img28 июля 2023 в 10:45

Эрмитаж в 2ГИС, а Петропавловская крепость — в 3D: культура Петербурга в виртуальной реальности

В 2019 году стартовал региональный проект «Цифровая культура в Санкт‑Петербурге». В ходе его реализации созданы два виртуальных концертных зала, затраты составили 4 млн рублей. Предполагается, что исполнение проекта, рассчитанного до 2024 года, позволит увеличить число обращений граждан к цифровым ресурсам в сфере культуры в пять раз. Рассказываем, как цифровые технологии помогают оптимизировать работу музеев, театров, библиотек и привлекать в них посетителей.

В 2019 году стартовал региональный проект «Цифровая культура в Санкт‑Петербурге». В ходе его реализации созданы два виртуальных концертных зала, затраты составили 4 млн рублей. Предполагается, что исполнение проекта, рассчитанного до 2024 года, позволит увеличить число обращений граждан к цифровым ресурсам в сфере культуры в пять раз. Рассказываем, как цифровые технологии помогают оптимизировать работу музеев, театров, библиотек и привлекать в них посетителей.

Цифровая опера и VR-побег из Петропавловки

На официальном сайте Комитета по культуре Санкт-Петербурга указано, что реализация проекта «Цифровая культура в Санкт-Петербурге» позволит увеличить зрительскую аудиторию концертов классической академической музыки и сделать мероприятия доступными для людей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках проекта были запущены два виртуальных концертных зала — комплексы оборудования и программ, которые позволяют транслировать мероприятия в режиме реального времени или в записи.

В 2020 году был открыт виртуальный концертный зал на базе «Петербург-концерта» в здании Екатерининского собрания на набережной канала Грибоедова. На его создание из бюджета города было выделено 1,5 млн рублей. В 2022-м еще один зал был открыт на базе Государственной академической Капеллы за счет средств федерального бюджета в размере 2,5 млн рублей. В специально оборудованном помещении демонстрируются музыкальные и документальные фильмы, проходят трансляции выступлений региональных музыкантов. В 2023 году планируется увеличение числа трансляций и, соответственно, количества цифровых посетителей.

В Государственном музее истории Санкт-Петербурга рассказали об уникальном VR-проекте «Побег из Петропавловской крепости». «Он стал современным дополнением к классической экскурсии по тюрьме Трубецкого бастиона. В игровой форме посетители узнают историю Петропавловской крепости как главной следственной политической тюрьмы дореволюционной России. Используемая технология виртуальной реальности позволяет посетителям погрузиться в трехмерное пространство и попасть в камеры и коридоры тюрьмы. Участникам игры предложено совершить побег из крепости, проявив смекалку и использовав полученные знания об истории самой охраняемой тюрьмы царской России», — рассказали в пресс-службе музея.

В июне в городе впервые состоялась цифровая опера «Руслан и Людмила» на берегу Кронверкского пролива Петропавловской крепости. Цифровая опера представлена при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Организаторы показа — Санкт-Петербургский государственный музыкальный театр им. Ф. И. Шаляпина совместно с автономной некоммерческой организацией в области культуры и искусства «Ленинградские Сезоны». Как отмечается на официальном сайте организаторов, совместив цифровое пространство, мощное звуковое и световое оборудование, удалось создать уникальные спецэффекты. Постановщики соединили сценическое действие с видеоконтентом, создавая таким образом эффект дополненной реальности.

От оцифровки экспонатов до мультимедийного центра

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Станислав Казарин напомнил, что в Русском музее находится самый оснащенный государственный мультимедийный центр в стране. «В Центре мультимедиа на двух этажах размещены панорамный кинотеатр, управляемый с планшета, мультимедийная книга с инфракрасной камерой и прожектором, мультимедийный демонстрационный комплекс со специализированным звуковым оборудованием, мультимедийная кинект-панель, интерактивные панель и мультитач-стол, большой зал для видеоконференций, интерактивный кинотеатр с демонстрационным мультимедийным комплексом на 40–60 мест. Он оснащен двумя мультимедийными окнами. Есть пять проекторов и конструкция из алюминиевых ферм, позволяющая использовать различное осветительное оборудование. В Центре также оборудован детский зал с интерактивными цифровыми играми», — сообщил Станислав Казарин в своем Telegram-канале.

В пресс-службе Государственного музея истории Санкт-Петербурга отметили, что внедрение информационных технологий — масштабный и поэтапный процесс. В целях наполнения Государственного каталога музейного фонда РФ непрерывно ведется оцифровка предметов из коллекции музея. «В 2022 году для этих целей музей приобрел комплексы планетарного сканирования, что позволило значительно увеличить темпы работы. Коллекция музея насчитывает более 1,3 млн единиц хранения. На данный момент оцифровано свыше 930 тыс. музейных предметов, более 600 тыс. из них уже представлены в Госкаталоге», — уточнили в музее.

В Российской национальной библиотеке (РНБ) пояснили, что оцифровка наиболее активно применяется в хранении и предоставлении доступа к цифровым копиям книг, журналов, газет и других материалов, которые включаются в Электронную библиотеку РНБ. В первую очередь оцифровке подлежат особо ценные, редкие и ветхие издания. В цифровой вид также переводятся уникальные каталоги и картотеки.

«В РНБ реализованы и оцифрованы все библиотечные процессы: комплектование, каталогизация, учет и хранение фондов. Более десяти лет в РНБ в открытом доступе находится электронный каталог с возможностью поиска по полным текстам и электронная библиотека, реализован сервис удаленного заказа изданий. Сайт библиотеки постоянно пополняется новыми электронными ресурсами, раскрывающими фонд РНБ и предоставляющими читателям новую, раннее недоступную информацию. В настоящий момент особое внимание уделяется датификации (распознаванию) изданий. Для повышения качества библиотечных данных в электронном каталоге и в автоматизированной библиотечной системе (АБИС) в РНБ используются решения RPA (технологии, сочетающие использование программных роботов и машинный интеллект, — прим. ред.). В рамках импортозамещения идут работы по переходу на собственную библиотечную АБИС», — рассказали в библиотеке.

Самый очевидный и главный эффект от цифровизации здесь видят в увеличении доступности информации для пользователей. Цифровые решения в РНБ повышают удобство использования библиотечных услуг и ускоряют поиск информации, что в свою очередь приводит к увеличению количества посетителей, в том числе молодых.

В музеи истории отметили, что значительно увеличилось число посетителей за счет онлайн-продажи билетов. В 2022 году музейный комплекс посетили 1,772 млн человек. Онлайн-билеты в Петропавловскую крепость ежедневно покупают 300–400 человек.

 

Эрмитаж в картографическом сервисе

На официальном сайте Эрмитажа опубликована новость о том, что в картографическом сервисе 2ГИС стали доступны подробные планы Зимнего дворца Петра I и Главного музейного комплекса, куда входят Зимний, Малый, Большой дворцы, Новый Эрмитаж.

Подробная карта поможет сориентироваться в расположении залов, входов и выходов, лестниц и лифтов, временных выставок и постоянных экспозиций, найти место сбора экскурсионных групп, точку выдачи аудиогидов и других элементов инфраструктуры музея, включая кафе и зоны отдыха. На карте даже отмечен знак «Осторожно, кошки!», расположенный в Большом дворе Зимнего дворца. Кликнув на него, пользователи смогут ознакомиться с историей эрмитажных котов.

Карты Эрмитажа будут регулярно обновляться и дополняться, а в перспективе появится поиск внутри здания.

В Эрмитаже отметили, что карты музея будут регулярно обновляться и дополняться, а в перспективе появится поиск внутри здания. Сервисом можно пользоваться на компьютере, мобильных устройствах, находясь как в музее, так и за его пределами. Мобильное приложение позволяет скачать карту и пользоваться сервисом даже без доступа в интернет.

 

Сервис о блокаде и приложение Ботанического сада

Станислав Казарин в своем Telegram-канале сообщил о создании «Цифрового памятника» — сервиса «Блокада Ленинграда». В сервисе доступны три раздела: «Карты», «Хроника» и «Наследие». В первом открывается карта Петербурга, на которой размещены все важные места, связанные с блокадой, с их кратким описанием. Во втором разделе подробно изложен каждый день блокады. В разделе «Наследие» указаны все памятные места Петербурга и Ленобласти.

Вице-губернатор также рассказал о запуске приложения «Цифровой Ботанический сад» для навигации и поиска растений в Ботаническом саду Петра Великого. Пользователи могут опробовать три слоя в разделе «Карта»: «Цветение», «Сад», «Коллекции». По ним удобно находить растения и достопримечательности. Здесь есть опция построения маршрута до нужного объекта, размещены история Ботанического сада и правила поведения в нем. Позже будут доступны функции квестов (приключений, — прим. ред.), которые в перспективе заменят парковые квесты с бумажными ответными листами и облегчат обработку результатов. Приложение доступно для Android и iOS. Сейчас оно работает в тестовом режиме.

Выставки в «цифре»

В пресс-службе музея истории пояснили, почему цифровые технологии и мультимедиа активно проникают в выставочную деятельность. «Бывает, выставочные пространства не способны вместить необходимое количество экспонатов или открытое экспонирование. Возможны риски и в транспортировке. В таких ситуациях мы подключаем мультимедийные экраны, на которых демонстрируем цифровые копии экспонатов. Кроме того, мультимедиа значительно оживляют экспозицию, так как посредством цифровых технологий мы можем создать необходимую атмосферу выставки, погрузить посетителя в прошлое, наглядно передать историю, связанную с предметом или эпохой. На новой экспозиции “История Санкт-Петербурга. Век XVIII” в Комендантском доме установлен большой экран, на котором транслируются этапы застройки Петербурга от времен его основания до современности, давая представление посетителям о том, как менялся городской ландшафт и какими были эти земли задолго до решения Петра I построить здесь столицу Российской империи», — рассказали в музее истории.

Организовывать и проводить выставки на стыке цифровых технологий и искусства требует время.

Основатель культурного пространства в Петербурге Ольга Звагольская убеждена в том, что организовывать выставки на стыке цифровых технологий и искусства требует время. «Наш проект “Возвращение шедевров” от нативной NFT-платформы, созданный на базе культурного пространства “Третье место”, нацелен на возвращение в Россию объектов искусства, которые были вывезены в 20-м веке. Это требует солидных затрат, поэтому для выкупа предметов искусства мы запустили блокчейн-платформу с моделью совместного владения. В такой модели картина разделяется на несколько частей, каждая из которых продается в виде NFT-токенов. Как только будет собрана нужная сумма для выкупа, картина вернется в Россию и будет выставляться в общественных пространствах. Схожую модель мы используем и в других активностях. Например, проект “Благотворительность будущего“, в который привлекли звезд и экспертов. В рамках этой активности мы создали NFT-проект и заключили партнерство с восемью крупнейшими благотворительными фондами страны», — рассказала Ольга Звагольская.

 

Экскурсии с интерактивным гидом

В рамках проекта «Твой бюджет» при поддержке правительства города реализуются инициативы петербуржцев. Станислав Казарин отмечал, что в прошлых сезонах доля проектов в сфере информатизации на этапе заявок составляла около 1 %. В основном идеи касались инфраструктуры — установке видео- и интерактивных табло, видеокамер. В этом году в рамках направления «Цифровые технологии» было подано 116 идей. Из них 82 прошли модерацию. 

Вице-губернатор привел пример успешного проекта PublicARt — интерактивного гида по уличному искусству. Авторы проекта намерены подсвечивать с новой стороны достопримечательности и памятные места города, которые незаслуженно остаются без внимания горожан и туристов. В приложении работает интерактивная карта, с помощью которой пользователь может прочитать об арт-объекте. Есть раздел с бесплатными экскурсиями об уличном искусстве. В интерактивный гид внедрена технология дополненной реальности, которая позволяет оживить работы и увидеть уже утраченные объекты. Приложение будет дополняться новыми разделами. 

Традиционно выходит в онлайн «Ночь музеев». В рамках мероприятия один из операторов сотовой связи организует онлайн-трансляции авторских экскурсий. В этом году он предложил своим абонентам необычный цифровой бонус — обменять неизрасходованные минуты в рамках тарифного пакета на скидку на билет в музей или театр.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.


Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий