Аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын отметил, что речь идет о запуске акселерационной программы развития технологий для метавселенных дочерней компанией МТС. «Пока преждевременно делать вывод, что в акселераторе будут создаваться сервисы для собственной метавселенной МТС, которой нет, а не для внешних заказчиков. В релизе говорится о том, что широкая линейка продуктов МТС может быть использована метавселенными — в таком варианте это выглядит как расширение рынка сбыта, а вовсе не как собственный высокорисковый проект метавселенной», — пояснил он.
Эксперт добавил, что в прошлом операторы связи благополучно похоронили внутри себя несколько крупных интернет-проектов, не связанных напрямую с их бизнесом. «Впрочем, возможен и сценарий, при котором МТС через некоторое время начнет расширять собственную экосистему, например, приобретет один из крупнейших маркетплейсов. К тому времени продукты и сервисы, разработанные участниками акселератора, могут найти применение внутри этой экосистемы», — преположил Леонид Делицын.
Директор по стратегическим коммуникациям Spider Group, основатель Holographica.space Алексей Лисовицкий напомнил, что приложения дополненной и виртуальной реальности — совершенно обычная сфера интересов провайдеров связи. По его словам, почти все операторы из Британии, Германии, США и других стран ищут стартапы, чтобы с их помощью решать взаимосвязанные задачи. В качестве примеров он привел сотрудничество AT&T с Magic Leap, инвестиции в нее же от японской DoCoMo и ежегодный конкурс Telekom Challenge от Deutsche Telecom. МТС действует вполне в рамках мировой практики, убежден эксперт.
Иммерсивный контент привлекателен радикально повышенными требованиями к задержкам передачи данных и пропускной способности сетей. Это вызов для операторов, которые чувствуют нарастающий спрос от пользователей, особенно в развлекательной сфере.
«Чем так привлекателен иммерсивный контент? Прежде всего радикально повышенными требованиями к задержкам передачи данных и пропускной способности сетей. Это вызов для операторов, которые чувствуют нарастающий спрос от пользователей, особенно в развлекательной сфере. Пропустить этот тренд означает потенциальную неготовность к изменению структуры спроса и потерю рыночной доли», — пояснил Алексей Лисовицкий.
Эксперт уверен, что МТС AI имеет в виду не запуск аналога Horizon Worlds, Rec Room или другого социального сервиса, называемого метавселенной, — речь идет о сборе портфеля проектов, которые обеспечат билет на новый быстрорастущий рынок.
Президент Ассоциации дополненной и виртуальной реальности Екатерина Филатова тоже говорит о том, что проект МТС не является полноценной метавселенной. «Для МТС работа над виртуальным пространством выглядит как продолжение работы со стартапами. Это может быть хорошим форматом интеграции технологий и команд. То, что этот проект в том виде, что его позиционируют, станет масштабным и успешным, пока есть сомнения», — рассказала она.
В пресс-службе МТС AI признались, что запустить полноценную метавселенную сегодня невозможно из-за технологический ограничений. «Но скорость проникновения и развития таких технологий, как 5G, AI, XR требует начать подготовку к созданию метавселенной уже сейчас. Поэтому МТС совместно с MTS AI решил запустить акселератор для поиска стартапов в сфере метаверс. Мы определяем направления поиска стартапов и решаем, какие компании из общей воронки должны пройти в сам акселератор. При этом направления поиска выбраны с расчетом, что компании, прошедшие через акселератор, могут быть вовлечены в проекты, связанные с созданием собственной метавселенной МТС в будущем», — подчеркнули в пресс-службе.
В компании проанализировали опыт телекомов, корпораций, а также свой опыт акселерации ИТ-стартапов и разработали собственную программу. «Все во многом будет зависит от тех стартапов, которые мы найдем. Нацеливаемся на то, что концепт нашей будущей метавселенной будет давать пользователям новый клиентский опыт при взаимодействии как друг с другом, так и сервисами и продуктами МТС», — пояснили в пресс-службе МТС AI.
Метавселенные — нескучная тема, которая хорошо подходит для ненавязчивого осведомления о широкой линейке продуктов и услуг крупного холдинга.
Рассуждая о целях инициативы, Леонид Делицын отметил, что сама МТС оказывает отеческую поддержку проекту дочерней компании. «Метавселенные — нескучная тема, которая хорошо подходит для ненавязчивого осведомления о широкой линейке продуктов и услуг крупного холдинга», — считает он.
Алексей Лисовицкий обратил внимание на то, что поскольку тема метавселенной коррелирует с инфраструктурой оператора связи, то это своеобразная установка фонаря на месторождении. «Не удивлюсь, если завтра МТС инвестирует в российское производство оптики, дисплеев micro-LED или в гибкую электронику. Многих это удивит, а меня нет, потому что это deeptech (стартапы с выраженной целью предоставления технологических решений, — прим. ред.) с косвенной связью с иммерсивной отраслью и выходами на другие сегменты. Это просто пример, для компании такие вложения могут быть слишком далеко от ее фокуса и компетенций, но можно делать кирпичи и стекла, а можно заливать фундамент. Без фундамента будет трудновато, хотя это игра в долгую, не каждый выдержит», — поделился он.
Перечисляя барьеры, стоящие перед такими проектами, Екатерина Филатова отметила, что метавселенную, какой ее обозначают технологические гиганты, можно будет увидеть не раньше, чем через десять лет. Пока создаются отдельные ее элементы и проводятся эксперименты с интеграцией платформ, сервисов. «Что касается технологических ограничений в построении метавселенной российской компанией, то за последний год появились большие страховые ограничения и риски. Внутри страны нет своего игрового движка, доступ к международным есть и используют в основном Unity и Unreal, VR-устройств на российском рынке существенно меньше, чем в Европе и США, самый популярный в мире VR-шлем Oculus не продается в сетевых магазинах, AR-устройства дороги и в основном применяются в бизнес-среде, платформы/инструменты для создания интерактивного контента так же не российские и покупка лицензий за последний год усложнилась», — посетовала она и добавила, что российской компании при создании собственного платформенного решения необходимо учитывать эти нюансы.
Алексей Лисовицкий обратил внимание на низкое проникновение очков виртуальной реальности как один из главных барьеров для масштабных коммерческих проектов. «Российский рынок имеет специфику. У нас почти нет белой дистрибуции очков виртуальной реальности. Meta (компания признана в РФ экстремистской, — прим. ред.) и Pico не ведут официальные продажи в рознице, HTC даже при белых поставках не может конкурировать с серым рынком, почти все аппаратные стартапы не считают РФ базовым рынком, поэтому не выходят на него. Очки дополненной реальности в принципе распространяются поштучно по корпоративным каналам. Так что при стратегическом формировании спроса на контент я бы начал с производства микроэлектроники, оптоэлектроники, мехатроники, которые приведут к появлению отечественных устройств и понятного рынка, на который можно рассчитывать», — говорит он. Барьеры есть, но нет ничего непреодолимого, если подходить к вопросу капиталовложений осознанно, заключил Алексей Лисовицкий.
В пресс-службе МТС AI согласились с тем, что проникновение VR-очков невелико, но это не является препятствием для развития существующих трехмерных миров, потому что ими можно пользоваться и с традиционных устройств — смартфонов, планшетов. «Мы же хотим сфокусироваться на создании интересных механик взаимодействия, которые будут доступны пользователям любых устройств, независимо от их производительности и типа», — подчеркнули в компании.
Идею метавселенных продвигают компании бигтеха, капитализация которых раздута до триллионов и которым просто нечего больше продать потребителю, говорит Леонид Делицын. По его словам, проблема в том, что у таких компаний нет сильных новых идей и продуктов, ради которых потребители еще шире расстегнут кошельки. Но продавать надо, иначе капитализация сдуется. В этом смысле спасительной идеей представляется продажа аватаров и виртуальных персонажей, которых надо кормить, как тамагочи, покупать им одежду и недвижимость. «Еще стабильнее выручка бигтеха будет расти, если покупки будут регулярно совершать виртуальные ассистенты на базе искусственного интеллекта, они же оформят и необходимые кредиты. Конкретные технические средства — очки виртуальной реальности, геймерский десктоп, маска для сна, сенситивный экран или умная одежда, эфириум или токены — большого значения не имеют. Главное не то, как пользователь смотрит на экран, а то, сколько он будет тратить средств на свою вторую сущность в метавселенной. Тут пока результаты не очень утешительные: даже у крупнейших метавселенных аудитория на порядки ниже, чем в соцсетях, и не растет», — утверждает он.
Но если метавселенные все же наберут популярность, то вполне вероятно, что они возникнут не изнутри крупного холдинга, где инициативу связывают иерархии и отчетность, а в стартапе, основатель и команда которого посвящают идее все силы в режиме «24/7» и мечтают стать миллиардерами. Чтобы ободрить такие команды и создать им условия для старта, и создаются акселерационные программы, такие как MTS AI. В случае успеха оператор приобретет компанию, которая добьется наилучшего результата, предположил аналитик ФГ «Финам».