Услуги без участия заявителя
В комитете по информатизации и связи Санкт-Петербурга напомнили, что цифровое развитие в сфере предоставления госуслуг осуществляется в соответствии с региональным проектом «Цифровое государственное управление». Задачи этого проекта соответствуют одноименному федеральному проекту в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Проект разработан на принципах клиентоцентричности: услуги и сервисы реализуются для максимального удобства граждан и представителей бизнеса.
«Большинство услуг и сервисов — от подачи заявления до предоставления необходимого электронного документа без участия заявителя — переводятся в цифровую форму, для чего налаживается межведомственное взаимодействие органов власти, которые направляют друг другу необходимую информацию по запросу», — пояснили в комитите.
Там также отметили, что востребованность такого формата взаимодействия граждан и государства подтверждает рост числа обращений.
Комплексный подход
Как добавили в комитете по цифровизации и связи, подход в сфере цифровизации госуправления постепенно смещается от подачи электронных заявлений и сканированных документов к комплексному подходу, который предполагает помощь гражданам и бизнесу в разных жизненных ситуациях. Среди них как получение государственных услуг и сервисов, так и услуг негосударственных организаций, что позволяет заявителю не тратить время на отправку обращений в различные ведомства — он сразу получает ряд полагающихся ему мер поддержки.
«Наиболее наглядным примером такого подхода можно считать реализацию на “Госуслугах” суперсервиса строительных услуг. Планируется, что застройщики смогут воспользоваться им уже в первой половине 2024 года. Благодаря интеграции портала и Единой системы строительного комплекса 74 услуги и процедуры строительной сферы уже сейчас можно получить онлайн, но заявителям все же приходится вводить данные и прикреплять документы по каждой госуслуге отдельно. При этом часто для получения разных услуг требуются одинаковые сведения. Суперсервис поможет накопить и объединить сведения об объекте строительства, что позволит сократить время подачи заявления, снизить вероятность ошибок и ускорить согласования со стороны органов власти», — рассказали в комитете.
Адаптация к цифровым технологиям
Помимо создания электронных сервисов для взаимодействия граждан и государства, необходимо адаптировать граждан к цифровым технологиям, так как не все могут уверенно с ними работать, подчеркнули в комитете. В 60 МФЦ и пяти центрах оказания услуг для бизнеса организованы секторы пользовательского сопровождения, оборудованные компьютерами самообслуживания.
«В настоящее время в 93 общедоступных рабочих местах посетители могут самостоятельно оформить сто видов электронных услуг по имеющейся подробной инструкции. При необходимости оформить услугу помогут консультанты МФЦ. В 2022 году в секторах пользовательского сопровождения оформлено более 107 тысяч обращений, в текущем году — уже более 146 тысяч обращений, что практически в 1,5 раза больше», — сообщили в комитете.
По информации комитета, в пяти МФЦ проводятся консультационно-образовательные семинары для различных категорий граждан. Посетителей семинаров учат пользоваться порталом «Госуслуги» и оформлять необходимые услуги в электронном виде. К примеру, в рамках семинара «Госуслуги онлайн в помощь родителям» специалисты консультируют будущих родителей и семей с детьми. «Госуслуги вне возраста» направлены на консультирование граждан пенсионного и предпенсионного возраста, граждан, ухаживающих за пожилыми и инвалидами, нуждающимися в заботе. На семинаре «Рядом в любой ситуации» получают консультации работники сферы социального обслуживания населения. Наконец, «Мой первый визит в МФЦ» — это программа консультаций для воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С «Госключом» и электронной подписью
По информации комитета по информатизации и связи, «Выдача (подтверждение, восстановление, удаление) ключей простой электронной подписи для получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде» (ЕСИА) стала наиболее востребованной услугой в секторах пользовательского сопровождения. Зафиксировано 70 784 обращения.
В начале года Станислав Казарин напомнил, что квалифицированную электронную подпись (КЭП) теперь можно оформить на «Почте России»: Петербург стал одним из четырех городов страны, в котором появилась такая возможность.
«Эта электронная подпись позволяет визировать любые документы онлайн, не распечатывая их физические копии. С ее помощью частные клиенты могут заключать трудовые договоры, направлять документы в вузы и суды, получать патенты и оформлять кредиты. Для бизнес-клиентов она дает возможность использовать электронный документооборот. Например, дистанционно подавать отчетность в налоговую инспекцию. КЭП также нужна тем, кто работает с онлайн-кассами или участвует в торгах на электронных площадках. Оформить КЭП можно и в любом месте выдачи Удостоверяющего центра ФНС России или у его доверенных лиц», — сообщил Станислав Казарин в своем Telegram-канале.
На сайте «Госуслуги» размещена информация о том, с 10 октября в четырех офисах МФЦ Петербурга можно пройти очную идентификацию для получения усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) и использования приложения «Госключ» для подписания юридически значимых документов в электронном виде. Приложение позволяет бесплатно получить сертификат и сформировать усиленную квалифицированную или неквалифицированную электронную подпись (УКЭП или УНЭП). В нем можно подписывать документы, совершать сделки и другие юридически значимые действия на «Госуслугах» и коммерческих площадках, интегрированных с «Госключом». С помощью УКЭП в удаленном формате можно зарегистрировать недвижимость, расторжение брака (при совместной подаче), оформить запрет на сделки с недвижимостью без личного участия правообладателя, получить выписку из реестра налогоплательщиков и другие услуги.
На ярмарку и в суд через интернет идут
Ранее Станислав Казарин анонсировал запуск интернет-портала «Цифровой сервис на потребительском рынке Санкт-Петербурга», который позволил предпринимателям подать заявку на торговые места на городских ярмарках и рынках. В заявке нужно указать рынок или ярмарку, на которых предприниматели хотят приобрести торговое место, и тип товара, который они будут там реализовывать.
«Сервис обеспечивает прозрачность процесса подачи заявок и позволяет получать оперативную информацию о статусе их рассмотрения. Иногородние предприниматели также могут заполнить заявку, подгрузив необходимые документы. Это удобно и быстро. Теперь нет необходимости лично посещать офисы и заполнять бумажные анкеты. Данный портал позволил сократить время подачи и рассмотрения заявки на предоставление торговых площадей на городских ярмарках до восьми часов и до 22 часов — на рынках», — написал вице-губернатор в своем Telegram-канале.
Здесь же Станислав Казарин поделился новостью о том, что теперь для подачи документов в суд личного присутствия не потребуется — если воспользоваться онлайн-сервисом «Электронное правосудие».
Эффективность «Эффективного региона»
В Петербурге реализуется программа «Эффективный регион», призванная оптимизировать процессы государственного и муниципального управления. На официальном сайте Смольного приводится информация о реализации этой программы в Красносельском районе города. Администрация района работает над тремя проектами — в сфере физкультуры и спорта, образовании и жилищно-коммунальном хозяйстве. Их цель — снизить бумажный документооборот, уменьшить количество действий с документами и сократить трудозатраты. Так, например, благодаря одному из проектов, который завершится в декабре этого года, горожане будут получать информацию о наличии мест в школах и о зачислении в них в течение семи дней, тогда как ранее им приходилось ждать ответа практически месяц.
Эффективность «Эффективного региона» ранее отмечал Станислав Казарин, когда Государственная жилищная инспекция города внедрила робота для обработки обращений граждан.
«Программный робот отслеживает обращения и автоматизирует процесс их регистрации в Единой системе электронного документооборота и делопроизводства. Это помогает сократить сроки передачи сообщений на рассмотрение в три раза. С помощью роботизации органы власти автоматизируют рутинные задачи. При этом экономят время, избавляют сотрудников от необходимости механически выполнять повторяющиеся операции», — отметил вице-губернатор.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.