img23 ноября 2022 в 10:45

Станислав Казарин: «Мы ориентируем всю нашу систему на то, чтобы цифровые сервисы были полезны для горожан»

В настоящее время в Северной столице реализуется Стратегия цифровой трансформации, затрагивающая все основные направления городской жизни. О том, на каком этапе находится ее реализация, какие сервисы уже удалось внедрить, а также перспективах создания цифровой модели города рассказал вице-губернатор Петербурга Станислав Казарин в кулуарах форума «ИТ-Диалог».

В настоящее время в Северной столице реализуется Стратегия цифровой трансформации, затрагивающая все основные направления городской жизни. О том, на каком этапе находится ее реализация, какие сервисы уже удалось внедрить, а также перспективах создания цифровой модели города рассказал вице-губернатор Петербурга Станислав Казарин в кулуарах форума «ИТ-Диалог».
Станислав Валериевич, какие направления из Стратегии цифровой трансформации Санкт-Петербурга для правительства города в настоящее время в наибольшем приоритете?

В Стратегии цифровой трансформации Санкт-Петербурга, утвержденной губернатором города Александром Бегловым, были сформулированы 13 ключевых направлений на ближайшие несколько лет. В их числе – образование, здравоохранение, транспорт, городское хозяйство, экологическая безопасность, спорт и так далее.

Для нас, в первую очередь, приоритетны те сервисы, которые позволяют улучшить уровень доверия населения к власти. Сегодня мы ориентируем всю нашу систему на то, чтобы цифровые сервисы были полезны для горожан. Приведу в пример сервис, связанный с уведомлением об эвакуации автомобиля. Это насущная проблема, особенно в период зимней уборки. Городские власти нередко критикуют за то, что внутриквартальные территории убираются недостаточно хорошо. Хотя, зачастую, сделать это практически невозможно из-за машин, оставленных во дворе. При наличии соответствующих цифровых сервисов, мы сможем заранее уведомлять людей о том, что ночью будет проводиться уборка, и они смогут убрать свои автомобили. При этом, в случае эвакуации транспортных средств, жители с помощью тех же цифровых сервисов будут уведомлены, где именно они сейчас находятся.

Я считаю, что это корректное и правильное партнерское соглашение. То есть важно в рамках цифровой трансформации сфокусироваться на вещах, которые ежедневно влияют на качество нашей жизни. Если поменялся маршрут движения из-за ремонтных мероприятий, случилась аварийная ситуация – нужно также предупредить людей об этом, чтобы они смогли изменить свой привычный маршрут или выехать с работы пораньше. Все это задачи «цифры».

На форуме «ИТ-Диалог» вы представили проект создания цифровой модели города. Расскажите о нем подробнее.

При нынешнем уровне развития сквозных технологий назрела необходимость формирования и развития единого информационного пространства, которое объединит в едином формализованном виде данные существующих и создаваемых ГИС. Таким образом, будет создана экосистема, объединяющая реальное и виртуальное пространство. Она позволит эффективно использовать технологии для организации жизни горожан в реальном городе.

Каждый год объем обрабатываемых и собираемых данных растет колоссальными темпами, что требует применения инновационных способов их сбора, анализа и интерпретации. В настоящее время мы проводим оценку, формируем учетную систему. Другое дело, что синергии данных мы пока не видим. Очень тяжело брать их из разных систем и наблюдать взаимное проникновение.

Большое количество данных генерируется транспортом, коммунальными службами: они нуждаются в переосмыслении. Простой пример: мы хорошо можем оценить плотность населения по мобильной связи. Мы знаем, как перемещаются мобильные телефоны, какие потоки у нас существуют в течение суток. С другой стороны, учет холодной воды гораздо лучше показывает дневную и ночную жизнь города, дает информацию об экономической деятельности тех или иных субъектов. 

Мы стремимся к тому, чтобы данные взаимно обогащали друг друга, создавали новые смыслы и сущности. На их основе должны формироваться управленческие решения. Если учитывать опыт других мегаполисов, которые занимаются этим давно, то можно сделать вывод, что работа со сбором данных в режиме реального времени позитивно сказывается на скорости принятия решений, а также дает возможность быстро оценить эффект от их принятия. С финансовой точки зрения, мы можем говорить об экономии в десятки процентов. 

Планируется ли сокращение расходов на реализацию утвержденной программы из-за текущей экономической ситуации?

Программа не сокращена. Точный объем финансирования будет понятен после третьего чтения бюджета. Мы рассчитываем на то, что наша заявка в основном объеме будет удовлетворена. Ее поддержали и губернатор, и законодательное собрание. Предполагается, что в 2023 году расходы составят около 3,6 млрд рублей. При этом, приоритеты внутри этой суммы могут измениться. Возможно, что будет усилено направление «Безопасный город», но баланс будет обеспечен.

На ваш взгляд, все ли представители различных отраслей экономики города понимают важность цифровизации?

Все точно признают, что без цифровизации сегодня невозможно качественное государственное управление и управление городским хозяйством. Но скорость внедрения инноваций, конечно же, сильно зависит от руководителей того или иного предприятия. Все очень индивидуально. Есть заинтересованность, например, в цифровизации спорта: как в учетных, так и процессных системах. Я рассчитываю, что к 2023 году мы получим сервисы для спортсменов и жителей города. Также у нас большая динамика по цифровизации транспорта и ближайшие пилотные проекты по оплате через распознавание лица.

Сколько всего сейчас насчитывается цифровых сервисов, доступных горожанам?

Если учитывать чат-боты, а также сервисы взаимодействия с жилищной инспекцией, то около 60 цифровых сервисов. Самые популярные из них – «Наш Санкт-Петербург» и «Электронный дневник».

Появятся ли в следующем году новые сервисы?

В 2023 году добавятся еще 20 новых сервисов: их создание идет тяжелее, чем первых. Среди них – сервисы, связанные с мониторингом экологической обстановки, работой транспорта. В ближайшее время, возможно, также появится сервис по мониторингу коммунальной уборки.

Какое количество человек смогут воспользоваться данными сервисами?

Мы оцениваем, что этими сервисами воспользуются порядка 600–800 тысяч новых пользователей. 

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.


Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий