В ретейле используются биометрические решения двух типов. К первому относятся решения для идентификации покупателей: биоэквайринг (оплата с помощью биометрических данных, — прим. ред.), выявление шоплифтеров (тихий вынос товара из розничного магазина, — прим. ред.), сбор данных о покупательском поведении и маршрутах движения по торговому залу для таргетированного взаимодействия. Ко второму типу относятся решения для идентификации сотрудников компании: системы контроля и управления доступом (СКУД), а также учета рабочего времени (УРВ). Решения первого типа в настоящее время по большей части неприменимы или нерентабельны из-за особенностей законодательства и несоответствия имеющихся на данный момент возможностей оборудования и технологий уровню ожиданий, рассказала PR-директор компании BIOSMART (разработчик и производитель биометрических систем) Анна Маликова. Решения второго типа при грамотном применении приносят ретейлерам реальную пользу, добавила она.
Первый пилотный проект по оплате покупок с использованием биометрии реализовала сеть супермаркетов «Азбука вкуса». В 2016 году в двух магазинах сети были установлены терминалы с идентификацией по отпечатку пальца, а в 2019-м они появились еще в 20 точках. По словам Анны Маликовой, ажиотажного спроса на эту функцию не последовало: возможностью оплачивать покупки по биометрии регулярно пользовались всего 70 клиентов. Видимо, из-за этого «Азбука вкуса» решила приостановить проект. В пресс-службе сети супермаркетов отказались от комментариев по этому поводу.
В 2019 году розничная сеть «Магнит» вместе с одним из провайдеров — VisionLabs (специализируется на создании продуктов и решений в области распознавания лиц и объектов, дополненной и виртуальной реальности, — прим. ред.) — начала тестировать технологию оплаты по лицу. К системе подключили несколько магазинов в Казани и Краснодаре. Подробные результаты этого эксперимента не были опубликованы, однако проект не получил дальнейшего распространения, сообщила Анна Маликова. «Магнит» продолжил развивать данное направление, запустив тестирование технологии оплаты взглядом в десяти магазинах в Москве, Краснодаре и Ростове-на-Дону. В этом же году розничная сеть начала тестировать технологию распознавания эмоций покупателей на кассах. За счет этого компания планирует повысить качество обслуживания и улучшить покупательский опыт.
В 2021 году ретейлер X5 Group внедрил сервис оплаты взглядом в 150 супермаркетах «Перекресток» в 25 регионах России, в том числе Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Нижегородской, Свердловской, Тюменской области и других. В пресс-службе компании рассказали о планах дальнейшей поэтапной раскатки проекта. «Оплата одним взглядом технически может быть внедрена на всех кассах самообслуживания с биометрическим сенсором. Сегодня это более 8 тыс. устройств — около 2 тыс. магазинов торговых сетей “Пятерочка” и “Перекресток” во всех субъектах РФ, где присутствует Х5», — сообщили в пресс-службе компании.
По мнению Анны Маликовой, биоэквайринговые проекты являются больше имиджевыми, так как на современном этапе развития технологий разработчики не могут гарантировать безопасность транзакций и сохранность биометрических данных пользователей.
Преимущества внедрения биометрии в ретейле
В числе преимуществ внедрения биометрических технологий в ретейле в пресс-службе «Магнита» назвали скорость оплаты, безопасность платежей (риск кражи банковской карты или наличных выше), удобство (для похода в магазин не нужно ничего с собой брать), повышение трафика и среднего чека (легкие покупки).
Кроме того, биометрические технологии помогают обеспечивать безопасность физических объектов, а также автоматизировать учет рабочего времени персонала. Благодаря этому можно держать под контролем доступ к служебным помещениям, складам и распределительным хабам. Еще с помощью биометрии можно автоматически фиксировать приходы/уходы каждого сотрудника на рабочее место.
В пресс-службе X5 Group отметили, что технология биометрической оплаты — это новый покупательский опыт, передовой способ покупки продуктов, который меняет как облик магазина, так и торговой сети. «Мы поняли, что биометрия является перспективным средством платежа еще при разработке собственных касс самообслуживания. Поэтому в стандартные кассы самообслуживания, которые начали внедрять еще в 2019 году, а в 2020-м масштабировали, уже заложена техническая возможность оплаты биометрией. Предполагаем, что ядром аудитории, которая первой будет заинтересована в тестировании продукта, скорее всего, станет молодое поколение, 20‒30 лет, наиболее активно пробующее новые и нестандартные технологические решения. Мы будем тщательно анализировать обратную связь от покупателей, чтобы понять, с какими ограничениями или, наоборот, преимуществами столкнется каждая из возрастных и целевых групп», — объяснили в компании.
Согласно независимой аналитике рынка, оплата с помощью лица приводит к росту среднего чека, трафика в торговой точке и удовлетворенности покупателей. «По первым итогам пилота мы видим рост интереса пользователей к данной технологии. В конце марта‒начале апреля число транзакций в день составляло около 200, средний чек при этом был в районе 150‒170 рублей. В июле число операций в день превышало 1500, средний чек при этом вырос до 500 рублей», — подчеркнули в пресс-службе X5 Group.
Недостатки внедрения биометрии в ретейле
Пока биометрические системы идентификации далеки от совершенства. К примеру, автоматизированное выявление шоплифтеров демонстрирует тотальную неэффективность, сетует Анна Маликова.
«Здесь речь идет об интеграции идентификации лиц в систему видеонаблюдения для потокового анализа всех посетителей магазина. Предполагается, что система сможет распознать потенциального мошенника еще на входе в магазин — при наличии базы лиц людей, ранее пойманных за руку — или подать сигнал тревоги, заметив подозрительное поведение покупателя. Современный уровень развития технологий не позволяет достоверно распознать человека, который заходит в магазин или движется по торговому залу. Видеокамеры, расположенные под потолком, “видят” зал под острым углом, так что система не получает достаточной информации о геометрии лиц. А разместить камеры так, чтобы обеспечить достаточный обзор всего магазина, зачастую невозможно технически, не говоря уже о том, что десятки нацеленных в лицо камер будут нервировать покупателей», — рассказала она.
Ожидается, что применение биометрии в программах лояльности поможет поднять объем продаж и укрепить отношения магазина с постоянными клиентами. Однако проекты в этой сфере сталкиваются с серьезным препятствием — законом о защите персональных данных. Именно к таким данным относится биометрическая информация. Это значит, что ее хранение должно быть организовано должным образом, а пользователи должны давать согласие на использование их лиц. На практике это трудно реализовать. Кроме того, при реализации подобных проектов, как и с биоэквайрингом, ретейлер столкнется с недоверием пользователей. Отказ клиентов регистрировать биометрию поставит крест на любой массовой программе лояльности. Если представить, что такая программа будет запущена, то ретейлер захочет использовать лицо клиента для анализа его поведения в торговом зале — и тогда он столкнется с теми же проблемами, что и при идентификации шоплифтеров. Современный уровень развития технологий не позволяет достоверно распознать человека по лицу, снятому с потолка под острым углом.
Биометрические технологии отличаются высокой стоимостью. Из-за финансовых соображений даже не все банки могут позволить себе установить в некоторых региональных офисах дорогостоящие видеокамеры. Оснащение всех торговых точек необходимым оборудованием влетит ретейлерам в копеечку, и потому стоит ожидать, что после пилотных проектов — пусть даже успешных — экспансия биометрии в ретейле будет далеко не лавинообразной и ограничится несколькими флагманскими магазинами в крупных городах.
Недоверие общества биометрическим технологиям
Многие россияне не доверяют биометрическим платежам из-за страха утечки персональных данных, а у некоторых из них есть страх перед чем-то новым. Главный ключ к доверию людей — гарантия безопасности, убеждена Анна Маликова. «Доказательство — биоэквайринговая система Dragonfly от Alipay, которая функционирует в Китае. На данный момент это единственный в мировой практике более‒менее масштабный проект, который “взлетел”: покупатели массово совершают платежи по биометрии в ресторанах, супермаркетах, через вендинговые аппараты. Проект отличается мощной информационной защищенностью, за которую отвечает государство. Данные пользователей хранятся в базе министерства общественной безопасности КНР», — поделилась она.
В пресс-службе «Магнита» отметили, что риск кражи карты или наличных значительно выше, чем мошенничества с биометрическими оплатами. По их мнению, обществу просто нужно привыкнуть к новым технологиям, ведь в свое время переход на карты тоже произошел не сразу.
Как посчитать эффект от внедрения биометрии?
Отвечая на этот вопрос, Анна Маликова отметила, что это возможно только при условии применения биометрической технологии в реальных условиях. «Не доверять громким маркетинговым обещаниям и расчетам на бумаге, запускать пилотные проекты и проверять эффективность систем на нагрузочном тестировании. Ответственные вендоры обеспечивают такой сервис», — добавила она.
Если говорить о конкретных цифрах, то практика показывает, что после внедрения автоматизированной биометрической системы УРВ затраты на фонд оплаты труда сокращаются в среднем на 3‒5%, сообщила Анна Маликова. Решение помогает отсечь «мертвые души», выявить недобросовестных работников, пресечь мошенничество и махинации с рабочим временем.
Эффект внедрения биометрии проявляется в скорости обслуживания, влиянии на трафик и среднем чеке, сообщили в пресс-службе «Магнита». «Предварительные результаты пилотирования оплаты по лицу в наших магазинах подтверждают, что процесс оплаты покупок ускорился в несколько раз. Хронометраж процесса показывает, что вместо 34 секунд при оплате наличными и 15 секунд при безналичной оплате теперь тратится всего 3 секунды», — поделились в компании. А скорость оплаты по биометрии сравнивается со средними значениями при оплате наличным и безналичным (картой, телефоном) способами. «При оплате по биометрии исключается самый длительный этап оплаты покупки — пока покупатель ищет или достает карту/денежные средства», — пояснили в пресс-службе «Магнита».
Решения на стыке биометрии и искусственного интеллекта
Бесконтактные методы идентификации стали особенно актуальными в период пандемии. По мнению экспертов, системы идентификации по рисунку вен ладони и по лицу будут в топе самых быстрорастущих сегментов рынка биометрии в ближайшие 5‒7 лет, так как эти технологии являются самыми точными, надежными, защищенными и у них сравнительно невысокая цена, подчеркнула Анна Маликова. Она добавила, что в области разработки и производства устройств, а также софта для биометрических систем идентификации по венам ладони Россия занимает ведущие позиции в мире.
«В 2016 году специалисты компании BIOSMART первыми в мире создали сканер вен, работающий в мультиспектральном инфракрасном диапазоне. В отличие от зарубежных аналогов, считыватели BIOSMART сканируют ладонь сразу в двух диапазонах 850 и 940 нм: так камера захватывает больше характерных уникальных особенностей кровеносного рисунка вен, что значительно повышает точность идентификации и снижает вероятность ошибок распознавания. В 2020 году BIOSMART создала первый бесконтактный сканер вен ладони — PALMJET. За счет ПО на базе сверточной нейронной сети PALMJET распознает руку пользователя на расстоянии 4‒10 см. Точность идентификации при этом даже выше, чем у классических сканеров. PALMJET легко интегрировать с бесконтактным датчиком измерения температуры запястья, который будет дистанционно считывать температуру пользователя в момент идентификации и автоматически передавать показания в СКУД. Человеку с повышенной температурой СКУД заблокирует доступ на предприятие, а собранные данные будут зафиксированы в отчете. Это актуально в условиях пандемии», — рассказала Анна Маликова.
В пресс-службе «Магнита» отметили, что в число самых популярных решений в ретейле входят: таргетированная реклама в торговом зале, распознавание эмоций покупателя (технология позволяет оценить удовлетворенность каждого покупателя), «умные» дегустации (сервис определения реакций покупателей на дегустации на основе нейросетей, который анализирует вкусовые и послевкусовые эмоции, определяет пол человека, а также может сравнить, от вкуса какого продукта покупатели чаще всего получали удовольствие).
Нужны ли изменения на уровне законодательства?
В пресс-службе «Магнита» отметили, что в законодательной части обеспечен баланс между возможностью использования биометрии и сохранения конфиденциальности.
PR-директор компании BIOSMART настаивает на том, что повсеместное внедрение биометрических данных в ретейле требует изменений на законодательном уровне. «Поскольку в последние годы биометрия — стремительно растущий рынок, это неизбежно привлекло не только ответственных поставщиков, но и желающих нажиться на хайпе. Появилось много недоработанных, ненадежных систем, собранных на скорую руку из недорогого “железа” и оптики, преимущественно китайских. Софт в них не адаптирован к работе с российскими биометрическими параметрами и даже к российскому климату. Алгоритмы не раскрываются и что происходит с данными пользователей, неизвестно. Более того, нередко такие системы являются биометрическими только на словах. С зарубежной продукцией и ноунейм-решениями связаны серьезные риски», — заявила Анна Маликова.
Она добавила, что в этом свете политика государства внушает оптимизм, так как российские власти проявляют активный интерес к биометрическим технологиям, в том числе к безопасности их использования. «Понятно, что любой инцидент с компрометацией биометрии дискредитирует всю отрасль, и здесь государство стремится действовать на опережение, заранее исключая риски. Минпромторг и профильные комитеты Госдумы и Совфеда принимают меры по поддержке безопасных решений и вытеснению небезопасных, в частности, зарубежных информационных продуктов. Это настолько очевидный источник рисков, что весной 2021 года комитет Совета Федерации по экономической политике разработал специальный перечень рекомендаций в адрес Минпромторга по поддержке отечественных решений. В перечне есть предложения и по совершенствованию нормативно-правовой базы, и по актуализации стандартов электронной продукции, и по оказанию дополнительных мер государственной поддержки отечественной электронной промышленности, в том числе в виде субсидирования части затрат на пилотные проекты и продвижение продукции, затрат потребителей при переходе на отечественную электронную аппаратуру. Мы уже сейчас наблюдаем, как рынок постепенно становится цивилизованнее. Уходят недоработанные, ненадежные решения, ноунейм-поставщики. В горизонте 3–4 лет ситуация кардинально изменится в лучшую сторону», — предположила Анна Маликова.