img
img09 октября 2025 в 11:14

Свободный поток Петербурга: как цифровые технологии меняют транспортные магистрали

Санкт-Петербург занимает лидирующие места в России по уровню развития государственно-частного партнерства (ГЧП). В его рамках был реализован важный для города проект Западного скоростного диаметра (ЗСД), который разгрузил исторический центр, Кольцевую автодорогу, а также северные и южные районы города. На очереди еще один крупный проект Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД), а также запуск в ближайшее время трамвайной линии по маршруту «Станция метро Купчино - поселок Шушары – микрорайон Славянка». Все эти проекты максимально цифровизированы и используют технологии, разработанные российскими компаниями.

Санкт-Петербург занимает лидирующие места в России по уровню развития государственно-частного партнерства (ГЧП). В его рамках был реализован важный для города проект Западного скоростного диаметра (ЗСД), который разгрузил исторический центр, Кольцевую автодорогу, а также северные и южные районы города. На очереди еще один крупный проект Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД), а также запуск в ближайшее время трамвайной линии по маршруту «Станция метро Купчино - поселок Шушары – микрорайон Славянка». Все эти проекты максимально цифровизированы и используют технологии, разработанные российскими компаниями.

В автоматическом режиме

Трасса ЗСД была намечена еще в 1966 году, но реализован проект был в 2005-2016 годах, став крупнейшим в мире ГЧП-проектом в сфере создания платных дорог. В федеральном масштабе трасса стала частью международного транспортного коридора «Север-Юг», увеличив его пропускную способность. Сейчас на ЗСД фиксируется до 300 тыс. поездок в сутки, по итогам 2024 года общий объем поездок оценивался в 82 млн.

Именно на ЗСД впервые в России начали применять новые, современные решения системы оплаты проезда. Как рассказали «Телеспутнику» в комитете по инвестициям Санкт-Петербурга, сейчас более 92% водителей, пользующихся ЗСД, оплачивают проезд с помощью электронных устройств. Для пользователей транспондеров создана уникальная система платности, разработанная российскими компаниями. Она позволила обеспечить взимание платы не по тарифным зонам, а в точном соответствии с пройденным маршрутом, обеспечивая высокую пропускную способность магистрали и справедливую тарификацию.

В общей сложности оператором ЗСД выдано пользователям более 1,1 млн бортовых устройств. Функционирует также личный кабинет на сайте проекта, впервые в России на ЗСД было создано и запущено в эксплуатацию полнофункциональное мобильное приложение для пользователей платных дорог. Для повышения скорости прохождения пунктов оплаты была внедрена технология, позволяющая проезжать пункты оплаты с транспондером без остановки со скоростью до 30 км/ч.

В настоящее время все пункты взимания платы оснащены аппаратами приема платежей российского производства, позволяющими проводить оплату с помощью банковских карт и устройств с технологией NFC. Кроме того, установлен для тестирования в реальных условиях также разработанный и произведенный в России аппарат приема платежей, который принимает не только карты, но и наличные.

На ЗСД функционирует автоматизированная система управления дорожным движением с 800 камерами видеонаблюдения, датчиками скорости движения, собственными метеостанциями. В свою очередь, в Центре управления дорожным движением ЗСД онлайн получают изображение с камер.

Помогает диспетчерам распознавать нештатные ситуации на магистрали система АРИД (автоматическое распознавание инцидентов на дороге). Видеопоток, получаемый с камер наблюдения, анализируется, и внимание диспетчеров привлекается к нештатным ситуациям: остановкам на магистрали, посторонним предметам, движениям во встречном направлении.

Кроме этого, на ЗСД запущены различные системы мониторинга искусственных сооружений, которые следят за состоянием мостов, эстакад, путепроводов, опор освещения, а также появлением повреждений, деформаций, трещин, просадок полотна.

На ЗСД также функционирует автоматическая система обеспечения противогололедной обстановки. Она использует технологию распыления антигололедных средств для предупреждения образования снега, льда, обледенения на дорожном покрытии. Активировать ее можно на месте путем нажатия на кнопку, через удаленный доступ по телефону (или через компьютер) или же автоматически, используя активные и пассивные датчики и интегрированную автоматическую дорожную метеостанцию.

Близкие к искусственному интеллекту

Еще один крупный транспортный проект Петербурга - Широтная магистраль скоростного движения. В рамках первого этапа проекта в конце 2024 года началась эксплуатация Витебской развязки ЗСД, которая является первым этапом ШМСД. Там впервые в городе реализовали безбарьерную систему взимания платы «Свободный поток». На Витебской развязке отсутствуют шлагбаумы и привычные для ЗСД пункты взимания платы. Интеллектуальная безбарьерная система определяет габариты, класс автомобиля и распознает госномера. В случае отсутствия у пользователя транспондера формируется начисление оплаты за проезд, которое можно осуществить различными способами.

Второй-четвертый этапы проекта ШМСД (срок реализации – до 2031 года) реализуются в рамках концессионного соглашения, рассказали в пресс-службе комитета по инвестициям Санкт-Петербурга. «Для обеспечения высокого уровня безопасности, эффективности и надежности на ШМСД будет использоваться целый ряд передовых технологических решений», - отметил собеседник «Телеспутника» в комитете.

Речь, в частности, идет об автоматизированной система управления дорожным движением (АСУДД). Она будет использовать специализированное программное обеспечение для видеоаналитики, интеллектуального поиска, регистрации нарушений, анализа трафика и прогнозирования заторов. Система видеоаналитики построена на алгоритмах компьютерного зрения, что позволяет не только фиксировать события в реальном времени, но и проводить ретроспективный анализ больших массивов видеоданных для выявления и расследования инцидентов. Для управления предполагается использование ПО с технологиями, близкими к искусственному интеллекту. Поставщиками такого ПО станут отечественные компании.

Кроме этого, ШМСД снабдят системами безостановочной оплаты проезда, транспортной безопасности, автоматизированного учета и контроля потребления электроэнергии, управления наружным освещением и технологическими процессами (в частности, для управления разводным пролетом моста через Неву), мониторинга технического состояния инженерных конструкций.

Трамвай со своим приложением

Жители юга Петербурга ждут запуска трамвайной линии по маршруту «Купчино» - Шушары – микрорайон Славянка. Этот проект также реализуется по концессии. Проект предполагает строительство трамвайной линии протяженностью более 21 км, включая три моста и четыре путепровода, трамвайного депо, остановочных павильонов, конечных остановочных пунктов, а также приобретение 22 низкопольных трамваев. Стоимость проезда по этой линии ней будет такой же, как в обычном городском трамвае.

В рамках проекта, как пояснили в комитете по инвестициям, планируется реализовать несколько цифровых сервисов. Речь идет о бесконтактном способе оплаты проезда (банковские карты, QR-код, с помощью телефона посредствам NFC), запуске мобильного приложения «Трамвайная линия Славянка». Предусмотрен и запуск систем различных информирования, а также контроля состояния и местонахождения подвижного состава.

*** Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий