К тому моменту в Европе и Северной Америке этот вопрос был уже решен: желание таких клиентов удовлетворяло непосредственное спутниковое телевещание. Это был сравнительно молодой сервис: в Европе первая DTH-платформа заработала в 1988 году, в США — чуть позже. Но к середине 90-х объемы абонентских баз спутниковых вещателей перевалили за миллион, что по западную, что по восточную сторону Атлантики. Но самое главное — были решены все вопросы с орбитальными позициями, необходимыми лицензиями и космическими аппаратами. Что касается России, то здесь наблюдался абсолютно нетронутый рынок.
Спутниковое ТВ? Кому это нужно?
Нет, нельзя сказать, что вообще ничего не было сделано. То, что для охвата телевещанием огромных российских просторов нужен соответствующий спутник, вполне осознавалось советским руководством. В 70-е такой спутник был создан, но индивидуальный прием тогда остался прерогативой радиолюбителей, а спутник работал как средство доставки сигнала к коллективной антенне. Несколько позже (к началу 90-х) был создан «Галс», аппарат, который работал в классическом вещательном BSS-диапазоне и предназначался для индивидуального приема на параболическую антенну. На «Галсе» были смонтированы три ретранслятора, что уже по тем временам было мало, поскольку американские аналогичные платформы с начала 80-х обеспечивали 10-12 вещательных транспондеров. Началось создание отдельной государственной структуры и программ вещания на всю страну, но в условиях хаоса 90-х годов о реализации общегосударственной программы не могло быть и речи. Российскому спутниковому вещанию было суждено родиться на коммерческой основе. В чем не сомневались создатели компании, так это в спросе. После того, как в России был снят запрет на прием программ спутникового ТВ, спрос начал расти. Сейчас этот рост выглядит смешным: количество установок в городе-миллионнике выросло до сотен в месяц. Но по тем временам это был серьезный масштаб, объемы рынка уже позволяли существовать нескольким фирмам и довольно большому количеству установщиков-индивидуалов. До поры до времени все любители спутникового ТВ принимали исключительно иностранные программы. Всем было очевидно, что дальнейший рост спроса тормозится только отсутствием программ на русском языке. Спутинк "Бонум-1".
За организацию первой российской коммерческой системы непосредственного спутникового телевещания взялся медиахолдинг «Мост», владелец популярного телеканала НТВ. Спутниковая платформа получила название «НТВ-ПЛЮС». За техническую сторону проекта отвечала компания «Бонум-1». «Оглядываясь назад, могу сказать, что первые пять лет в компании «Бонум-1» были самыми нтересными, творчески насыщенными в моей инженерной работе. Жизнь как бы ускорилась, понеслась вскачь, — вспоминает Борис Локшин. — Все, что раньше требовало многолетних усилий, согласований, долгих уговоров соисполнителей, делалось теперь легко, быстро и приносило огромное удовлетворение. Уже в сентябре 1996 года, менее чем через год после начала работ по проекту, было начато вещание пакета программ «НТВ-ПЛЮС», а для этого понадобилось построить передающую станцию в Останкино с двумя 9-метровыми антеннами, арендовать и перегнать в точку 36° в.д. космические аппараты «Галс-1» и «Галс-2», получить для них частотные разрешения, выбрать и установить систему условного доступа, протестировать значительное число типов приемников-декодеров и малошумящих конвертеров и дать рекомендации по их закупке». Общественная и политическая жизнь скоротечна, и герои и преступники держатся в памяти недолго. Для многих сейчас Владимир Гусинский, его отношения с властями, его финансовые комбинации, его общественная деятельность — это уже «преданья старины глубокой». Разобраться, кто он был на самом деле, — это задача для серьезной монографии. Для нас же важно то, что, по общему признанию, он был в то время главной движущей силой проекта, без него коммерческое непосредственное спутниковое вещание в России появилось бы позже и как-то совсем по-другому. Все, кто работал с ним тогда по проекту «НТВ-ПЛЮС», отмечали, что человека, более увлеченного идеей российского спутникового вещания, на тот момент просто не существовало. Вдохновленный примером австралийского медиамагната Руперта Мердока, с большим успехом раскрутившего тогда британский DTH-проект BSkyB, Владимир Гусинский хотел повторить что-то похожее в России. В 1886 году Нижегородская промышленная ярмарка стала знаковым событием в российской деловой жизни. Сто лет спустя ярмарку решили повторить. И 1 сентября 1996 года в Гербовом зале главного павильона стартовала первая российская платформа непосредственного спутникового телевещания. Российский премьер Виктор Черномырдин по просьбе президента группы «Мост» Владимира Гусинского нажал кнопку пульта ресивера, и спутниковый канал «НТВ-ПЛЮС. Наше кино» начал работу. Там же, на выставке, были проданы первые 30 приемных комплектов. Еще на 300 комплектов потенциальные покупатели оставили предварительные заявки. Работа началась. Главное преимущество нового сервиса было в том, что он существовал. Это преимущество перевешивало все недостатки: и плохой сигнал, и неудобную систему оплаты (нужно было списать с экрана телевизора пару десятков цифр и потом идти с ними в Сберкассу), плохой сервис и маленькое количество телеканалов. (Последнее было самой традиционной претензией к вещателю в первые три года работы.) Однако в этих претензиях прослеживался активный интерес населения к качественному телевидению, которое можно получать в любом месте. Но что интересно, первый всплеск спроса был совсем не там, где предполагалось изначально. Наиболее активными потребителями должны были стать владельцы дач и коттеджей вблизи крупных городов, то есть люди, имеющие высокие запросы к телеконтенту и возможность эти запросы оплачивать. Но первый всплеск установок был не на дачах. Существующие четыре канала («Наше Кино», «Мир Кино», «Детский мир» и «НТВ-ПЛЮС Спорт») оказались ярким явлением на достаточно бедном в то время российском телерынке. И первые тарелки начали украшать дома не в пригородах, а в миллионниках: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге. И уже потом, постепенно, спутниковое телевидение начало перемещаться в дачные поселки. (До сих пор старые фирменные зеленые тарелки «НТВ-ПЛЮС» попадаются на московских и питерских домах.) Через год после запуска абонентская база «НТВ-ПЛЮС» перевалила стотысячный рубеж, в Москве каждый день регистрировалось около 100 заявок на установку.Новые спутники — новые возможности
Всем, и в первую очередь тем, кто раскручивал проект, было очевидно, что, работая через спутники «Галс», можно рассчитывать только на то, чтобы заинтересовать рынок, показать людям все преимущества нового сервиса. Говорить о каком-либо коммерческом успехе с такой технической базой было бессмысленно. Изначально спутники могли транслировать только 6 телеканалов в аналоговом стандарте. В результате неисправностей ретрансляционного блока это количество быстро сократилось до четырех. Плюс к этому разные ретрансляторы выдавали разную мощность, в ряде регионов абоненты не могли принимать какой-либо из телеканалов ввиду недостаточного размера антенны. Ракета Delta-2 со спутником "Бонум-1" перед запуском.
С размерами антенны вообще вышла полная неразбериха. По европейским и американским меркам спутниковое телевидение может называться непосредственным только в том случае, если абонент принимает его на антенну 60 см. Малые размеры пользовательских антенн — одна из определяющих характеристик сервиса. 60 сантиметров с самого начала были недопустимой роскошью для пользователей, и оператор их и не обещал, он рекомендовал использовать антенну 90 см. Но и этой антенны хватало далеко не всегда и далеко не везде. И разговор даже не о приеме на краю зоны покрытия — энергетические характеристики ретранслятора могли поменяться внезапно и быстро. И вот абонент неожиданно понимает, что, скажем, «Музыку» он уже принимать не может, ему для этого надо менять 60-сантиметровую тарелку на 90-сантиметровую. Такие неожиданные коллизии, конечно, отпугивали часть потребителей, но в общем и целом все понимали, что услуга находится в самом начале своего становления, да и зритель тогда был не столь избалован, как сейчас. Но в любом случае такое положение требовало срочных мер. Поэтому сразу же началась проработка различных вариантов использования новых спутников. В 1996-1997 годах были заказаны сразу три спутника: отечественный «Галс-Р16» с 16 стволами, «Бонум-1» (8 ретрансляторов) у американской компании Hughes Space&Communications и Eutelsat W4, на котором ЗАО «Бонум-1» собиралось арендовать 16 стволов с российскими частотами. Как раз в то время Россия столкнулась с тем, что ресурс для СНТВ, выделенный СССР в 1977 году, мало подходит для реальной работы из-за помех с другими радиослужбами. Перед пересмотром распределения спутниковых позиций и частотных каналов в 1997 году Россия подала в Международный совет по электросвязи заявку на пересмотр частотного плана, принятого на заседании совета в 1977 году. Заявка предусматривала использование Россией для непосредственного телевещания пяти позиций: 36° в.д., 56° в.д., 86° в.д., 110° в.д. и 140° в.д., по 16 частотных каналов на каждой. Поэтому и «Галс-Р16» разрабатывался в соответствии с этой заявкой и, соответственно, предусматривал наличие именно 16 транспондеров. Но в итоге проекту «Галс-Р16» так и не суждено было воплотиться в реальный аппарат. Причины не очень понятны: заказчик обвинял разработчика в затягивании сроков, разработчик заказчика — в недофинансировании. Из трех контрактов, заключенных в 1997 году, реализованы были два, на иностранных спутниках. Контракт на российские спутники в сильно измененном виде был реализован только в 2014 году с запуском «Экспресс-АТ1». Сначала основным рабочим аппаратом стал «Бонум-1», запущенный в конце 1998 года. Этот спутник впоследствии тоже поставили в вину руководству «НТВ-ПЛЮС», поскольку посчитали недопустимым для российского оператора заказывать аппарат у американского разработчика. Сейчас оба российских оператора заказывают спутники и у российских поставщиков, и у иностранных, и второе до сих пор вызывает если не осуждение, то порицание, хотя операторы настаивают на своем праве за свои деньги заказывать ту технику, которая поможет им реализовать собственные бизнес-планы. Главное, что было необходимо сделать «НТВ-ПЛЮС» в то время, — перейти на цифровой формат вещания. Это позволяло увеличить количество телеканалов и качество вещания. Сложность ситуации заключалась в том, что переход нужно было осуществлять чем быстрее, тем лучше. Чем больше зрителей будет подключено к аналоговому сервису, тем сложнее будет переключить их на цифровой. Выбор поставщика аппарата диктовался еще и жесткими сроками. В декабре «Бонум-1» был успешно запущен, в феврале 1999 года «НТВ-ПЛЮС» начал цифровое спутниковое вещание с позиции 36° в.д. Позднее, в 2000 году, после запуска в эту позицию Eutelsat W4, «Бонум-1» был переведен в точку 56° в.д., откуда начал вещание на Урал и Сибирь. В той орбитальной позиции он проработал еще почти 15 лет, и за эти годы на спутнике не отказало ни одно из устройств самой платформы и полезной нагрузки, что является своеобразным рекордом для техники такого рода. Аналоговый стандарт вещания не позволял развиваться дальше, и «НТВ-ПЛЮС» проводит мероприятие, для характеристики которого так и просится слово «героическое». Сейчас, когда операторы меняют пользовательскую аппаратуру в рабочем режиме, когда давно отработаны все схемы взаимодействия что с партнерами, что с абонентами, этот процесс не выглядит как что-то особенное. В 1999 году обмен ста с лишним тысяч пользовательских комплектов был крайне тяжелой операцией. Помимо всех организационных трудностей, приходилось переламывать скептическое отношение пользователя, который боялся быть обманутым. Этот пользователь уже потратил немаленькие деньги на аппаратуру, и нельзя сказать, чтобы он был доволен услугой. А тут ему оператор говорит, что надо доплатить еще, и тогда все будет замечательно — каналов больше, качество лучше. Различные аферы, в результате которых люди оставались без сбережений, помнились еще очень хорошо. Но оператору удалось переломить недоверие. «НТВ-ПЛЮС» оказалась единственной российской платформой, которой пришлось пройти через такой непростой процесс, — все остальные начинали вещание позже, уже с цифрового формата. Михаил Демин, генеральный директор "НТВ-Плюс".
В 2000 году для всего холдинга Владимира Гусинского наступили непростые времена. Из-за затруднений с возвратом кредита, взятого на строительство спутника в компании «Бонум-1», была начата процедура банкротства и введено внешнее управление. Ситуация не самая редкая, но, по мнению работавших тогда специалистов, управляющая компания не отличалась высокой квалификацией и в бизнесе «НТВ-ПЛЮС» понимала крайне мало. Процедура банкротства закончилась подписанием в 2003 году мирового соглашения, по которому все имущество ЗАО «Бонум-1», включая спутник «Бонум-1», было передано в счет долга по кредиту в собственность государству и отдано в управление государственной компании «Космическая связь» (ГПКС). Таким образом образовался Центр космической связи (ЦКС) «Сколково», который и сейчас специализируется на оказании услуг спутникового непосредственного вещания». Самое удивительное, что во время всех передряг вещание не прерывалось и даже удавалось обосновать какое-то минимальное развитие.