Камеры фиксируют, остановки говорят, транспорт умнеет
Петербург активно развивает эффективное управление городской инфраструктурой, основанное на современных цифровых решениях, измеряемых данных и обратной связи от жителей, сообщил «Телеспутнику» вице-губернатор Санкт-Петербурга Станислав Казарин.
Он напомнил, что по итогам прошлого года уровень цифровой зрелости Петербурга составил 92,3 %, что на 8 % превышает запланированный показатель и подтверждает эффективную реализацию стратегии цифровой трансформации. Наиболее заметны достижения, в том числе городском хозяйстве и общественном транспорте.
«Одно из важнейших направлений нашей работы — повышение безопасности и эффективности управления транспортным комплексом города. Северная столица входит в число лидеров по внедрению цифровых технологий в транспортную сферу. Цифровая зрелость сферы общественного транспорта оценивается в 100 %. Весь подвижной состав оборудован системой безналичной оплаты, которой пользуются 98 % пассажиров, и бортовым навигационно-связным оборудованием. Действует личный кабинет пассажира общественного транспорта, в котором можно производить отложенное пополнение единых электронных билетов и отслеживать историю своих поездок во всем общественном транспорте», — пояснил Станислав Казарин.
В пресс-службе вице-губернатора добавили, что с 1 сентября в городе началось тестирование мобильного приложения для оплаты проезда в общественном транспорте. На данный момент в приложении реализован электронный проездной «Подорожник», месячный комбинированный билет и разовый билет на базе QR-кода. Завершить тестирование и запустить приложение для всех пассажиров планируется до конца текущего года. Сегодня участники тестирования могут оплатить виртуальным «Подорожником» проезд в метро, трамваях «Чижик» и во всех автобусах города. Со временем перечень транспорта расширится. Кроме того, в приложении доступны возможности Портала общественного транспорта, с помощью которого можно выстраивать маршрут и узнавать актуальную информацию о действующих маршрутах, расписаниях и способах оплаты проезда в городском транспорте. Для оплаты проезда на iPhone будет использоваться QR-код, а на Android — технология NFC. В перспективе в мобильное приложение будут добавляться и другие виды билетов, в том числе льготные.
В пресс-службе также рассказали, что в городе используется автоматизированная система управления городским и пригородным общественным транспортом и система «Региональный центр управления транспортом», которая обеспечивает мониторинг дорожных инцидентов с применением решений информационных технологий (ИТ).
«Нарушения в области дорожного движения фиксируют камеры фотовидеофиксации. В 2023 году с их помощью было вынесено более 10 млн постановлений об административных правонарушениях. В сентябре 2024-го насчитывалось 1 552 комплекса фотовидеофиксации — на 15 % больше, чем в конце прошлого года. Камеры фиксируют, в том числе проезд на запрещающий сигнал светофора, пересечение стоп-линии, нарушение правил перестроения, поворот из второй полосы, превышение скорости. В декабре прошлого года комплексы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения заработали на семи аварийно-опасных перекрестках Невского проспекта», — сообщили в пресс-службе.
Здесь также рассказали, что в Петербурге реализуется проект «Умная остановка», который входит в АПК «Безопасный город». Павильоны таких остановок общественного транспорта оснащаются видеокамерами и встроенными динамиками, которые могут оповещать жителей о возникновении чрезвычайных ситуаций. Дополнительно остановки оборудованы модулем «Говорящий город», по которому через смартфон можно прослушать информацию о проезжающем общественном транспорте: номере маршрута, направлении движения и времени прибытия. «Говорящий город» помогает людям с инвалидностью по зрению, а также маломобильным жителям более комфортно и безопасно перемещаться по городу. К настоящему моменту на улицах Петербурга насчитывается более 300 таких остановок.
Как сообщил Станислав Казарин, один из новых проектов, где «цифра» также найдет применение — строящаяся трамвайная линия «Купчино — Шушары — Славянка», которая разгрузит дороги на юге города. Общая длина этой линии составит более 21 км. Время в пути от станции метро «Купчино» до поселка Шушары — 15 минут. Маршрут трамвая не будет пересекаться с крупными магистралями и железной дорогой и зависеть от пробок. Уже выпущен пилотный трамвай, который встанет на линию — трехсекционный низкопольный вагон двустороннего движения «Невский». Трамвай оборудован 52 сидячими местами, усовершенствованной системой климат-контроля, десятью USB-розетками, мультимедийными информационными комплексами. Бортовой управляющий контроллер системы безопасности при возникновении нештатных ситуаций производит автоматическое торможение. Автоматизированная система обеспечивает управление стрелочными переводами, контроль фактической скорости и безопасного расстояния с целью исключения столкновения. Также она выводит необходимые данные на монитор водителя: схемы стрелочных участков, маршрутов, показания светофоров, данные с видеокамер.
«Современный трамвай — это целый комплекс решений. В проекте предусмотрена аппаратная часть: серверная, рабочие станции, специализированные комплексы управления технологическим оборудованием, служебные инженерные системы.
В программную составляющую войдут системы управления трамвайным движением и обработки данных оплаты, средства защиты информации и мониторинга. Также в составе программных средств включены подсистемы обмена данными с городскими информационными системами. Кроме того, будет создана сетевая инфраструктура, состоящая из магистральной внешней и внутриплощадочных сетей с применением оптоволоконных линий связи. Внешние волоконно-оптические магистрали, соединяющие все объекты на протяжении трамвайной линии, будут построены по кольцевой архитектуре с двойным резервированием», — уточнил Станислав Казарин.
Он отметил, что Петербург продолжит тестировать и внедрять передовые цифровые решения в транспортной отрасли. Так, в июле этого года город уже вошел в зону экспериментального правового режима по эксплуатации беспилотных трамваев и будет площадкой для их тестирования в течение трех лет. При этом уже введены в эксплуатацию 250 умных трамваев, оснащенных системой активной помощи водителю с использованием технологии искусственного интеллекта.
ЖКХ с искусственным интеллектом
Наличие в Северной столице развитой сети стационарного и передвижного видеонаблюдения стало предпосылкой для использования видеокамер в роли беспристрастных городских инспекторов, заявил Станислав Казарин. Он уточнил, что на улицах установлено более ста тысяч видеокамер: ими оснащены уборочная техника, общественный и ведомственный транспорт, патрульные катера. Часть видеокамер подключена к видеоаналитике.
«Оперативно анализировать огромный массив данных от этих камер теперь помогают нейросети, которые автоматически выявляют признаки различных нарушений и передают их на единую платформу. Нейросети уже сейчас распознают признаки более 40 видов нарушений: переполненные урны и мусорные контейнеры, навалы снега, ямы на дорогах, несвоевременную уборку территорий, граффити, драки и задымления. Использование нейросетей позволило ответственным службам сосредоточиться на скорейшем устранении выявленных инцидентов. При этом платформа также аккумулирует данные о происшествиях в городе и обращениях жителей. Встроенный аналитический модуль обрабатывает данные о частоте и типах происшествий, позволяя выявить очаги их возникновения, причины появления и формировать прогнозы. Эта информация направляется в профильные органы власти для принятия управленческих решений», — пояснил вице-губернатор.
В октябре этого года Петербург стал призером XII Всероссийского форума «ПРОФ-IT»: проект «Видеоаналитика в сфере ЖКХ» Городского мониторингового центра победил в номинации «ЖКХ и управление территорией». Станислав Казарин подчеркнул, что благодаря реализованному проекту власти города не только повышают безопасность жителей, но и помогают обеспечивать более высокий уровень чистоты и порядка в городе.
Он также добавил, что с прошлого года в Петербурге действует автономный мобильный комплекс «Городовой», который помогает Государственной административно-технической инспекции (ГАТИ) отслеживать правонарушения в сфере благоустройства. В «Городовом» реализована функция нейросетевой видеоаналитики. С ее помощью комплекс в автоматическом режиме может обнаруживать такие нарушения, как незаконное размещение кондиционеров и посторонних графических изображений на фасадах нежилых зданий, повреждения асфальтобетонного покрытия внутри дворов. С лета 2023 года «Городовой» выявил более 300 фасадов зданий с незаконными кондиционерами.
«Искусственный интеллект (ИИ) зачастую наблюдательнее человека, не устает и не отвлекается. Сотрудники ГАТИ указывают, что нейросеть помогает выполнять гораздо больший объем работы. Уже после первых отремонтированных ям на проездах во дворах, выявленных с помощью ИИ, петербуржцы стали активно просить включить их адреса в маршруты следования автомобилей с комплексами на борту. С момента запуска комплекса с нейросетями, собственники и ответственные за содержание зданий и территорий стали активнее устранять нарушения, а главное — принимать меры для предотвращения их появления в будущем», — резюмировал Станислав Казарин.
Документы по благоустройству принимает… робот
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры совместно с сотрудниками Санкт‑Петербургского информационно-аналитического центра внедрил в свою деятельность программного робота, сообщается на сайте Цифровой трансформации Санкт-Петербурга. Робот позволил автоматизировать процесс согласования заданий на разработку проектов благоустройства, который осуществляется в Единой системе строительного комплекса Санкт‑Петербурга.
Робот обрабатывает входящие межведомственные запросы, касающиеся согласования выдачи задания на разработку проектов благоустройства, и готовит проект ответа заявителю по заранее заданному шаблону. Ответ направляется в соответствующий орган исполнительной власти для включения в пакет документов, выдаваемый заявителю по государственной услуге.
По статистике в год направляется около пяти тысяч ответов на подобные обращения. Программный робот позволил значительно сократить время данного процесса, что дало сотрудникам возможность перераспределять рабочее время для выполнения более сложных задач.
Перейдем к зеленым цифровым технологиям
На официальном сайте цифровой трансформации Санкт-Петербурга в сферу развития городской среды включены два проекта по внедрению зеленых информационных технологий: «Обращение с отходами производства и потребления» и «Мониторинг состояния загрязнения окружающей среды». В рамках первого указываются, в том числе разработка информационной системы для решения задач организации сбора, вывоза, утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов, создания электронной модели территориальной схемы обращения с отходами, отображения на интерактивной карте местоположения мусоровозов, построения треков движения, создание интеллектуальной системы подготовки предложений по проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию объектов, предназначенных для переработки и утилизации отходов. В рамках второго — предоставление пользователям информационной системы информации о состоянии, загрязнении атмосферного воздуха, почв, поверхностных вод водных объектов, радиационной обстановки и о метеорологических параметрах окружающей среды.
Напомним, в число ключевых принципов зеленых информационных технологий входят энергоэффективность оборудования, утилизация и переработка, виртуализация и облачные технологии, энергосбережение.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.