Мы последовательно занимаемся переходом на российскую микроэлектронику. Это не связано со спецоперацией, это началось еще с 2014 года. Для России были закрыты рынки сенсоров, радаров, микропроцессоров определенного уровня – продукция двойного назначения. А нам нужны самые «кишки» компонентов. Поэтому в 2014 году мы купили производство в Томске, у них была команда разработчиков-радарщиков. С 2014 по 2018 годы мы полностью импортозаместили всю сенсорную часть. Благодаря сильной команде разработчиков, она получилась у нас дешевле и эффективнее, чем у западных коллег. Смешно, что на выставке в Детройте в 2018 году, уже после введения ограничений для российских компаний в закупках западных радаров, наш радар получил первое место как лучшее радиолокационное решение.
Дальше мы столкнулись с проблемой камер. Камеры у нас были швейцарские. Но проблемы возникли не во время спецоперации, а еще в пандемию. Они нам отгрузили поставку через 15 месяцев, а у нас уже пошло серийное производство. И мы тогда нашли китайско-российское решение. Нашли в Китае аналогичную камеру, а дальше отыскали в России команду, которая занимается расширенным управлением и обработкой видеоизображения – в темноте, или, наоборот, при засветке. Фактически, камера была замещена еще до всех этих текущих дел.
С середины прошлого года мы проводим испытания с НТЦ «Модуль»: речь идет о микропроцессорах. Испытания проходят нормально, теперь вопрос в том, как они выдержат серийный выпуск. У нас объемы производства измеряются несколькими тысячами и вопрос в серийности. По большому счету, мы движемся к 100%-ому импортозамещению.
Это нейропроцессоры, нейрочипы, которые делаются прямо под нашу нейронную сеть. Как дизайн-центр НТЦ «Модуль» – великолепны. На хорошем мировом уровне. Вопрос, повторюсь, в серийном изготовлении – где делать.
Да, абсолютно. Уточню – российско-азиатских производителей. Мы слезли с иглы западноевропейских и американских поставщиков.
Мы слезли с иглы западноевропейских и американских поставщиков
В этом году.
Наши клиенты – фермеры. Им все равно, какие у нас компоненты – российские или западные. Им важна стоимость и работа. Их интересует цена и качество продукта. Они в его «кишки» не лезут, даже не спрашивают, что там.
Справка
Компания Cognitive Pilot – совместное предприятие ГК Cognitive Technologies и «Сбера» – является разработчиком систем ИИ для беспилотного управления транспортом. Решения Cognitive Pilot для агротехники поставляются в европейские страны, США, Азию и Латинскую Америку. Помимо сельского хозяйства, разрабатываются также беспилотные системы для рельсового и автомобильного транспорта. Согласно планам Cognitive Technologies, в 2023 году доля экспорта в выручке Cognitive Pilot должна достигнуть 50%.Другое направление ГК – разработка корпоративных информационных систем. Среди них –системы управления взаимоотношения с поставщиками (SRM «Е1-закупки», аналог SAP SRM), комплексные системы управления закупочной деятельностью, электронные торговые площадки (ЭТП Cognitive Lot). В продуктовой линейке ГК также система электронного документооборота «Е1 Евфрат».