«Уровень импортозамещения в госструктурах Петербурга составляет в классе серверного ПО — практически 100 %, рабочие станции, операционные системы — до 80 %, а непосредственно ПО, которое используется у нас — больше половины» — сообщил Станислав Казарин.
По словам вице-губернатор все ПО, серверы и системы хранения данных, которые закупаются в Петербурге сейчас — отечественные. При этом для полной миграции потребуется еще несколько лет и к 2025 году иностранные решения будет заменены.
«Есть определенные трудности с тяжелыми системами общефедерального значения, например, "Электронный бюджет", он не дает перевести часть компьютеров с Windows на отечественные операционные системы, потому что работает только с ней. Также есть унаследованные системы, которые разрабатывались на Oracle под Windows, более 10-12 лет назад. Их перевести за год, за два невозможно, но мы это делаем частями», — сказал Станислав Казарин.
Замена офисного ПО даже в больших компаниях проходит наименее безболезненно и по сути решается выделением соответствующего бюджета на эти цели. Так недавно «Телеспутник» писал, что группа «Аэрофлот» (помимо одноименной авиакомпании включает «Россию» и «Победу») до конца марта 2023 года проведет миграцию части компьютеров с офисного ПО Microsoft на отечественный пакет «МойОфис». Речь идет о покупке 2 тысяч лицензий за 50 млн рублей.
Если коммерческие структуры активно начали переходить на российский софт с 2022 года после ухода вендоров и прекращения технической поддержки, то в сфере госсектора этот процесс начался еще раньше. «Я не вижу проблем (с импортозамещением), этот процесс начался еще в 2018 году, и он поэтапно идет. Гораздо сложнее будет в промышленности, где есть иностранные комплексы, которые не имеют аналогов в Российской Федерации, правительство объявило сейчас специальную программу по финансированию такого рода разработок», — добавил вице-губернатор Петербурга Станислав Казарин.
Отсутствие специализированного индустриального софта, прекращение его обслуживания, которое стало результатом западных санкций, сказалось на работе российских компаний. Часть из них продолжила работу на прежних версиях, тем самым преумножая риски в сфере информационной безопасности, другие начали спешно искать замену, а часть перешла на «нелегальное ПО».
«В целом, коллапса в технологических отраслях не произошло. Санкции имеют множество лазеек, которые активно находят и используют российские компании. Однако не нужно тешить себя иллюзиями, что прежние рыночные связи и объемы восстановятся в ближайшей перспективе. Удар нанесен существенный, и во многом он произошел из-за давней проблемы в России — отсутствия импортозамещения технологий. Ярким примером стало прекращение обслуживания западных ERP-систем. Со временем компании адаптировались. Многие перешли на пиратский софт, что, безусловно, чревато нестабильной работой и сбоями в управлении, а достойной отечественной альтернативы пока нет», — говорит экономический обозреватель исследовательского центра «Feedback» Арсений Балашов.
Юристы говорят о том, что использование «пиратского» ПО является грубым нарушением законодательства и авторских прав правообладателя. Идея принудительного лицензирования программного обеспечения для правообладателей «недружественных стран», по их мнению, не решит проблемы отечественных компаний, а может лишь усугубить ситуацию и оттолкнуть тех вендоров, которые захотят вернуться.
«Такое принудительное лицензирование происходит только в судебном порядке. В данном случае возникает масса вопросов: каким образом будут проходить судебные заседания по таким требованиям, и каким образом будет обеспечено участие лиц из «недружественных стран»? Данный способ легализации использования ПО будет накладывать дополнительную нагрузку на судебную систему, в целом такой способ получения лицензии является достаточно длительным, а также с учетом того, что одна из сторон — иностранное лицо, возможны и проблемы с оплатой за использование. Думается, что самым оптимальным вариантом «легализации» является установление контактов напрямую с правообладателем, поскольку недостаточно просто предоставить ПО, нужно еще его и обслуживать, и реагировать на все возникающие проблемы пользователей, что в условиях даже вынесения судебного решения также может оказаться неурегулированным вопросом», — говорит старший юрист практики разрешения споров юридической компании «ССП-Консалт» Станислав Исаков.