img27 июня 2022 в 13:43

Ольга Ускова, Cognitive Technologies: «Зарубежным фермерам все равно, российские у нас компоненты или западные»

Группа компаний Cognitive Technologies – крупнейший российский разработчик систем искусственного интеллекта для беспилотных транспортных средств. На рынке беспилотников для сельхозтехники у компании сильные позиции не только в РФ, но и во всем мире. Так, СП Cognitive Technologies и «Сбера» – Cognitive Pilot – планирует в 2022–2027 годах занять в США, Канаде и крупнейших странах Южной Америки 10% рынка автопилотов для комбайнов. Сооснователь и президент ГК Cognitive Technologies Ольга Ускова на полях выставки ЦИПР ответила на вопросы «Телеспутника» об импортозамещении и перспективах продуктов с российской микроэлектроникой на зарубежных рынках.

Группа компаний Cognitive Technologies – крупнейший российский разработчик систем искусственного интеллекта для беспилотных транспортных средств. На рынке беспилотников для сельхозтехники у компании сильные позиции не только в РФ, но и во всем мире. Так, СП Cognitive Technologies и «Сбера» – Cognitive Pilot – планирует в 2022–2027 годах занять в США, Канаде и крупнейших странах Южной Америки 10% рынка автопилотов для комбайнов. Сооснователь и президент ГК Cognitive Technologies Ольга Ускова на полях выставки ЦИПР ответила на вопросы «Телеспутника» об импортозамещении и перспективах продуктов с российской микроэлектроникой на зарубежных рынках.
С 1 июля вы выводите систему Cognitive Agro Pilot для тракторов на глобальный рынок, где прежде представляли продукт только для комбайнов. Сейчас все российские высокотехнологичные компании думают об импортозамещении, переходе на российские решения в условиях ограниченности доступа к зарубежным. В какой степени это затрагивает вас?

Мы последовательно занимаемся переходом на российскую микроэлектронику. Это не связано со спецоперацией, это началось еще с 2014 года. Для России были закрыты рынки сенсоров, радаров, микропроцессоров определенного уровня – продукция двойного назначения. А нам нужны самые «кишки» компонентов. Поэтому в 2014 году мы купили производство в Томске, у них была команда разработчиков-радарщиков. С 2014 по 2018 годы мы полностью импортозаместили всю сенсорную часть. Благодаря сильной команде разработчиков, она получилась у нас дешевле и эффективнее, чем у западных коллег. Смешно, что на выставке в Детройте в 2018 году, уже после введения ограничений для российских компаний в закупках западных радаров, наш радар получил первое место как лучшее радиолокационное решение.

А другие комплектующие?

Дальше мы столкнулись с проблемой камер. Камеры у нас были швейцарские. Но проблемы возникли не во время спецоперации, а еще в пандемию. Они нам отгрузили поставку через 15 месяцев, а у нас уже пошло серийное производство. И мы тогда нашли китайско-российское решение. Нашли в Китае аналогичную камеру, а дальше отыскали в России команду, которая занимается расширенным управлением и обработкой видеоизображения – в темноте, или, наоборот, при засветке. Фактически, камера была замещена еще до всех этих текущих дел.



Что с электронными компонентами, чипами?

С середины прошлого года мы проводим испытания с НТЦ «Модуль»: речь идет о микропроцессорах. Испытания проходят нормально, теперь вопрос в том, как они выдержат серийный выпуск. У нас объемы производства измеряются несколькими тысячами и вопрос в серийности. По большому счету, мы движемся к 100%-ому импортозамещению.  

В НТЦ «Модуль» сообщили о планах разработать процессоры на отечественном ядре «Эльбрус», отказавшись, таким образом, от используемой ранее архитектуры ARM. На какой архитектуре они разрабатывают процессоры для вас?

Это нейропроцессоры, нейрочипы, которые делаются прямо под нашу нейронную сеть. Как дизайн-центр НТЦ «Модуль» – великолепны. На хорошем мировом уровне. Вопрос, повторюсь, в серийном изготовлении – где делать.

То есть для ваших технологий возможен переход на 100% российских компонентов?

Да, абсолютно. Уточню – российско-азиатских производителей. Мы слезли с иглы западноевропейских и американских поставщиков.

Мы слезли с иглы западноевропейских и американских поставщиков
К какому сроку реально отказаться от западноевропейских и американских комплектующих?

В этом году.

Ваша компания не включена в санкционные списки, при этом у вас сильные позиции на зарубежных рынках. Как будут воспринимать ваши клиенты за рубежом ваши продукты, когда они будут базироваться на российско-азиатских комплектующих, а не западных?

Наши клиенты – фермеры. Им все равно, какие у нас компоненты – российские или западные. Им важна стоимость и работа. Их интересует цена и качество продукта. Они в его «кишки» не лезут, даже не спрашивают, что там.

Справка

Компания Cognitive Pilot – совместное предприятие ГК Cognitive Technologies и «Сбера» – является разработчиком систем ИИ для беспилотного управления транспортом. Решения Cognitive Pilot для агротехники поставляются в европейские страны, США, Азию и Латинскую Америку. Помимо сельского хозяйства, разрабатываются также беспилотные системы для рельсового и автомобильного транспорта. Согласно планам Cognitive Technologies, в 2023 году доля экспорта в выручке Cognitive Pilot должна достигнуть 50%.Другое направление ГК – разработка корпоративных информационных систем. Среди них –системы управления взаимоотношения с поставщиками (SRM «Е1-закупки», аналог SAP SRM), комплексные системы управления закупочной деятельностью, электронные торговые площадки (ЭТП Cognitive Lot). В продуктовой линейке ГК также система электронного документооборота «Е1 Евфрат». 

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий