img
img28 октября 2025 в 14:02

Правовые рельсы: как Петербург развивает инновационный транспорт благодаря «регуляторным песочницам»

Санкт-Петербург, являясь одним из научно-технологических центров России, активно использует экспериментальные правовые режимы (ЭПР или «регуляторные песочницы») для апробации перспективных цифровых технологий. Эти механизмы позволяют компаниям тестировать инновационные продукты и сервисы в реальных условиях. Как в Северной столице используется этот инструмент и какую роль тут играют «умные» трамваи выяснял редактор «Телеспутника».

Санкт-Петербург, являясь одним из научно-технологических центров России, активно использует экспериментальные правовые режимы (ЭПР или «регуляторные песочницы») для апробации перспективных цифровых технологий. Эти механизмы позволяют компаниям тестировать инновационные продукты и сервисы в реальных условиях. Как в Северной столице используется этот инструмент и какую роль тут играют «умные» трамваи выяснял редактор «Телеспутника».

Согласно Федеральному закону №258 от 31 июля 2020 года (Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых и технологических инноваций в Российской Федерации), ЭПР подразумевает под собой применение в отношении его участников особого, специального законодательного регулирования, которое необходимо для разработки, апробации или внедрения каких-либо цифровых технологий.

Другими словами, ЭПР позволяет в пилотном режиме или ограниченном масштабе протестировать работу инновационных продуктов при участии реальных клиентов.

«В рамках ЭПР в сфере цифровых инноваций правительство может дать ограниченному числу компаний на определённой территории и на определённое время право соблюдать действующее законодательство с рядом особенностей. Эти особенности как раз и позволят применять соответствующие технологии», — говорится на сайте министерства.

Сегодня в России установлены 19 ЭПР, они применяются в различных высокотехнологичных сферах. Например, в медицинских услугах, наземном транспорте, финансах и так далее. Кроме того, отдельные эксперименты действуют на определённых площадках и территориях. С 27 июня этого года ЭПР стало возможно применять для тестирования технологических инноваций.

В Санкт-Петербурге экспериментальные правовые режимы активно используются при тестировании беспилотных технологий. Так, например, летом текущего года на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов Минэкономразвития РФ опубликовал проект постановления о продлении срока действия ЭПР в сфере эксплуатации высоко автоматизированного транспорта.

Согласно документу, ЭПР устанавливается на автодорогах беспилотного логистического коридора на территории Санкт-Петербурга, Ленинградской области, а также ещё 11 субъектов России. Продлить срока действия ЭПР предполагается до конца осени 2028 года.

Напомним, Санкт-Петербург и Москву связывает трасса М-11 «Нева», на которой с 2022 года в беспилотном режиме курсируют грузовые автомобили. До 2024 года за рулём машины находился оператор, который мог перехватить контроль, однако на сегодня грузовики двигаются автономно. Предполагается, что в этом году автопарк подобных тягачей вырастет до 93 машин.

Другой пример применения ЭПР для развития беспилотных систем в Санкт-Петербурге касается общественного транспорта. В июне 2024 года в городе на Неве и Москве стартовал эксперимент по эксплуатации «умных» трамваев. Постановление об установлении соответствующего ЭПР в двух городах было подписано председателем правительства России Михаилом Мишустиным.

img

Эксперимент предполагает работу общественного транспорта без участия водителя. На первом этапе за процессов в кабине наблюдает оператор. Кроме того, «обкатываются» сопутствующие процессы, такие как подготовка водителей-испытателей, техническое обслуживание, диагностика техники и различные меры по обеспечению безопасности дорожного движения.

Сегодня в петербургском «Горэлектротрансе» работают 338 «умных» трамваев, в которых установлена система активной безопасности и помощи водителю (АБПВ). Данная технология работает на базе искусственного интеллекта, однако кардинальные решения в управлении транспортом по-прежнему принимает водитель, пояснили редактору «Телеспутника» в петербургском «Горэлектротрансе».

«Принцип действия системы АБПВ можно, условно, разделить на 2 вида. Первый — обнаружение препятствий и запрещающих сигналов светофоров. Второй — соблюдение разрешённой скорости по маршруту. В целом АБПВ предназначена для предотвращения возможных ДТП, снижения тяжести последствий аварий при невозможности их предотвращения, гарантии соблюдения нормативно-правовых и локальных актов предприятия, а также правил дорожного движения», — пояснили редактору «Телеспутника» в пресс-службе петербургского «Горэлектротранса».

Комплекс включает в себя систему активной безопасности и систему контроля бодрствования водителя, которые связаны друг с другом. На данный момент оцифрованы все 39 трамвайных маршрутов в Санкт-Петербурге. Система способна реагировать на объекты, возникающие перед трамваем. Например, автомобили, пешеходы или другие трамвайные вагоны. В автоматическом режиме распознаются запрещающие сигналы светофоров и ограничивать скорость движения, в том числе снижать до необходимого номинала перед началом участка и не давать превышать на протяжении всего участка.

Сегодня в Петербурге идёт активное обновление всего подвижного состава. За прошедшие 9 месяцев в трамвайных парках города поставлены 53 новых вагона. По плану до конца года должно поступить 60 вагонов. Среди них трёхсекционный двухкабинный «Поларис», трёхсекционные «Витязь-М» и «Достоевский», двухсекционный «Богатырь-М», односекционный «Львёнок». Все они оборудованы системой АБПВ.

«В рамках дальнейшего обновления подвижного состава на предприятии будут закупаться трамваи с системой АБПВ. Начиная с 2022 года все новые серийные трамваи, поступающие в город, по техзаданию Горэлектротранса, должны быть оборудованы данной системой», — пояснили «Телеспутнику» в петербургском Горэлектротрансе.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий