img30 августа 2023 в 11:00

Путешествие в Северную столицу начинается с электронных услуг

Более 800 отелей, 200 музеев, 400 баров и ресторанов, 1000 гидов и экскурсоводов «оцифровано» в Санкт-Петербурге, об этом сообщал вице-губернатор Станислав Казарин. По данным Комитета по информатизации и связи, в 2022 году отели города приняли 3,45 млн туристов, что на 53 % больше по сравнению с предыдущим годом. Количество возвратных туристов приблизилось к допандемийным показателям и достигло 40 %. Рассказываем, как при помощи цифровизации город на Неве развивает туристическую отрасль.

Более 800 отелей, 200 музеев, 400 баров и ресторанов, 1000 гидов и экскурсоводов «оцифровано» в Санкт-Петербурге, об этом сообщал вице-губернатор Станислав Казарин. По данным Комитета по информатизации и связи, в 2022 году отели города приняли 3,45 млн туристов, что на 53 % больше по сравнению с предыдущим годом. Количество возвратных туристов приблизилось к допандемийным показателям и достигло 40 %. Рассказываем, как при помощи цифровизации город на Неве развивает туристическую отрасль.

Туризм государственного значения

В Комитете по информатизации и связи рассказали, что город намерен повышать уровень удовлетворенности граждан цифровыми сервисами. Для этого в рамках Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Санкт‑Петербурга реализуется комплекс мероприятий, включающий разработку и интеграцию сервисов в отрасли туризма, перевод государственных услуг и сервисов в сфере туризма в электронный вид. Также в рамках цифровизации в сфере туризма завершается разработка системы аттестации гидов и переводчиков, создание которой в значительной мере упростит подачу документов и прохождение квалификационных испытаний. В своем Telegram-канале Станислав Казарин уточнил, что экскурсоводы, гиды-переводчики и инструкторы-переводчики сдают экзамен, состоящий из двух этапов: компьютерного тестирования и собеседования.

«В целях формирования унифицированного набора сервисов, предназначенных для представителей туристической отрасли, исполнительных органов власти и граждан, внедрена система сбора, анализа и прогнозирования общественного мнения о событиях города и качестве туристических услуг, благодаря которой в 2022 году проанализировано более 30 млн постов и тематических публикаций», — отметили в Комитете по информатизации и связи.

В своем Telegram-канале Станислав Казарин сообщал, что комитет по развитию туризма ежегодно отбирает и оцифровывает более 600 ключевых городских событий. Кроме того, создан единый цифровой календарь событий Санкт-Петербурга, освещающий городские события через единый портал. 

«Визит Петербург»

Ранее Станислав Казарин представлял официальный городской туристский портал «Визит Петербург», на котором можно узнать обо всех достопримечательностях Северной столицы, туристских маршрутах, предстоящих событиях. «Портал выполнен в виде государственной информационной системы. Он рассчитан на высокие нагрузки и обеспечивает требования регуляторов по информационной безопасности. Портал интегрирован с решениями с открытым исходным кодом, а также с промышленной системой “1C-Битрикс”. Для сбора и анализа общественного мнения о достопримечательностях и городских событиях используются нейросетевые технологии. Сейчас ведется подготовительная работа по описанию бизнес-процессов и переводу ресурса на платформу “ГосТех”», — пояснил вице-губернатор в своем Telegram-канале. 

Он также напомнил, что по версии Высшей школой экономики в декабре 2021 года портал занял первое место среди туристских интернет-ресурсов регионов России и признан победителем профессиональных туристских конкурсов «Лучший туристский портал – 2021» и «Лучшая туристская карта, путеводитель и smart-приложение по России».

В Комитете по информатизации и связи добавили, что портал «Визит Петербург» полезен и для пользователей, которые ищут мероприятия для детей во время школьных каникул. На портале можно выбрать экскурсию по историческим местам, музеям и выставкам, найти информацию о спортивных и деловых мероприятиях, проводимых в городе. Также можно выбрать готовый маршрут с аудиогидом. экскурсии подобраны по доступности городской среды, темам и способам передвижения.

 

По маршрутам онлайн-проекта

Комитет по развитию туризма на днях анонсировал онлайн-проект «Петербург — город, в котором рождается хорошее настроение», реализованный совместно с отечественным коммерческим сервисом. Он работает как конструктор, сортирующий предложения по интересам туристов. Впечатления, культура, искусство, дети, люди в городе, гастрономия — систему можно настроить на одну из этих тем в один клик. Перед пользователями появляются соответствующие точки на карте города и разработанные маршруты разной протяженности. Они сочетают как классические достопримечательности, так и объекты новой туристской географии. Например, раздел «Люди в городе» предлагает пройти по местам, связанным с Федором Достоевским и героями его произведений, или по дорогам, связанным с Виктором Цоем. В числе маршрутов раздела «Впечатления» есть «Мистический Петербург», «Нетипичный Кронштадт», «Современные креативные пространства».

Среди опций онлайн-проекта — руководство по прогулкам по ночному Петербургу, его промышленным объектам, кафе и ресторанам, а также афиша с самыми интересными событиями города.

На своем официальном сайте Комитет по развитию туризма указал, что Петербург занимает одну из ведущих позиций среди направлений, которые россияне выбирают для путешествий этим летом. Большой популярностью пользуются туры выходного дня в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».

Здесь также напомнили, что в рамках данного проекта предполагается к 2030 году увеличить число поездок по стране до 140 млн и обеспечить экономический рост за счет мультипликативности туристической отрасли.

 

Отели внедряют технологии

В онлайн-проекте «Петербург — город, в котором рождается хорошее настроение» также можно узнать об отелях с высоким рейтингом и забронировать подходящий. Эксперт сервиса, предназначенного для управления гостиницами и отелями, Ксения Богоявленская считает, что электронные сервисы для управления объектами размещения туристов востребованы.

«Даже в небольшом объекте один администратор не сможет контролировать процессы — такой подход не приведет к эффективной работе. Малочисленность персонала требует оптимизации рабочих процессов и ускоренной адаптации сотрудников, а наличие сервисов автоматизации позволяет обслуживать гостей быстрее, высвобождая ресурс для решения тех задач, которые требуют личного участия», — пояснила она.

Ксения Богоявленская считает, что в сегодняшних условиях отелям необходимо выстроить лояльную среду для потенциального гостя при бронировании и во время проживания. Гостиницы давно переводят все действия гостей в онлайн: бронирование, оплату номера, заказ дополнительных услуг. Популярным становится повсеместное общение в чате с представителями гостиницы до заезда, онлайн-обслуживание и консультации во время пребывания, сбор обратной связи, персональные предложения и промоакции для возврата гостя в отель в дальнейшем. С этим связан тренд на интеграцию клиентских технологий с системой управления отелем.

«Эффективные продажи в любом объекте завязаны не интеграциях — автоматизации процесса продвижения и получения бронирований через такие инструменты как менеджер каналов бронирования и модуль онлайн бронирования на сайте объекта. В малом объекте размещения еще более актуально и эффективно использовать эти оба инструмента, чтобы максимально автоматически обрабатывать поступающие заявки на бронирование, обновлять информацию о доступных номерах и стоимости, без привлечения дополнительного сотрудника для этих процессов», — рассказала эксперт.

Компания, специализирующая на разработке цифровых продуктов, сообщила «Телеспутнику» о завершении первого этапа внедрения информационной системы для прогнозирования, планирования, бюджетирования и контроля эффективности работы предприятия в специальной редакции в сети отелей Петербурга.

«Управление гостиничным бизнесом требует наличия информационных систем, способных формировать стратегические планы с учетом сезонности, факторов изменения конкурентной среды и требований регулятора. Контроль финансовых показателей в режиме реального времени — основная задача внедрения информационной системы. Она учитывает специфику гостиничного дела, включая возможность использования отчетности по стандарту USALI и модели прогнозирования в соответствии с требованиями операторов», — пояснили в компании.

Финансовый директор отеля Наталия Кадина напомнила, что бюджет гостиницы — сложная конструкция, в которой необходимо предусмотреть множество деталей: динамику заездов, сезонность проживания, стоимость содержания каждого номера. «Чем больше факторов мы учитываем, тем точнее сможем спланировать продажи, расходы и масштаб инвестиций. Без надежной системы бюджетирования здесь не обойтись, тем более если речь идет не об одном отеле, а о сети», — пояснила она.

По словам Ксении Богоявленской, сегодня наметились тренды на загородный уединенный отдых, что приводит к появлению множества новых видов малых средств размещения: экоотели, глэмпинги, загородные дома, которым тоже нужна автоматизация, поскольку у них не так много человеческих ресурсов, и они находятся дальше от городских удобств. Это как минимум говорит о тренде на устойчивое развитие и популярность облачных сервисов взамен локальных систем управления, которые надо устанавливать на компьютер и обновлять вручную. В первую очередь это касается использования системы управления отелем — в облачном сервисе вся информация аккумулирована в одном месте и доступ к ней несложно получить со смартфона управляющего или администратора.

По информации Комитета по информатизации и связи, свыше 86 % из 3200 опрошенных туристов удовлетворены сервисами в сфере туризма, остались довольны своей поездкой в Северную столицу, готовы рекомендовать посетить город и оставлять положительные отзывы о нем.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.


Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий