Путешествие в мобильном приложении
В Петербурге реализуется пилотный проект в рамках стратегического направления Минтранса «Зеленый цифровой коридор пассажира», предусматривающий создание единого цифрового инструмента для организации поездки на всем пути следования пассажира, включая возможность оплаты проезда на всех видах транспорта. Речь идет о запуске мобильного приложения «Транспорт+» российского разработчика и оператора информационно-технологических решений для пассажирского транспорта, успешно апробированного «Пассажиравтотрансом». Предприятие тестировало приложение в марте-апреле 2023 года на двух популярных автобусных маршрутах — № 100 и № 24, задействовав 41 транспортное средство и две фокус-группы.
В «Пассажиравтотрансе» рассказали, что новое приложение — это одно окно в общественный транспорт, в котором пассажир может полностью организовать свои поездки: построить сложный мультимодальный маршрут и выбрать оптимальный вариант, посмотреть расписание и движение транспортных средств онлайн, отследить время прибытия транспорта на остановку, оплатить проезд, оставить отзыв о поездке.
Маршрут можно строить с учетом городского наземного и водного транспорта, метро, пригородных электричек. В «Транспорт+» интегрирована возможность приобретения билетов на водный транспорт на весь период навигации. Сервис позволяет выбрать дату, время, место на теплоходе. Сейчас можно оплатить проезд в приложении, а скоро это станет возможным и по единому разовому QR-билету. Приложение само рекомендует самый быстрый вариант поездки или самый экономичный.
В приложении также размещена информация о музеях, которые находятся в 500 м от остановочных пунктов следования автобусов № 100 и № 24. Таким образом, пассажир сможет легко построить свою индивидуальную познавательную программу в мобильном приложении для общественного транспорта.
В «Горэлектротрансе» сообщили, что весь подвижной состав предприятия оборудован системой «Говорящий город» и поддерживает онлайн-приложение для маломобильных групп населения.
«”Говорящий город” — это система радиоинформирования и звукового ориентирования, повышающая доступность городской и транспортной инфраструктуры для маломобильной группы населения. Пассажир с ограниченными возможностями здоровья, пожилые люди или мамы с детской коляской свою скорую посадку либо высадку указывают в мобильном приложении. Таким образом предупрежденный водитель, исходя из поступивших данных, заранее выбирает необходимый вид помощи такому пассажиру. Кроме того, пассажир видит в приложении технические особенности приближающегося транспорта», — уточнили в «Горэлектротрансе».
Вице-губернатор Станислав Казарин в своем Telegram-канале написал, что в экосистему городских сервисов «Цифровой Петербург» вошел новый сервис — «Консультант по доступности»: чат-бот информирует о специальном транспортном обслуживании и возможностях получения помощи для маломобильных граждан на всех видах транспорта.
Портал в режиме реального времени
В пресс-службе «Организатора перевозок» проинформировали, что в 2022 году в рамках перехода на Новую модель транспортного обслуживания пассажиров в сфере автобусных перевозок (НМТО) были внедрены новые типы проездных билетов. Это разовый билет на основе штрих-кода. Его можно приобрести удаленно по безналичному расчету в мобильном приложении партнера. Введен пересадочный тариф для наземного транспорта по единому электронному билету «Подорожник», по которому третья и последующая поездки с пересадкой в течение 60 минут бесплатные.
Также в рамках НМТО разработан и запущен интернет-портал общественного транспорта Санкт-Петербурга, и теперь пассажиры в режиме реального времени узнают о действующих маршрутах и расписаниях городского транспорта, тарифах, видах проездных документов, способах оплаты, текущем местоположении транспортного средства на выбираемом маршруте, нескольких вариантах маршрута по заданным условиям поиска от точки отправления до пункта назначения, их стоимости и времени поездки.
«Также портал позволяет строить маршрут с учетом актуальных данных о закрытии станций метрополитена. Стоимость проезда рассчитывается для каждого участка маршрута. С момента запуска портала общественного транспорта его посетили более 100 тыс. пользователей, из них более 80 тыс. — с 1 января 2023 года. Наиболее востребованными сервисами стали построение маршрутов и получение информации о стоимости проезда», — рассказали в пресс-службе «Организатора перевозок».
В учреждении анонсировали запуск личного кабинета пассажира. Новый сервис позволяет производить отложенное пополнение единых электронных билетов, включая «Подорожник», и отслеживать историю поездок во всем общественном транспорте города, которые были совершены после регистрации в кабинете. Попасть в личный кабинет и зарегистрироваться в нем можно на сайте «Подорожника».
«В планах Комитета по транспорту на 2023 год — разработка мобильного приложения, предусматривающего возможность приобретения виртуального билета “Подорожник”. В перспективе на 2024 год — включить в приложение остальные виды билетов. Как отдельный функционал в мобильном приложении также будет доступен текущий функционал Портала общественного транспорта. Также в этом году планируется усовершенствовать способы оплаты платной парковки. Сейчас дорабатывается мобильное приложение “Парковки Санкт-Петербурга”», — заключили в учреждении.
Комитет по транспорту Санкт-Петербурга на своем официальном сайте опубликовал информацию об установке валидаторов с функцией Единого электронного билета на карте «Подорожник» и транспортном приложении Единой карты петербуржца на всем подвижном составе общественного транспорта.
Сообщается, что «умные» валидаторы установлены в более 5 тыс. автобусах и порядка 1,5 тыс. трамваев и троллейбусов «Горэлектротранса». Напомним, Единый электронный билет (ЕЭБ) записывается на электронный носитель «Подорожник», который выпускается в виде пластиковой карты или брелока, либо на транспортное приложение Единой карты петербуржца. Сформировать отложенный платеж на ЕЭБ в онлайн-режиме теперь возможно в личном кабинете пассажира. За четыре дня работы сервиса в нем зарегистрировались более 10 тыс. пользователей, средняя сумма пополнения составила 260 рублей.
Такси уезжает в единую систему
Комитет по транспорту объявил, что в рамках Федерального закона, утвержденного в конце 2022 года, Петербург переходит на новые стандарты обслуживания пассажиров. В частности, будет запущена единая информационная система легковых такси, куда внесут данные обо всех автомобилях и водителях, задействованных в данной сфере, а также данные о перевозчиках и служб заказа. Проект регионального закона «Об отдельных вопросах в области организации перевозок пассажиров и багажа легковыми такси в Санкт‑Петербурге» был обсужден в конце мая в Законодательном собрании города.
«Принятый федеральный закон и принимаемый региональный акт позволят собирать более полные данные о такси, включая сведения о водителях, перевозчиках. В том числе, о прохождении водителями предрейсовых медицинских осмотров и технических осмотров автомобилей. На агрегаторов возлагается обязанность по недопуску к заказам машин, не включенных в реестр, а также водителей с судимостью и тремя и более неоплаченными штрафами за нарушение правил дорожного движения», — прокомментировал заместитель председателя Комитета по транспорту Ренат Ягудин.
В начале июня Станислав Казарин анонсировал новый цифровой сервис на портале «Госуслуги» для оформления пропусков на движение грузовых автомобилей по городу. Ранее получить пропуск можно было только при личном обращении в «Центр комплексного благоустройства». Теперь цифровой сервис сделает этот процесс более удобным и быстрым. Так, для грузовых автомобилей массой более восьми тонн действует зона с ограниченным движением. Движение в пределах этой зоны оформляется постоянным пропуском (при перевозке грузов на постоянной основе на срок до 12 месяцев). Можно получить и разовый пропуск, который выдается при однократной поездке на срок не более пяти суток.
*Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.