img28 сентября 2022 в 15:58

Музеи в новом измерении: как в Петербурге объединяют искусство и технологии

Музеи и выставочные комплексы Санкт-Петербурга активно внедряют цифровые платформы, 3D-туры и VR-проекты. Так, в Русском музее действует специальное приложение для очков дополненной реальности, благодаря которому пользователи могут «войти» в картину. Цифровые продукты служат главной цели — заинтересовать посетителя и привести его в реальный музей, говорят представители учреждений культуры. Как музеи объединяют искусство и технологии, объясняют эксперты.

Музеи и выставочные комплексы Санкт-Петербурга активно внедряют цифровые платформы, 3D-туры и VR-проекты. Так, в Русском музее действует специальное приложение для очков дополненной реальности, благодаря которому пользователи могут «войти» в картину. Цифровые продукты служат главной цели — заинтересовать посетителя и привести его в реальный музей, говорят представители учреждений культуры. Как музеи объединяют искусство и технологии, объясняют эксперты.

Виртуальный тур в мобильном приложении

Начальник службы «Виртуального Русского музея» Государственного Русского музея (далее — Русский музей, — прим. ред.) Мария Гладких напомнила, что музей стал пионером в своей отрасли в использовании технологии дополненной реальности. В 2011 году совместно с одним из операторов связи он представил проект «Русский музей. Дополненная реальность», а в 2013-м на смену приложению RM-Guide запустил специально созданный сайт данного проекта для мобильных устройств.

«Сегодня Русский музей активно внедряет технологии дополненной реальности, используя возможности платформы для создания интерактивных гидов с технологией дополненной реальности “Артефакт”, разработанной Министерством культуры для музеев России. Пользователи приложения могут найти более 20 мультимедиавыставок Русского музея, созданных на основе постоянных экспозиций и временных выставок, а также в виде самостоятельных онлайн-проектов», — рассказала Мария Гладких.

По ее словам, в рамках проекта «Искусство и технологии» Русский музей при поддержке Министерства просвещения и благотворительного фонда «Система» разработал приложение «Последний день Помпеи» для очков дополненной реальности одной из зарубежных компаний, благодаря которому пользователи могут «войти» в картину и оказаться на пустынной улице Гробниц города Помпеи у подножия вулкана Везувий. «Главным образом приложение направлено на знакомство со знаменитым полотном Карла Брюллова из коллекции музея, и позволяет наглядно представить информацию о композиционных особенностях произведения, о том, из чего состоит живописное произведение в технологическом плане», — пояснила Мария Гладких.

Как сообщила представитель Русского музея, технологии трехмерного компьютерного моделирования активно используются для создания исторических художественных реконструкций — Летнего дворца Елизаветы Петровны и Михайловского замка, Летнего сада, спальни Павла I и Мраморного зала Мраморного дворца. А технологии панорамной съемки — для создания виртуальных туров по выставкам музея. «Все виртуальные туры Русского музея интерактивны — пользователи могут не только прогуляться по залам музея, но и выбрать конкретное произведение, рассмотреть его, прочитать аннотацию или послушать аудиогид, а также в виртуальные туры часто встраиваются и другие дополнительные медиаресурсы — онлайн-лекции, видеоролики. К юбилею Русского музея по выставке „Художники и коллекционеры — Русскому музею. Дары“ была создана серия панорамных роликов в формате видео 360 градусов», — продолжила Мария Гладких.

Самым технологичным объектом Русского музея Мария Гладких назвала центр мультимедиа, в котором представлены маппинг (жанр видео, в котором все события происходят на карте, — прим. авт.), кинект (бесконтактный сенсорный игровой контроллер, — прим. авт.), различные проекционные технологии, в том числе панорамные. Такой подход позволяет развернуто и всесторонне представить коллекцию музея, а также экспериментировать с современными медиа, заключила Мария Гладких.

Трогайте экспонаты руками

Музей-заповедник «Царское Село» создал и внедрил два VR-проекта – «Путешествие в императорском поезде» и VR-версию Янтарной комнаты.

«В августе 2021 года после реставрации мы открыли для посетителей личные комнаты Николая II и императрицы Александры Федоровны в Александровском дворце. Спустя два месяца в одном из залов цокольного этажа запустили VR-проект „Путешествие в императорском поезде“. Надев специальные очки, посетители могут заглянуть в вагоны, служившие нескольким российским императорам. С помощью современных технологий в виртуальной реальности в мельчайших подробностях воссозданы исторические интерьеры вагонов одного из первых поездов царской России. Этот совместный проект с Музеем железных дорог России реализован при технической поддержке крупной ИТ-компании», — рассказали в музее-заповеднике «Царское Село».

Здесь пояснили, что виртуальный «императорский поезд» отправился в путешествие по России, сейчас он находится во Владивостоке. Там 31 августа стартовал масштабный передвижной выставочный проект «Объединяя Россию: от Царскосельской железной дороги до Великого Сибирского пути». Он посвящен 185-летию открытия первой в России Царскосельской железной дороги и 130-летию основания Транссибирской магистрали. Экспозиция повторит маршрут путешествия будущего императора Николая II в 1891 году: Владивосток — Иркутск — Новосибирск — Челябинск. Путешествие с востока на запад продлится десять месяцев, до июля 2023-го. Музей-заповедник «Царское Село» организовал экспозицию совместно с Музеем железных дорог России и государственным архивом России. В качестве спонсора выступил крупнейший перевозчик российской сети железных дорог.

«В апреле этого года у Янтарной комнаты появилась VR-версия, созданная студией по разработке игр и приложений на Unreal Engine при поддержке транснациональной энергетической компании. Это точная интерактивная модель „восьмого чуда света“ в формате виртуальной реальности. Специальное оборудование позволяет рассмотреть интерьер, приблизить предметы декоративно-прикладного искусства и элементы отделки, изучить флорентийские мозаики и резьбу. В отличие от посещения музея офлайн, в виртуальном пространстве экспонаты можно „трогать“ руками и рассматривать с максимально близкого расстояния», — сообщили в музее-заповеднике.

По информации музея-заповедника, на создание VR-версии Янтарной комнаты ушло около года. Работа специалистов по трехмерному сканированию была особенно непростой, поскольку велась с самыми сложными поверхностями — отражающими, блестящими и прозрачными. Именно они составляют 70 % объема знаменитого интерьера. При создании VR-проекта был использован совмещенный подход для сохранения уникального рисунка янтаря и фотореалистичности объекта — фотограмметрическое сканирование с последующим ручным скульптингом объектов. «Фактически специалисты повторили работу реставраторов, только они кропотливо работали не с камнем и деревом, а в 3D с каждым объектом. Как говорят создатели VR-версии, пока аналогов этой работы в мире не существует. Похожие проекты музеев в виртуальной реальности представлены в нескольких крупных зарубежных музеях, но на данный момент они уступают VR-версии Янтарной комнаты по степени детализации», — подытожили в музее-заповеднике.

Добавим, что Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга опубликовал предварительные аналитические показатели индустрии, из которых следует, что за 8 месяцев 2022 года посещаемость Царского Села выросла на 60 % по сравнению с аналогичным периодом 2021-го, а среди целей поездок в Санкт-Петербург культурно-познавательный туризм стоит на втором месте.

Технологии как проводники в искусство

В центральном выставочном зале «Манеж» отметили, что в организации выставочных и просветительских проектов чаще всего используют диджитал-платформы, аудиогиды, 3D-туры по выставкам, подкасты, онлайн-лекции и с интересом наблюдают за развитием VR-технологий и их применением в выставочной и просветительской деятельности. Поэтому регулярно проводят специальные VR-лаборатории для подростков.

«Сегодня именно эта категория аудитории наиболее заинтересована в цифровых продуктах. В рамках программы “Манеж Junior” подростки исследуют новые направления в этой области. Один из самых последних проектов — специальная диджитал-платформа, созданная как результат исследовательского проекта, приуроченного к последней выставке „Н.Н. Живопись и графика из коллекции Музея искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков“. Проект призван помочь расширить представление людей о важных и зачастую непарадных архитектурных произведениях Санкт-Петербурга, а также о людях, связанных с ними», — пояснили в «Манеже».

Цифровые продукты в искусстве также помогают создавать новые способы коммуникации с аудиторией, включая тех людей, которые в силу состояния здоровья или места проживания не могут посетить выставочный зал. Для «Манежа» — это выход в новое измерение, способ расширить границы выставочного пространства, пояснили в центральном выставочном зале .

Мария Гладких сообщила, что все используемые технологии служат одной цели — привести посетителей к подлиннику, в реальный музей. «Время показывает, что так и происходит. Чем больше мы даем возможностей узнать музей, изучить его коллекцию и историю, тем больше у пользователя поводов посетить музей и увидеть все то, о чем он узнал с помощью “цифры”. Так работают виртуальные филиалы Русского музея по всему миру, онлайн-сервисы, формирующие цифровой образ музея. Но высокая посещаемость не является главной целью: наша задача — заинтересовать посетителя так, чтобы он шел в музей не для селфи, а для общения с произведениями искусства. И в этом плане технологии открывают широкие возможности для развития, которые никогда не исчерпают себя», — отметила представитель Русского музея.

«Цифра» упирается в финансы

«Наш опыт подтвердил, что VR-технологии очень востребованы. Поэтому по возможности будем развивать цифровые технологии и технологии дополненной реальности. Главная трудность в осуществлении подобного рода инициатив — финансовый вопрос. Поэтому оба наших проекта реализованы при поддержке ведущих российских компаний», — рассказали в музее-заповеднике «Царское Село».

Недостаток финансов назвали главным барьером в процессе внедрения цифровых решений и в «Манеже». «У команды много интересных идей, которые можно было бы воплотить в жизнь при помощи цифровых технологий. Но, к сожалению, многие из них требуют достаточно серьезных финансовых вложений, поэтому их реализация зависит от спонсорской поддержки наших партнеров», — пояснили в «Манеже».

Мария Гладких подчеркнула, что любая технология, которую использует музей, в первую очередь является инструментом, а не самоцелью. Русский музей тщательно подходит к выбору используемых технологий в каждом конкретном проекте, поэтому барьеров как таковых при внедрении технологий нет. «Недопонимание, которое часто присутствует между техническими специалистами и музейными сотрудниками, сведено к нулю, поскольку реализацией цифровых проектов в области культуры занимается специальное подразделение — служба „Виртуальный Русский музей“. Ее специалисты осуществляют стыковку изобразительного искусства и музейной специфики с цифровыми технологиями», — пояснила Мария Гладких.

При этом руководитель службы «Виртуального Русского музея» заметила, что в процессе интеграции современных технологий в музейную деятельность сложности возникают такие же, как и у других организаций: в формировании материально-технической базы, регулярном обновлении оборудования и программного обеспечения, регулярном обучении и повышении квалификации специалистов, задействованных в процессах интеграции информационных технологий в музейную деятельность.

В апреле текущего года Лаборатория управления культурой и туризмом НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург опубликовала результаты исследования процесса цифровизации российских музеев, которое было проведено при поддержке комитета Международного союза музеев (ИКОМ Россия) осенью 2021 года. 74,1 % опрошенных сотрудников музеев главным барьером цифровизации назвали нехватку финансирования, 60,5 % — отсутствие современной технической базы, 59,3 % респондентов указали на дефицит квалифицированных кадров, а 28,4 % видят барьер в «недопонимании проблем со стороны руководства». По мнению респондентов, хорошие перспективы монетизации имеют онлайн-экскурсии, мастер-классы и онлайн-курсы. В то же время, опрошенные значительно ниже оценивают перспективы монетизации более инновационных форматов цифровизации — подкастов, мобильных приложений, компьютерных игр и онлайн-квестов.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.


Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий