img31 августа 2022 в 14:45

Лидер цифровой зрелости: как Петербург ускоряет внедрение технологий

В Санкт-Петербурге успешно реализуются региональные проекты национальной программы «Цифровая экономика». Так, все социально-значимые объекты города были обеспечены широкополосным доступом к интернету в 2021-м — на три года раньше окончания программы. Доля приобретенных исполнительной властью города программных продуктов превысила плановые показатели на 8,24 %. Кроме того, на региональный портал «Госуслуги» и в Telegram-канал внедрены девять чат-ботов, которые консультируют граждан по социальным вопросам. О том, какие задачи выполнены в рамках программы и что позволило городу войти в лидеры цифровой зрелости, рассказывают эксперты.

В Санкт-Петербурге успешно реализуются региональные проекты национальной программы «Цифровая экономика». Так, все социально-значимые объекты города были обеспечены широкополосным доступом к интернету в 2021-м — на три года раньше окончания программы. Доля приобретенных исполнительной властью города программных продуктов превысила плановые показатели на 8,24 %. Кроме того, на региональный портал «Госуслуги» и в Telegram-канал внедрены девять чат-ботов, которые консультируют граждан по социальным вопросам. О том, какие задачи выполнены в рамках программы и что позволило городу войти в лидеры цифровой зрелости, рассказывают эксперты.

От платежей до сервиса «Добрых услуг»

Как сообщили в комитете по информатизации и связи администрации города, в рамках программы «Цифровая экономика» в Санкт-Петербурге реализуются пять региональных проектов. В приоритете проекта «Цифровое государственное управление» — массовые социально значимые услуги. Региональный перечень включает 46 услуг на портале «Госуслуги», из них 28 были введены в прошлом году. Многие услуги, к примеру, строительной сферы, предоставляются полностью в электронной форме: от заполнения и отправки заявления до получения результата, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица и эквивалентного оригиналу на бумажном носителе. Данные о заявителе автозаполняются в Единой системе идентификации и аутентификации. Автоматически вносятся и другие сведения, содержащиеся в личном кабинете заявителя на портале, в том числе о членах его семьи.

«Всего предоставляется 300 онлайн-услуг и сервисов, 87 платежей в разделе “Оплата“, а также социально значимые сервисы, например, сервис “Добрые услуги“ для некоммерческих организаций и граждан, желающих оказать безвозмездную помощь, и сервис для владельцев домашних животных “Питомцы Санкт-Петербурга“», — пояснили в комитете. Здесь также подчеркнули, что в данном проекте используется проактивный подход: после получения услуги в личный кабинет заявителя и на электронную почту автоматически направляются рекомендации о возможности получения других услуг, полагающихся ему в конкретной жизненной ситуации. «Данный проект реализуется в Санкт-Петербурге с 2020 года и демонстрирует высокую степень эффективности — доля заявлений, поданных на получение рекомендованных в рассылке услуг составляет 63,3 %. Возможность проактивного информирования пользователей разработана для таких жизненных ситуаций, как рождение ребенка, многодетная семья, материнский капитал, благоустройство, жилищные программы, ветеран труда. В текущем году будут разработаны еще четыре жизненные ситуации», — сообщили в комитете.

Чат-боты дают пользователю необходимую информацию в удобной интерактивной форме из проверенного источника.

Одним из механизмов, который упрощает взаимодействие граждан и государства по вопросам оказания госуслуг, в комитете назвали чат-боты, которые дают пользователю необходимую информацию в удобной интерактивной форме из проверенного источника. На региональном портале «Госуслуги» и в Telegram-канале доступно девять чат-ботов в разделах «Рождение ребенка», «Трудовые отношения», «Подросткам о госуслугах», «Ребенок в детском саду и школе» и других.

 

Подключение к интернету и подготовка кадров

В комитете отметили, что по условиям исполнения проекта «Информационная инфраструктура» социально значимые объекты должны быть обеспечены широкополосным доступом к интернету к 2024 году. Но это удалось сделать уже в 2021-м.

Для достижения целей проекта «Цифровые технологии» предусмотрены мероприятия по поддержке проектов организаций города по исследованию, разработке и внедрению решений, реализованных на базе сквозных цифровых технологий. В частности, речь идет о мерах государственной поддержки, грантах, программах льготного кредитования, в том числе для лидирующих исследовательских центров, субъектов малого и среднего предпринимательства, компаний, разрабатывающих и внедряющих цифровые технологии, продукты, сервисы и платформенные решения.

Как сообщили в комитете, в 2022 году ключевые показатели проекта «Информационная безопасность» достигались в обеспечении актуального состояния инфраструктуры информационной безопасности государственных информационных систем, контроле за переходом органов государственной власти Санкт-Петербурга и подведомственных им учреждений на отечественное программное обеспечение (ПО). «Достижение значений целевого показателя в Санкт-Петербурге определяется, в первую очередь, долей приобретаемых программных продуктов. На 25 июля 2022 года этот показатель достиг 88,24 %, что на 8,24 % выше планового значения стоимостной доли закупаемого исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга отечественного ПО в 2022 году. В результате созданы условия для использования преимущественно отечественного ПО, обеспечена готовность государственных информационных систем, предназначенных для электронного взаимодействия с исполнительными органами государственной власти, к безвозмездному доступу к ним россиян с использованием российских средств шифрования», — рассказали в комитете.

В комитете также назвали показатели реализации проекта «Кадры для цифровой экономики»: к 2024 году планируется обучить 286 государственных (муниципальных) служащих и работников подведомственных учреждений компетенциям в сфере цифровой трансформации государственного и муниципального управления. В текущем году планируется обучить 262 человека, из которых на 1 августа прошло обучение 105 человек. «Минцифры пересмотрело перечень образовательных программ. С августа текущего года проводится обучение по внедрению платформы государственных сервисов, внедрение платформы обратной связи, цифровизации государственных услуг, управление ИТ-проектами в органах государственной власти», — уточнили в комитете.

Подготовка кадров для цифровой экономики значится в приоритете как у государства, так у вузов и отрасли информационных технологий (ИТ). Директор Высшей школы бизнес-инжиниринга Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Игорь Ильин отметил, что вопрос подготовки кадров для цифровой экономики и развития кадрового потенциала ИТ-отрасли в целом можно и нужно решать главным образом путем активного сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса. «Университет должен четко понимать, какие специалисты нужны рынку — для этого представители рынка должны быть вовлечены в разработку и реализацию учебных курсов, предоставлять места для прохождения практики студентов. При этом преподаватели должны постоянно повышать квалификацию и получать новые знания, ведь специфика ИТ-отрасли состоит в ее максимальной динамичности», — считает он.

Вопрос подготовки кадров для цифровой экономики и развития кадрового потенциала ИТ-отрасли в целом можно и нужно решать главным образом путем активного сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса.

Эксперт отметил, что представители компаний ИТ-отрасли осознают эту необходимость и стали проявлять гораздо большую активность в данном направлении. «Кроме того, развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли в последние годы стимулирует государство, что не может не ощущаться в Санкт-Петербурге, как одном из крупнейших городов России. В Политехническом университете, например, сформирован и внедрен во все образовательные программы комплекс дисциплин, предполагающих получение базовых ИТ-компетенций», — добавил Игорь Ильин.

Генеральный директор одной из компаний-членов ассоциации «РУССОФТ» Вадим Сабашный подтвердил, что Санкт-Петербург остается одним из основных ИТ-центров России, в котором сосредоточены многие экспортные и международные ИТ-компании. «Поэтому сейчас именно в Санкт-Петербурге наиболее сильно изменяется ландшафт ИТ-рынка. В такой ситуации на рынке труда всегда оказывается большое число квалифицированных специалистов, и сейчас самое время собирать команды для разработки крупных и высокотехнологичных проектов», — убежден эксперт.

Город с выгодным положением

Руководитель направления развития регионов одной из компаний-участников Национального консалтингового альянса Илья Соколов поясняет, что Санкт-Петербург обладает выгодной позицией на фоне других регионов. «Нет острой необходимости быть первопроходцем во всем, подобно Москве. Но можно учиться на столичных ошибках и позволять себе смелые эксперименты. Очевидно, что лидеры цифровой трансформации Санкт-Петербурга умело используют стратегически выгодное положение», — рассуждает эксперт.

По мнению Ильи Соколова, достаточно амбициозной выглядит региональная стратегия цифровой трансформации, которая разрабатывалась на основе новых подходов — к этому подключались ученые с мировым именем, а мероприятия взаимосвязаны с глубоко изученными глобальными трендами. «Поэтому неудивительно, что все новыми элементами прирастает экосистема городских сервисов „Цифровой Петербург“ и идет пилотирование по линии региональной платформы „Гостех“. Отрадно, что стандартная болезнь регионов — запуск под каждую инициативу нового портала, платформы, на которые потом практически невозможно направить стабильный трафик пользователей, — в Петербурге проявляется уже не так ярко. Например, для поиска пунктов сортировки отходов был запущен чат-бот. Это куда более дешевое и эффективное решение, хотя, очевидно, был большой соблазн сделать очередной портал с картой и регистрацией», — прокомментировал эксперт.

Игорь Ильин соглашается с тем, что в целом темпы и уровень цифровизации экономики в Санкт-Петербурге можно оценить достаточно высоко. Агрегаторы доставок и такси, приложения для онлайн-записи в салоны красоты, веб-сервисы для получения государственных услуг в режиме онлайн — это далеко не полный список цифровых продуктов и сервисов, прочно вошедших в нашу жизнь и используемых на ежедневной основе. Сферу здравоохранения можно назвать одной из ключевых социальных сфер, активно задействованной в проектах внедрения инновационных технологий: пациенты могут записаться в медицинское учреждение к врачу онлайн, результаты полученных медицинских услуг хранятся в электронной медицинской карте, повсеместное распространение получает телемедицина — медицинское консультирование удаленно с использованием средств телекоммуникации.

Цифровизация, прежде всего, направлена на обеспечение сбора и передачи данных между различными службами, выполнение принципа «единого окна» и предоставления всех возможностей в дистанционном режиме.

Вадим Сабашный напомнил, что цифровизация, прежде всего, направлена на обеспечение сбора и передачи данных между различными службами, выполнение принципа «единого окна» и предоставления всех возможностей в дистанционном режиме. «На мой взгляд, у цифровизации хорошие темпы. Но настало время переходить к следующему этапу — цифровой трансформации, когда на основе уже собранных данных и настроенных процессов можно открывать принципиально новые возможности. В обработке больших массивов данных, например, выявлении корреляций, моделировании и прогнозировании событий помогут технологии на основе искусственного интеллекта», — убежден эксперт.

Игорь Ильин уточнил, что большинство петербургских учреждений, как государственных, так и коммерческих, понимают необходимость внедрения сложных технологий — искусственного интеллекта, больших данных, машинного обучения — в свою деятельность, а многие уже активно их используют. «Наша Высшая школа сотрудничает с предприятиями разных масштабов и сфер деятельности — транспортными, логистическими, ретейлом, ИТ — и запрос на внедрение и развитие инновационных цифровых технологий в их деятельность очевиден», — заключил эксперт.

 

Успеть к 2024 году

В комитете по информатизации и связи администрации города рассказали о результатах реализации программы, которые необходимо достичь в 2024 году. Так, в рамках проекта «Цифровое государственное управление» требуется увеличить долю электронных массовых социально значимых услуг до 95 %, долю обращений за получением массовых социально значимых услуг в электронном виде и без необходимости личного посещения органа власти либо МФЦ — до 50 %, долю активных пользователей портала «Госуслуги» — до 60 %, а уровень удовлетворенности качеством предоставления массовых социально значимых услуг в электронном виде планируют повысить до 4,4 балла.

«В ближайшие годы запланировано внедрение новых проактивных рекомендаций и чат-ботов, сценариев жизненных ситуаций, новых услуг и сервисов на региональном портале “Госуслуги“ и в МФЦ, установка в помещениях МФЦ постаматов и криптокабин, внедрение в МФЦ возможности принимать и обрабатывать биометрические данные, сквозное использование документов между МФЦ, личным кабинетом заявителя на региональном портале “Госуслуги“ и в мобильном приложении “Государственные услуги в Санкт-Петербурге“, разработка новых и оптимизация имеющихся сервисов и видов сведений межведомственного электронного взаимодействия, проработка автоматического межведомственного взаимодействия, развитие собственного решения Санкт-Петербурга по созданию цифрового административного регламента. В перспективе будут проработаны вопросы автоматизации формирования составов полей электронных форм заявлений, автоматизации принятия решений органами власти», — перечислили задачи в комитете.

«В связи с тем, что декомпозиции федеральных показателей на проект “Информационная безопасность“ не предусмотрено, в целях повышения уровня защищенности государственных информационных систем и ресурсов был введен собственный показатель “стоимостная доля закупаемого исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга отечественного программного обеспечения“, значение которого к 2024 году должно увеличиться до 90 %», — пояснили в комитете.

По информации комитета, в рамках проекта «Информационная инфраструктура» в 2022 году планируется заключить с «Ростелекомом» государственный контракт на выполнение работ по формированию устойчивой информационно-коммуникационной инфраструктуры в 74 государственных и муниципальных общеобразовательных организациях для реализации стандарта «Цифровая школа». В 2023 году в учебных классах всех образовательных учреждений подключат интернет по технологии Wi-Fi.

Илья Соколов отметил, что традиционно Санкт-Петербург отлично использует умную специализацию и внедряет передовые практики цифровизации в тех сферах, где у города накоплена глубокая экспертиза: туризм, архивы, музейное дело. «В этом же ключе огромный потенциал для дальнейшего развития “цифры“ в Петербурге имеет спорт. Город обладает всеми предпосылками для запуска единой экосистемы цифровизации всей индустрии. И сейчас ведется работа по запуску цифровых помощников и модернизации социальных сетей. Но это только первые шаги к созданию государственной информационной системы “Спортивный Санкт-Петербург“. Мы ожидаем больших прорывов именно в этом направлении, так как спорт — это территория, где за счет цифровизации можно достичь очень быстрых и ощутимых побед. Главное, чтобы административные барьеры не становились помехой в реализации самых амбициозных проектов», — подытожил эксперт.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.


Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий