img24 октября 2023 в 10:45

В Петербурге будущих айтишников готовят за школьной партой

В школах Петербурга продолжают развивать цифровое образование. Оно направлено на повышение эффективности профориентационной работы и обучение учеников программированию. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Станислав Казарин заявлял, что до 2024 года в городе планируется создать центры цифрового образования: девять «IT-кубов» и 23 «ИнфинITи». Читайте в материале о том, какие цифровые навыки могут получить петербургские школьники, как они помогают им определиться с будущей профессией и поступить в вуз.

В школах Петербурга продолжают развивать цифровое образование. Оно направлено на повышение эффективности профориентационной работы и обучение учеников программированию. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Станислав Казарин заявлял, что до 2024 года в городе планируется создать центры цифрового образования: девять «IT-кубов» и 23 «ИнфинITи». Читайте в материале о том, какие цифровые навыки могут получить петербургские школьники, как они помогают им определиться с будущей профессией и поступить в вуз.

Учеба в кубе

Станислав Казарин заявлял, что в городе цифровое образование детей организовано в том числе в центрах цифрового образования «IT-кубах» и «ИнфинITи». «Для занятий в IT-кубах подготовлены кабинеты с интерактивными панелями, компьютерами, VR-очками, наборами для сборки роботов, 3D-принтерами и 3D-сканерами. Партнерами IT-кубов стали ведущие образовательные учреждения: университет ИТМО, Санкт-Петербургский политехнический университет, Академия цифровых технологий, Академия талантов и крупные компании», — пояснял Станислав Казарин в своем Telegram-канале.

На официальном сайте проекта центра цифрового образования «IT-куб» уточняется, что обучение ведется по программам, направленным на ускоренное освоение актуальных и востребованных знаний, навыков и компетенций в сфере информационных технологий (ИТ). Проект формирует современную образовательную экосистему, объединяющую компании-лидеров ИТ-рынка, опытных наставников и начинающих разработчиков от 7 до 18 лет.

«IT-кубы» организованы во многих школах Петербурга. В средней школе № 619 Калининского района проект стартовал в 2020 году. Согласно информации на официальном сайте школы, текущей осенью в рамках проекта реализовалась шестидневная 12-часовая программа для учащихся от 7 до 10 лет «В мире IT-профессий». В рамках программы школьники осваивают теорию и выполняют задания по профессиям «Программист», «Робототехник», «Разработчик по виртуальной и дополненной реальности», «Специалист по защите данных», «Графический дизайнер». В процессе обучения учащиеся узнают о возможностях компьютера, областях его применения, получают базовые знания и навыки для работы с офисными программами, знакомятся с современными профессиями, практической деятельностью инженеров в ИТ-сфере.

На официальном сайте средней школы № 617 Приморского района названы направления, по которым будет проходить обучение в текущем учебном году. Например, школьники с десяти лет имеют возможность изучать системное администрирование и разработку VR/AR-приложений, ученикам 8–11 классов предлагается машинное обучение на языке Python («Кибергигиена и работа с большими данными») и разработка мобильных приложений на языке Java. Заняться программированием роботов могут школьники 13–17 лет, мобильной разработкой — ученики 6–11 классов. Также программирование на Python рассчитано на 8–9 классы, а на киберспорт могут записаться ученики с 12–14 лет.

Здесь также уточняется, что в школе открыты информационно-технологические классы, выпускникам которых выдается сертификат о профессии программиста на Python. Ученики проходят практику на базе вузов, им начисляются дополнительные баллы при поступлении.

Станислав Казарин напомнил, что «ИнфинITи» во многом схожи с «IT-кубом» и учреждаются в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» при поддержке комитета по образованию Санкт-Петербурга. В прошлом учебном году Центр цифрового образования «ИнфинITи» появился при гимназии № 642 «Земля и Вселенная» Василеостровского района. По информации с официального сайта гимназии, в текущем учебном году планируется обучение школьников по 16 направлениям базового и продвинутого уровня. Например, обучение программированию на языке Pyton ведется по двум уровням, в программе есть и олимпиадное программирование.

На официальной странице в социальной сети центра цифрового образования «ИнфинITи» средней школы № 525 Московского района уточняется, что дополнительное образование детей ведется по уникальным программам, которые направлены на ускоренное получение актуальных знаний и на развитие востребованных компетенций в сфере информационных технологий. Здесь ведется обучение по пяти направлениям: программирование на Python, мобильные разработки, программирование роботов, алгоритмика и логика, разработка VR/AR-приложений.

В начале октября на официальной странице соцсети Центр цифрового образования «ИнфинITи» средней школы № 509 Красносельского района анонсировал открытие «Кибершколы» — совместной образовательной программы с крупной нефтяной компанией. Сообщается, что на первом занятии ребята узнали много новой информации об обязанностях и компетенциях специалиста информационной безопасности (ИБ), а скоро они начнут осваивать практические навыки данной профессии.


ТИМ-моделирование для старшеклассника

В апреле этого года на своем официальном сайте Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ) опубликовал информацию о подписании соглашения с отечественным разработчиком BIM-решений и средними общеобразовательными школами № 347, № 334, № 100, № 255, лицеем № 64 Санкт-Петербурга об открытии классов по изучению технологий информационного моделирования (ТИМ-классов). Инициатива направлена на профориентацию школьников 8–11 классов, их обучение базовым знаниям в сфере информационного моделирования в строительстве и архитектуре.

«В рамках соглашения удастся выстроить эффективную и взаимовыгодную систему профессионального обучения, которая в дальнейшем позволит школьникам выбрать профессию с учётом их способностей и интересов, профильным вузам — привлечь мотивированных студентов, отрасли — снизить дефицит кадров и пополнить штат высококвалифицированными специалистами, подготовленными с учётом требований рынка труда», — пояснила первый проректор СПбГАСУ Светлана Головина.

Актуальность создания ТИМ-классов подтвердил руководитель отдела маркетинга компании-разработчика Максим Шибанов. «Десять лет назад школьники считали технологии информационного моделирования сложной наукой, а сегодня старшеклассники демонстрируют довольно высокий уровень знаний. Это говорит об их заинтересованности в осознанном выборе будущей профессии. Мы готовы содействовать их дальнейшему профессиональному росту, подготовке кадров для отрасли и считаем, что все стороны соглашения в скором времени увидят ожидаемый результат совместной работы», — сказал он.

«Код будущего» 

Станислав Казарин напомнил о федеральном образовательном проекте «Код будущего», который запущен при поддержке Минцифры и предполагает бесплатное обучение школьников программированию. Обучение организовано на базе школ города.

На официальном сайте средней школы № 573 Приморского района поясняется, что изначально «Код будущего» был нацелен на школьников 8–11 классов, однако с текущего года подать заявку могут также студенты колледжей и техникумов. Для записи доступно более 200 курсов в онлайн- и офлайн-форматах по востребованным языкам программирования — Python, Java, C++, C#, HTML, SQL, JavaScript, Kotlin. Среди направлений — веб-разработка, создание графических интерфейсов и парсеров (синтаксический анализ данных, — прим. ред.), тестирование программного обеспечения, программирование беспилотников, разработка игр, приложений, ботов, криптографических алгоритмов и нейронных сетей. Для очного обучения в Петербурге открыто 113 площадок. Для обучения в формате офлайн доступны курсы Мобильного электронного образования, Центра повышения квалификации «Партнер», «Учи.Дома», Академии «Просвещение». На этих площадках школьники и студенты колледжей смогут обучиться на 187 курсах.

«На курсах особое внимание уделяется практическим знаниям. Ученики работают в команде, разрабатывают приложения, игры, чат-боты, сайты. Углубленные знания и навыки, полученные на курсах, пригодятся для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, олимпиадам и хакатонам, а также помогут определиться с выбором будущей профессии. Успешно пройдя итоговые испытания, школьники и студенты колледжей получат сертификат об окончании курса. Продолжительность обучения 144 академических часа», — сообщается на сайте школы.


«Урок цифры»

Ежегодно в рамках нацпроекта «Цифровая экономика» проходят «Уроки цифры». Это всероссийский образовательный проект, благодаря которому школьники узнают о современных технологиях, повышают уровень своих цифровых компетенций. Проект дает возможность получить знания от ведущих технологических компаний.

С 18 сентября по 8 октября текущего года прошел первый в новом сезоне «Урок цифры» по применению технологий искусственного интеллекта (ИИ) в отраслях экономики, стратегическим партнером и разработчиком содержания которого является Благотворительный фонд банка.

В ходе «Урока цифры» школьники знакомились с процессами работы с данными и на практике изучат применение технологий искусственного интеллекта в разных отраслях экономики.

В средней школе № 625 Невского района недавний «Урок цифры» провел начальник отдела цифровой трансформации в социальной сфере «Управления информационных технологий и связи» Максим Сафаров. Об этом сообщается на сайте учреждения. Он рассказал учащимся выпускных классов о применении ИИ в медицине, сельском хозяйстве, производстве, транспорте и строительстве, создании новых профессий, связанных с использованием технологий ИИ.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий