Разработаны в России
В Комитете по информатизации и связи уточнили, что российские специалисты разработали все информационные системы — от межведомственного документооборота до городских электронных сервисов. В повседневной работе используются отечественные программные продукты для обработки документов и электронных таблиц, в качестве базовых — российские операционные системы. Идет системный и планомерный процесс импортозамещения в области серверного программного обеспечения и систем виртуализации.
Станислав Казарин в своем Telegram-канале написал, что используемое в городской инфраструктуре системное ПО импортозамещено на 50 %. Серверное ПО удалось импортозаместить почти полностью, а операционные системы — на 70 %. «В импортозамещении баз данных требуется перепрограммирование на новые информационные системы. К 2025 году планируем большую часть систем перевести на отечественные базы», — сообщил вице-губернатор.
Запросы увеличиваются, отрасль растет
«Мы ждем интенсивного развития наших производителей оборудования. Однако уже сейчас, например, закупаются отечественные рабочие столы, в прошлом году было поставлено много серверов российской сборки, система хранения данных тоже отечественная», — добавил Станислав Казарин.
Он отметил, что гораздо сложнее дела обстоят в промышленности. Есть иностранное ПО, которое не имеет российских аналогов. Для решения этой задачи Правительство РФ объявило специальную программу финансирования такого рода разработок: заказчики были объединены в кластеры для совместной подготовки требований к разработчикам ПО. Этот проект активно реализуется с лета 2022 года.
По данным Ассоциации «РУССОФТ» петербургские компании выпускают треть объема программного обеспечения в России. По официальной информации Смольного, за 8 месяцев 2022 года налоговые доходы бюджета города от деятельности в области информационных технологий (ИТ), связи и производства ИТ-оборудования только по налогу на прибыль и НДФЛ составили более 32,2 млрд рублей. Наибольший объем платежей по этим налогам — 25 млрд рублей —осуществили ИТ-компании, которые занимаются разработкой компьютерного программного обеспечения и оказанием консультационных услуг в данной области.
Станислав Казарин сообщал, что к концу января 2023 года в городе зарегистрировано 11 882 ИТ-компани — на 56 % выше показателя аналогичного периода 2022-го. Как следует из приведенных данных, на 31 января текущего года 634 компании зарегистрировали 1751 программу.
Руководитель отдела по работе с государственными организациями Северо-Западного федерального округа группы компаний Евгений Голубев подтвердил, что рынок импортозамещения в секторе информационных технологий заметно увеличился. «Мы укрепляем свои позиции в государственном управлении, медицине и образовании. Особый интерес к импортозамещению проявляется в государственном управлении и медицине, где переход на российское программное обеспечение обусловлен нормативными требованиями к объектам критической инфраструктуры. Однако в сфере образования процесс перехода происходит наиболее медленно, и требует дополнительных усилий и поддержки. Мы активно работаем с данными секторами, чтобы обеспечить успешное внедрение российских решений и эффективную замену импортных аналогов», — рассказал Евгений Голубев.
Директор по развитию ИТ-компании, которая разрабатывает решения для энергетики и ЖКХ, Сергей Рогов отметил, что в последние годы в связи с ростом приоритетности технологической независимости и обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры тренд на импортозамещение стал одним из важнейших в сфере ИТ. По итогам 2022 года Россия вошла в топ-10 стран по цифровизации госсектора, спрос на отечественные ИТ-решения со стороны госучреждений растет, а уход многих зарубежных вендоров из РФ в 2022 году этот рост ускорил, подчеркнул эксперт.
Сложности миграции
По мнению Сергея Рогова, сложности в процессе перехода госсектора на отечественное ПО не имеют региональной специфики: российские ИТ-компании работают по всей стране, а деятельность госструктур регламентируется едиными федеральными стандартами.
«Как в государственном, так и в коммерческом секторах сложнее всего переход дается тем учреждениям, где на протяжении долгих лет использовались зарубежные ИТ-решения. Связано это с тем, что одномоментно заменить сложные интегрированные в ИТ-ландшафт системы без остановки рабочих процессов практически невозможно. Однако на данный момент создан достаточно широкий спектр апробированных и востребованных российских ИТ-решений, которые позволяют с минимальными сложностями справляться с этой задачей, в том числе и в госсекторе, и масштабные разработки таких решений продолжаются. Также не стоит забывать о сохранении человеческого капитала: обучении сотрудников, обеспечении максимально быстрой их адаптации к новым системам», — считает эксперт.
Евгений Голубев напомнил, что в переходе на российский софт покупки лицензий недостаточно — необходимо тщательно провести миграцию. А это связано с техническими и организационными сложностями, которые вызваны множеством разнообразного прикладного программного обеспечения и уникальных систем, таких как государственные информационные системы, которые часто требуют переписывания.
«Проблемы также возникают с совместимостью систем и соблюдением требований информационной безопасности. Во многих случаях появляются сложности с частичной заменой функциональности западного ПО и организационные проблемы в виду недостаточности необходимых компетенций и опыта. Все эти факторы создают дополнительные вызовы при успешной реализации импортозамещения в секторе информационных технологий», — заключил Евгений Голубев.
Процесс идет по графику
Станислав Казарин подчеркнул, что не считает эту сферу (импортозамещение ПО для госсектора) проблемной, так как в Петербурге процесс импортозамещения начался еще в 2018 году. «Нельзя говорить о том, что есть проблемы, существенно затягивающие процесс импортозамещения. Сомнений в том, что процесс в целом идет по графику, также нет», —заключили в Комитете по информатизации и связи.
Ранее власти города сообщили об установке отечественной системы управления очередью «Энтер» в многофункциональных центрах и уточнили, что применение российского программного обеспечения в информационных системах, которые используются для предоставления государственных услуг, способствует повышению надежности таких систем, безопасности персональных данных и является успешным примером приближения к цифровому суверенитету РФ в отдельно взятой сфере.
Станислав Казарин полагает, что в основном процесс импортозамещения программного обеспечения должен завершиться к 2025 году. Евгений Голубев предположил, что полное импортозамещение станет реальностью примерно через десять лет при условии достаточного финансирования и постоянного контроля со стороны регулирующих органов.
*Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.