Услуги под торговой маркой IZET предоставляются на телекоммуникационном рынке четырех городов России: Великого Новгорода, Череповца, Ярославля и Челябинска. В первых трех городах торговая марка принадлежит компании «ЗЭТ-Телеком», в последнем — ее партнеру «Факториал-Телеком». Как было отмечено выше, весной 2014 года эти две компании отделились от петербургской группы InterZet и продолжили самостоятельное существование, в то время как InterZet начала слияние активов с оператором «ЭР-Телеком».
Телевизионные услуги (кабельное аналоговое и цифровое телевидение) предоставляются абонентам пока только в двух городах: в Череповце и Великом Новгороде, где работы ведет «ЗЭТ-Телеком». На бизнесе в этих городах мы и остановимся подробнее.
Операторская сеть
Начало строительства сети было положено в 2010 году, когда были открыты офисы «ЗЭТ-Телеком» в Великом Новгороде и Череповце. На тот момент офисы открывались как местное представительство InterZet, планировавшего активную экспансию на рынки городов с населением до 500 тыс. человек, поскольку в то время уровень конкуренции в них был сравнительное невысоким (по сравнению с городами, население которых превышало полмиллиона).
Изначально телекоммуникационная сеть строилась по принципу FTTx (оптика до многоквартирного дома). «Оптоволоконные линии могут обеспечить практически неограниченную полосу пропускания, что позволяет достичь максимальной гибкости при развертывании сервиса в будущем, когда потребность в пропускной способности возрастет. В общей сложности в Череповце и Великом Новгороде территория охвата сети нашей компании составляет порядка 1500 домов (потенциальная аудитория 106 тыс. домохозяйств). На сегодняшний день проникновение услуг нашей компании на этих территориях составляет более 35%», — комментирует Яна Ашарина, директор по маркетингу компании.
Надо отметить, что, в отличие от многих коллег, IZET пока не прошел стадию активного строительства. Охват сетей в городах присутствия каждый месяц увеличивается.
Сеть имеет кольцевую топологию, что позволяет резервировать сигнал на случай обрыва кабеля или отсутствия электричества в домах, через которые проложена магистраль. «Оптоволоконный кабель, проложенный по зданиям, представляет собой кольцо. На одном волокне подключено до 5 зданий. Кольцевая топология позволяет избежать потери сервисов в случае обрыва одного плеча оптоволоконного кабеля», — говорит IT-директор компании Георгий Сытов.
Для разведения сигнала внутри здания от коммутаторов доступа к конечным абонентам используется кабель UTP (категории 5E). Оптика в квартиру на данный момент не предоставляется и вряд ли появится в арсенале компании в ближайшем будущем, поскольку практически отсутствующий спрос на эту услугу не окупит затрат на строительство. Георгий Сытов: «Оптика в квартиру до сих пор остается очень затратной, что негативно скажется на стоимости услуги для конечного пользователя».
Изначально сеть строилась (и продолжает строиться) с большим запасом емкости, поэтому на данном этапе необходимости в модернизации нет. «На данный момент утилизация сети доступа не превышает 20% от общей емкости», — дополняет Яна Ашарина.
Доступ к Интернету
Первичной и основной услугой для оператора является доступ к Интернету. Для ее организации используется технология IPoE. Как отмечают специалисты компании, технология IPoE, по сравнению с PPPoE, проще для конечного пользователя при настройке оборудования: пользователю не надо помнить свой логин и пароль, меньше нагрузка на серверное оборудование, т.к. не надо тратить мощности на обработку PPP. Кроме того, существует возможность подключения к сети любого устройства (игровые консоли, телевизоры, медиаплееры, и т.п.).
«Технология не требует построения VPN-сессий для обеспечения доступа в Интернет — меньше шансов отказа в услуге. Кроме того, эта технология более прозрачна при обслуживании», — рассказывает IT-директор.
Оператор предлагает набор тарифов без ограничения по трафику со скоростями от 10 до 100 Мбит/с. В отличие от многих коллег, в тарифной сетке IZET есть как «классические» предложения (с определением максимальной скорости доступа, к примеру, до 15 Мбит/с), так и набор тарифов «с отменой ограничений по скорости». Яна Ашарина рассказывает подробнее об этом предложении: «Скорость по тарифу гарантирована, т.е., к примеру, 15 Мбит/с — это минимальный предел скорости в часы максимальной нагрузки на сеть. В остальное время скорость абонента не ограничивается».
Стоимость сходных тарифов с ограничениями по скорости и без них различается не сильно. Так, к примеру, в Великом Новгороде тариф «до 20 Мбит/с» обходится абонентам в 430 рублей в месяц, а «15–100 Мбит/с» — в 450 рублей в месяц (тарифная сетка — количество предлагаемых тарифов и их характеристики — несколько отличается по регионам).
Правда, как отмечают специалисты компании, основная масса абонентов (физических лиц) пользуются базовыми тарифами.
Телевизионные услуги
Как было отмечено выше, оператор предлагает своим абонентам телевизионные услуги только в двух городах присутствия: Великом Новгороде и Череповце. На момент их запуска в компании понимали, что необходимо расширять список предоставляемых услуг. И эти два города были выбраны для начала бизнеса в данном направлении. Запуск телевидения в Челябинске и Ярославле — в ближайших планах (ориентировочно на весну этого года).
Среди клиентов компании телевизионные услуги довольно популярны — порядка 80% абонентов, пользующихся услугой доступа в сеть Интернет, также подключены к кабельному телевидению. Стоит отметить, что при подключении пакета услуг (Интернет и кабельное телевидение) оператор предлагает скидки на абонентскую плату.
Аналоговое телевидение появилось в портфеле оператора примерно спустя год после выхода компании (тогда еще InterZet) на региональный рынок. Головная станция, обеспечивающая вещание пакета, построена на немецком оборудовании ASTRO (V16 и U100). «Также используется оборудование компаний A2b Aurora и PBI. Все оборудование было выбрано техническими специалистами исходя из высокой отказоустойчивости и высокого уровня качества картинки», — комментирует Георгий Сытов.
Пакетирование аналоговых каналов осуществляется при помощи низкочастотных фильтров. Активно оператор рекламирует только полный пакет аналоговых кабельных каналов за 180 рублей в месяц (при условии подключения одновременно услуг КТВ и Интернета предоставляется скидка в 30 рублей). Социальный пакет, формируемый при помощи фильтра, предлагается определенным категориям клиентов (при предъявлении соответствующих документов). «Эти же категории абонентов получают скидку 50% на услугу доступа в Интернет. Но активно мы не рекламируем эту возможность», — рассказывает Яна Ашарина.
Цифровое телевидение в обоих городах было запущено совсем недавно, 1 декабря 2014 года. На данный момент предлагается четыре пакета цифровых каналов: основной (67 каналов), пакет «для взрослых» (2 эротических канала), отдельно канал Amedia Premium HD, а также пакет HD (9 каналов в формате высокой четкости). Стоимость основного пакета — 240 рублей в месяц, дополнительных — от 99 до 220 рублей в месяц. Как и в случае аналогового телевидения, на абонентскую плату за основной пакет предлагается скидка, если абонент использует цифровое телевидение вместе с Интернетом от IZET.
«Цифровое телевидение дает абоненту возможность просматривать большее количество телеканалов в лучшем качестве, возможность просмотра каналов, вещающих в формате HD. Также абонентам цифрового КТВ будут доступны дополнительные возможности: телепрограмма, чтение телетекста, запись программ, ограничение просмотра каналов детьми и другие функции», — дополняет Яна Ашарина. Как отмечает оператор, именно количество каналов определяет выбор абонентов в пользу «цифры». Кроме того, только в «цифре» абоненты могут получить конкретно тот контент, который им интересен, т.е. подключить те или иные тематические пакеты (оператор не предоставляет дополнительных тематических пакетов в «аналоге»).
Упомянутые интерактивные услуги пока лишь в планах. Одной из первых будет запущена возможность записи программ на сервер оператора. Георгий Сытов: «На сервер установлен массив из жестких дисков, который будет записывать эфир некоторых каналов, входящих в первый и второй мультиплексы. Для улучшения качества услуги и увеличения скорости доступа абонента к архиву ТВ-программ такие серверы будут установлены в каждом городе предоставления услуги».
Абонентам уже доступны функции «родительский контроль» и «телевизионная программа». Также технические специалисты IZET работают над реализацией функции «видео по запросу» как с локального сервера, так и с популярных онлайн-кинотеатров, а также мультискрина для приставок, ПК, Smart TV, смартфонов и планшетов.
Для трансляции телеканалов используется формат DVB-C, а для закрытия контента и пакетирования выбрано решение STV-crypt фирмы «Спец-ТВ», достаточно гибкое, чтобы при необходимости открывать абонентам даже индивидуальный набор каналов. Данное решение обеспечило удобное сопряжение системы с другими программными комплексами, используемыми компанией. Для приема сигналов цифровых каналов используется спутниковое оборудование CRT1082IPE от украинской фирмы «Криптон». Модуляторы QTX-2 приобретены у «Спец ТВ».
Некоторые телеканалы вещаются в формате высокой четкости (это «Первый HD» и «Россия 1 HD», присутствующие в основном пакете, а также еще ряд телеканалов в отдельном пакете высокой четкости).
Для приема цифрового сигнала абонентами компания предлагает PCMCIA-модули.
Контент для телевизионных услуг подбирается на основе исследований пожеланий аудитории. «При формировании услуги мы в первую очередь руководствуемся потребностями наших клиентов. Было проведено маркетинговое исследование (масштабный опрос клиентов, посетителей нашего сайта), а также изучены предложения от правообладателей и независимые рейтинги телеканалов», — говорит директор по маркетингу.
Естественно, контентное предложение постоянно корректируется в зависимости от новых пожеланий абонентов и условий самих производителей каналов.
В целом предоставление возможности подключения пакета услуг «Интернет + Цифровое ТВ», а не моноуслуги, как ожидает оператор, должно стать драйвером роста аудитории.
Рыночное положение
Хотя в среднем по стране конкуренция между операторами платного телевидения довольно высока, в регионах присутствия оператора с этой точки зрения наблюдается сравнительно спокойная ситуация. Да, оператор конкурирует с другими кабельными сетями (подробнее на этой конкуренции мы остановимся далее), но, по крайней мере, ему не нужно бороться за абонентов, уходящих от кабельщиков к тем, кто использует альтернативные технологии доставки сигнала. При этом спрос на платное телевидение присутствует в принципе.
«Платное телевидение востребовано, более 80% наших клиентов пользуются услугой кабельного телевидения. В городах, где мы предоставляем услугу, на сегодняшний день ни спутниковое, ни эфирное телевидение не могут составить достойную конкуренцию кабельным операторам. Спутниковое телевидение могут себе позволить очень обеспеченные люди (речь идет о стоимости оборудования и его монтажа с учетом обязательного согласования размещения «тарелки» на фасаде дома с администрацией города, — прим. ред.), а эфирное ТВ в этих регионах вещает только основные федеральные каналы с региональными вставками», — комментирует Яна Ашарина.
Однако это не означает, что конкуренции нет совсем.
«Конкурировать с другими операторами, в первую очередь, полезно. Это заставляет непрерывно улучшать качество сервиса и расширять спектр предоставляемых услуг. В обоих регионах сильным игроком является «Ростелеком». В Череповце наши основные конкуренты — «Билайн», в Великом Новгороде — «МТС». Если говорить о телевидении, то федеральным компаниям проще договариваться с контентодержателями. Однако на сегодняшний день нам удалось заключить договоры на эксклюзивное вещание некоторых телеканалов в городах присутствия», — дополняет Яна Ашарина.
Как отмечает компания, рынок на территории присутствия оператора на данный момент находится в стадии нормальной «рабочей» конкуренции, без каких-либо конфликтных ситуаций. Несмотря на большое влияние федеральных компаний, их ценовая политика не становится для IZET определяющей: «При формировании тарифов мы, конечно, учитываем общую ситуацию на рынке, но она не является ключевым фактором при утверждении тарифной сетки. В компании работают квалифицированные экономисты, которые просчитывают окупаемость вводимых услуг и активно участвуют в разработке тарифной сетки», — говорит Яна Ашарина.
В конкурентной борьбе компания применяет стандартные инструменты: «Как любая компания, желающая привлечь клиентов, мы, конечно, формируем разные рекламные предложения для потенциальных клиентов. Один из примеров — это пониженная стоимость пакета услуг на первые несколько месяцев после подключения», — рассказывает пресс-служба IZET.
Кроме того, по примеру многих коллег, компания работает на имидж «своего» (местного) предприятия. «В Череповце мы активно сотрудничаем с муниципальным учреждением «Центр муниципальных информационных ресурсов и технологий» (МУ «ЦМИРиТ»), которое является структурным подразделением мэрии города. Совместно реализованы проекты «Безопасный город» — видеонаблюдение за аварийно-опасными участками дорог. А также наша сеть передачи данных стала транспортной основой для реализации комплексной программы «Цифровой город» — развертывания покрытия wi-fi в парках и скверах города», — дополняет пресс-служба.
Все эти шаги позволяют компании не только держаться на плаву в сложный экономический период, но и рассчитывать на дальнейшее развитие. Помимо географического расширения, IZET планирует пополнение набора предоставляемых услуг. О планах выхода с «телевизионным» предложением еще в два города мы писали выше. Кроме того, компания собирается предоставить доступ к антивирусным решениям и IP-телефонии. Мы, со своей стороны, хотим пожелать успехов коллективу IZET в реализации этих планов.