img27 сентября 2022 в 16:21

Пятерка за «цифру»: как в Петербурге готовят высококлассных ИТ-специалистов

Темпы развития цифровой экономики требуют от отрасли информационных технологий (ИТ) все больше инновационных продуктов, в связи с чем растут потребности рынка труда в специалистах, владеющих цифровыми компетенциями. Следуя современным вызовам, вузы совершенствует образовательную деятельность под динамику ожиданий всех заинтересованных сторон: увеличивают число мест, открывают кафедры. О том, как в Санкт-Петербурге готовят ИТ-кадры, каким образом строится сотрудничество высших учебных заведений и отрасли и какую помощь оказывает им государство, рассказывают представители вузов.

Темпы развития цифровой экономики требуют от отрасли информационных технологий (ИТ) все больше инновационных продуктов, в связи с чем растут потребности рынка труда в специалистах, владеющих цифровыми компетенциями. Следуя современным вызовам, вузы совершенствует образовательную деятельность под динамику ожиданий всех заинтересованных сторон: увеличивают число мест, открывают кафедры. О том, как в Санкт-Петербурге готовят ИТ-кадры, каким образом строится сотрудничество высших учебных заведений и отрасли и какую помощь оказывает им государство, рассказывают представители вузов.

Образование с учетом требований рынка

В Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций им. профессора М.А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ) отметили, что повсеместное проникновение инфотелекоммуникаций и информационных технологий во все сферы жизни стимулируют вуз активно внедрять инновационные проекты. Следуя современным вызовам, университет совершенствует образовательную деятельность под динамику требований всех заинтересованных сторон, строя партнерские отношения с другими участниками образовательного процесса, предприятиями-заказчиками специалистов, используя в учебном процессе инновационные методы и эффективные образовательные технологии.



«Главным объединяющим фактором является генеральное направление подготовки для ИТ-сферы более чем 2000 специалистов ежегодно по всем 47 направлениям высшего образования (бакалавров, специалистов, магистров и научно-педагогических кадров подготовки в аспирантуре) и 15 специальностям подготовки среднего профессионального образования», — привели статистику в СПбГУТ.

Декан Санкт-Петербургской школы физико-математических и компьютерных наук НИУ ВШЭ Михаил Мухин уточнил, что образовательные программы меняются каждый год: расширяется возможность выбора дополнительных курсов с учетом требований современного рынка, а также пожеланий студентов. «В формировании учебных планов активное участие принимают ИТ-компании — партнеры факультета, заинтересованные в совместных научно-образовательных и прикладных проектах, а также в трудоустройстве наших студентов и выпускников», — отметил эксперт.

Директор института информационных технологий и программирования Государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП) Татьяна Татарникова сообщила, что контрольные цифры приема абитуриентов растут, средний балл поступающих превышает 260. «Процесс обучения тоже меняется: обновляются учебные планы, базы практик, открываются базовые кафедры, инженерные школы, возрождающие лучшие практики инженерного образования. В этом году у нас начала работать модель обучения 1,5 + 2,5 + 2 + 3(4), где 1,5 года — это фундаментальная подготовка (физика, математика, информатика) и 2,5 года — инженерная подготовка бакалавриата. Два года — углубленная подготовка специалиста в области научно-исследовательской работы и три-четыре года — подготовка научных кадров в аспирантуре», — пояснила Татьяна Татарникова.

Основные задачи обучения

Михаил Мухин рассказал, что на факультете реализуются несколько образовательных программ, как бакалаврских, так и магистерских — по ним готовят ИТ-специалистов высокого уровня в разных направлениях. «Основной задачей этих программ является подготовка разработчиков и исследователей в области анализа данных и машинного обучения, программной инженерии, языков программирования, теоретической информатики, системного программирования, обработки естественного языка. Студенты программы получают глубокие фундаментальные знания в области математики и программирования, что в дальнейшем позволяет при необходимости освоить новые подходы и парадигмы современного программирования или перейти в смежные области ИТ-технологий», — пояснил Михаил Мухин.

По словам эксперта, на факультете открылась новая программа бакалавриата «Прикладной анализ данных и искусственный интеллект», где студенты с первого курса изучают дисциплины, связанные с анализом больших данных и машинным обучением. После выпуска они могут успешно работать на таких позициях, как аналитик больших данных, продвинутый специалист по анализу больших данных и специалист по обучению алгоритмов работы с большими данными.

Татьяна Татарникова отметила, что ГУАП готовит кадры по всем направленностям укрупненной группы специальностей «Информатика и вычислительная техника»: «Информатика и вычислительная техника», «Информационные системы и технологии», «Прикладная информатика», «Программная инженерия».

В СПбГУТ напомнили, что университет является соисполнителем национальных проектов, связанных с комплексным научным и образовательным обеспечением государственной политики в сфере подготовки кадров для отраслей цифровой экономики, развития отрасли информационных технологий и связи. Здесь готовят специалистов для сферы ИТ, способных воспринимать, генерировать и воплощать инновационные идеи, создавать конкурентоспособную наукоемкую продукцию в области связи, телекоммуникаций, информатики и электроники, подчеркнули в СПбГУТ.

 

Несколько специальностей по диплому

Предоставление возможности студентам получить сразу несколько специальностей тоже продиктовано современными реалиями, говорят эксперты. Как рассказала Татьяна Татарникова, в этом году факультет дополнительного профессионального образования реализует проект «Цифровые кафедры» в рамках программы «Приоритет 2030», в котором ГУАП в числе других университетов получил грантовую поддержку Минобразования. Выпускникам предложено семь актуальных программ переподготовки в сфере ИТ, в том числе аналитика данных, создание корпоративных приложений, основы тестирования и разработки, и других.

«Вместе с дипломом о высшем образовании выпускники получат диплом о профессиональной переподготовке. Обучение предложено всем без исключения студентам выпускного курса, не только ИТ, но и лингвистам, экономистам, техническим специальностям. Проект уже начал работу, первые впечатления положительные. В целом, студенты понимают, что сейчас время информационных технологий и получить новые знания в этой сфере — это здорово», — призналась Татьяна Татарникова.

В СПбГУТ тоже отметили, что вуз уделяет значительное внимание переподготовке кадров и повышению квалификации специалистов. «В университете реализуется более сорока направлений, специальностей и профилей дополнительного профессионального образования (ДПО). Востребованность данной подготовки подтверждает статистика: ежегодно по линии ДПО выпускается более 1600 специалистов различного уровня», — подчеркнули в университете.

По словам директора института дополнительного профессионального образования НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Айгули Кадырбаевой, в сфере ДПО в петербургском кампусе НИУ ВШЭ для ИТ-отрасли разрабатываются и реализуются два вида программ. Так, в рамках факультета «Санкт-Петербургская школа физико-математических и компьютерных наук» готовятся высококвалифицированные кадры в нескольких областях, по запросам компаний создаются узкоспециализированные программы переподготовки и повышения квалификации для ИТ-специалистов. 

Вторым видом программ для ИТ-специалистов эксперт назвала управленческие программы, к примеру, «Управленческая карьера в ИТ-компаниях и развитие Soft Skills» (мягкие, или гибкие навыки — комплекс умений общего характера, тесно связанных с личностными качествами, так или иначе важных во всякой профессии, — прим. ред.). ИТ-специалисты учатся разговаривать с командой на одном языке, понимать и разделять операционные и стратегические задачи бизнеса, управлять мотивацией сотрудников, решать проблемы организации гибкой работы в разных командах, рассказала Айгуль Кадырбаева.

Партнерство вузов и отрасли

Общаясь с представителями ИТ-отрасли, «Телеспутник» выяснил, что большинство ИТ-компаний заинтересованы в подготовке специалистов «под себя», поэтому они считают приоритетным сотрудничество с вузами. В свою очередь, вузы тоже идут им навстречу.

«Мы используем все возможные для нас механизмы. Во-первых, открываем базовые кафедры. Это дает возможность на базе уникального оборудования и задач предприятия проходить не только практическую подготовку, но и решать реальные задачи в рамках курсового и дипломного проектирования, получать практические навыки по некоторым специальным дисциплинам. Один из примеров — открытие в текущем учебном году базовой кафедры в одной из электронных компаний Петербурга, занимающейся разработкой и производством специализированной элементной базы и устройств сопряжения. Во-вторых, приветствуем стажировки в ИТ-компаниях. Недавно ГУАП заключил соглашение с российским государственным холдингом из атомной отрасли. Таким образом нашим студентам открыли новые стажировки — кейсы по решению ИТ-задач, по результатам которых госкорпорация может предложить работу. В-третьих, мы ведем целевую подготовку, когда с любого курса компания может купить себе будущего специалиста. Пока таких примеров не очень много, но надеемся, что ситуация начнет меняться», — рассказала Татьяна Татарникова.

СПбГУТ выстроил с предприятиями ИТ-отрасли экосистему кадрового партнерства и развивает несколько направлений взаимодействия. Основным является участие топ-менеджеров и ведущих специалистов непосредственно в образовательном процессе университета (чтение лекций по программе, организация практической подготовки студентов на предприятиях), что позволяет системно доводить актуальную информацию отрасли до будущих молодых специалистов. «В вузе создано восемь базовых кафедр, подготовка на которых ведется с учетом актуальных и перспективных задач конкретного предприятия-партнера. Кроме того, специалисты предприятий проводят открытые лекции, семинары и марафоны для всех желающих студентов. Установлена обратная связь на предмет повышения качества подготовки трудоустроенных молодых специалистов», — заключили в СПбГУТ.

Михаил Мухин сообщил, что с текущего года на программе «Прикладная математика и информатика» открылся набор в группу повышенной академической нагрузки. Она будет сформирована по результатам тестирования в начале первого курса. Студенты, прошедшие отбор, начнут работать над проектами по заказу компаний — партнеров факультета. Для них будут организованы дополнительные занятия с углубленным изучением. На факультете ведется активная работа с российскими и зарубежными предприятиями, заинтересованными в подготовке качественных специалистов. Образовательные программы реализуются при активном участии и поддержке компаний-партнеров — из сфер информационных технологий и разработки, биотеха, финансов, нефтепереработки, перечислил Михаил Мухин.

По словам эксперта, студенты факультета работают над научно-исследовательскими или прикладным проектами, предлагаемыми ИТ-индустрией, под руководством преподавателей или сотрудников компаний-партнеров. Проектное обучение позволяет им получать важный опыт разработки в условиях, максимально приближенных к реальным. Пример успешного сотрудничества с ИТ-индустрией — создание на базе факультета проектного офиса одной из компаний, специализирующейся на разработке, дистрибьюции, издании и поддержке компьютерных программ делового и домашнего назначения, с целью решения прикладных задач. В 2023 году планируется открытие с ней совместной онлайн-магистратуры. Другой пример успешного сотрудничества — совместная магистерская программа «Вычислительная биология и биоинформатика» с одной из крупнейших международных инновационных биотехнологических компаний в России, добавил Михаил Мухин.

ИТМО продвигает собственную менторскую программу, когда менторы ― выпускники университета, которые занимают высокие позиции в крупных российских и зарубежных компаниях или владеют своим бизнесом, помогают студентам изучить возможные пути карьерного развития. «Ментор получил практический опыт ― у него уже были взлеты и падения, и теперь он может порекомендовать более безопасную и быструю траекторию для достижения карьерных, научных или предпринимательских целей. Например, он готов на своем примере показать, в каких сферах можно работать после выпуска, или расскажет, как попасть на конкретную позицию в компании: какие есть требования к кандидатам, какие вопросы могут ожидать на собеседовании, что представляет собой работа и какие перспективы для карьерного роста есть в той или иной сфере», — пояснила менеджер Центра организации творческих и корпоративных проектов Людмила Цой.

Эксперты отмечают высокий уровень трудоустройства выпускников. Татьяна Татарникова рассказала, что устраиваются на работу практически все молодые специалисты, правда, на разные позиции. СПбГУТ на основании проводимых мониторингов, данных Пенсионного фонда и Минтруда зафиксировал высокий уровень трудоустройства выпускников вуза, в частности, за последние два года — 85 %, с тенденцией роста.

Михаил Мухин сообщил, что компании, в которых студенты Санкт-Петербургской школы физико-математических и компьютерных наук проходили стажировку, как правило, становятся их работодателями. География стажировок и трудоустройства включает в себя офисы отечественных и зарубежных компаний, поделился Михаил Мухин.

Курс на опережение

Показатели исполнения регионального проекта «Кадры для цифровой экономики» опубликованы на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга: в 2021 году прошли переобучение по компетенциям цифровой экономики в рамках дополнительного образования 577 специалистов, тогда как было запланировано 279. Аналогичный показатель по России — 600 специалистов.

В продвижении молодых специалистов, в том числе ИТ-отрасли, заинтересованы власти города: комитет по науке и высшей школы правительства объявил о проведении в октябре Петербургской школы ключевых исследований и менеджеров сектора исследований и разработок по направлению «искусственный интеллект». В рамках господдержки также объявлен конкурс на соискание премий правительства Санкт-Петербурга за выполнение дипломных проектов по заданию исполнительных органов государственной власти в 2022–2023 учебном году.

*Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий