гаджетами московским школьникам проще выполнять задания в компьютерной форме, чем детям из многих других регионов. Такие задания предлагаются, например, в международном сравнительном исследовании качества образования PISA.

В ведущих вузах — МГУ, ВШЭ, МФТИ, Иннополис, ИТМО — уделяют внимание формированию цифровых компетенций, готовят программистов, которых берут на работу в лучшие компании мира. И в этом сегменте уровень обучения не просто соответствует лучшим мировым практикам, но и превосходит их. При этом есть вузы с более низким проходным баллом абитуриентов, где преподаватели нуждаются даже не в повышении квалификации, а в длительной профессиональной переподготовке, где по большому счету весь вуз надо «перетряхивать». И выпускники таких вузов в среднем не так успешны на рынке труда, как хотелось бы.

В этом контексте одна из задач, которая решается в том числе в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», — сокращать цифровое неравенство в образовании. Для этого в ближайшие три года мы планируем обеспечивать образовательные организации современными онлайн-сервисами, открывать доступ к цифровым образовательным ресурсам, сервисам и образовательному контенту всем школам и колледжам страны, внедрять в вузах инновационные цифровые сервисы и решения.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий