«Плюс на перспективе»
Сегодня внедрение какого-либо нейро-инструмента в процесс создания контента обусловлено двумя причинами. Первая — сокращение сроков производства, а вторая — повышение качества. Однако в настоящее время невозможно создать продукт исключительно через нейросеть, не прибегая к использованию дополнительных ресурсов, считает креативный директор «Триколор» Дмитрий Набиджанов.
«Если я создаю видеоролик, то без motion-дизайнера или специалиста по монтажу не обойтись. Тоже самое касается музыки, статического изображения и так далее. Если говорить о сокращении сроков за счёт применения ИИ, то это происходит только в двух случаях из десяти», — объясняет он.
По словам специалистов, в современном продакшене нейросети внедряются на разных этапах: от работы с текстом, до генерации видео или аудио. Однако такой подход может лишь увеличить сроки выпуска конечного продукта. Так, например, при создании какого-либо видеоролика с помощью искусственного интеллекта необходимо провести несколько раундов промтов-запросов, а после отправить полученный результат на доработку специалисту.

Фото: t.me/cstb_pro_media
Другой проблемой сегодняшнего ИИ является его «паттерновость», когда сгенерированные изображения имеют повторяющиеся элементы. Это может снизить их привлекательность для зрителя, привыкшего к разнообразию и уникальности визуальных образов. Чтобы избежать этого, необходимо тщательно контролировать процесс генерации и буквально дорабатывать результаты вручную, отметил Дмитрий Набиджанов.
«Существует эффект “Зловещей долины” (психологический феномен, при котором люди чувствуют дискомфорт и неприязнь к объектам, которые выглядят как люди, но при этом детали их внешности отличаются от привычных человеческих - при.ред.). Эту аналогию обычно проводят с роботами, однако кто-то применил её к искусственному интеллекту. Речь о том, что ИИ когда-нибудь доберётся до такого уровня, что все начнут бояться сгенерированных изображений. На самом деле нет. Это не эффект “Зловещей долины”, а эффект “Кринжовой лощины” — вместо страха здесь параллель идет в сторону шутки и юмора. Доступность технологии ИИ дает возможность детям, подросткам и мемоделам создавать бесчисленные множества всяких смешных картинок, которые заполнили интернет. И именно из-за обилия мемов совершенно разного по качеству уровня многие воспринимают стилистику ИИ как нечто несерьезное, глупое и пошлое. В конечном счете, конечно, это сказывается и на том, как клиент воспринимает рекламные макеты или ролики, сгенерированные при помощи ИИ», — заявил Набиджанов объясняя то, как нейросети способны навредить в коммуникации между пользователем и продуктом.
Однако это вовсе не означает, что от применения нейросетей надо держаться как можно дальше. ИИ является новым инструментом, с которым надо уметь работать, объясняют в «Триколор». Так, например, в компании уже используют искусственный интеллект в онлайн-магазине, практически отказавшись от изображений из фотостоков. На площадке применяются картинки, сгенерированные и обработанные под конкретный продукт. Кроме того, для телевизоров «Триколор» через ИИ генерируются заставки и другие фоновые изображения.
_67cff34b10c43.jpg)
Пример рекламных макетов продукции «Триколор», созданных с помощью ИИ.
«Мы готовили к Новому году потрясающий концепт из трёх роликов, в котором нам было необходимо показать купол на МКС (модуль в космической станции, состоящий из прозрачных иллюминаторов и предназначенный для наблюдением за Землёй — прим.ред). Он американский, у нашего сегмента его нет. Но так как по сюжету рекламы мы “живём” немного в будущем, то мы хотели показать российский купол. В этом нам помогла нейросеть, предложив референсы. После этого мы обратились к “Роскосмосу” за консультацией и “построили” для рекламы купол», — рассказал креативный директор «Триколор» Дмитрий Набиджанов.
По словам представителя компании, нейросети — это «плюс на перспективе». Технология способна стать мощным инструментом, но пока результаты ИИ необходимо дорабатывать силами специалистов, что может занять дополнительное время и ресурсы. Тем не менее, перестройка бизнес-процессов пошла, резюмирует представитель «Триколор».

Пример применения генеративных изображений в рекламе «Триколор».
Российская «Тортуга»
Аналогичной позиции придерживаются и другие игроки рынка. По словам директора по индустрии Media&Entertainment Yandex Cloud Тимура Баязитова, среди клиентов компании нередко встречаются завышенные ожидания. Многие ждут, что смогут получить сервис, способный полностью заменить продюсеров контента или других специалистов. Однако это вовсе не так.
По словам Баязитова, современные инструменты, имеющие под капотом самые обученные модели, сейчас позволяют закрыть какие-то простые и банальные задачи. Полностью создать готовый ролик, сцену или сценарий нынешний нейросети пока неспособны. Однако на рынке есть кейсы успешной интеграции ИИ в кинопроизводства. Так, например, онлайн-сериал Okko работает над документальным сериалом, в создании которого особая роль уделяется искусственному интеллекту.
«Коллегой из “Триколор” было правильно сказано про эффект “Зловещей долины”, – рассказывает продюсер Владимир Тодоров. – Мы прекрасно понимаем, что использование ИИ-генерации в большом объёме не должно вызывать такого эффекта, либо должно быть творчески обосновано. В результате мы пришли к концепции сюжета, где детектив и ИИ совместно проводят расследование и генерация стала творчески обоснована».
_67cb0b4c0753d.jpg)
Владимир Тодоров и Индар Джендубаев. Фото организаторов форума CSTB
Сегодня нейросети применяются в Okko для генерации изображений, доступ к оригиналам которых может быть затруднён: фотографиям из архивов зарубежных стран или визуальным образам, которые были утрачены со временем. Например, к «кадрам» первых фильмов ужасов, снятых в России до революции. Также нейроинструменты можно применять для создания художественных сцен, которые не являются ключевыми в повествовании, но добавляют атмосферы и погружения.
«Здесь я отдельно отмечу плюс генеративного ИИ и России как некой правовой Тортуги (остров, служивший убежищем для пиратов - прим.ред.). На основе реально существующих фотографий при их изменении мы имеем возможность создать новое авторское произведение, которое полностью подойдёт нам по правам. На Западе с этим уже начинают бороться», — обращает внимание Владимир Тодоров.
По словам режиссёра и основателя студии XOVP Юрия Ярушникова, сегодня при использовании нейросетей для генерации какого-либо видеоконтента необходима значительная доля везения. Кроме того, нужно иметь ввиду, что многие нейронные сети — зарубежные, поэтому некоторые вещи попросту не подаются генерации. Например, полёт отечественного военного самолёта ИЛ-76.
Однако «ставить крест» на нейросети в продакшене не стоит, уверен эксперт. Новые технологии сегодня активно используются при создании коротких трейлеров и «сиззлов» (от англ. sizzle — небольшой видеоролик, который состоит из кадров фильма и используется на стадии предпроизводства). Кроме того, современные технологии уже позволяют генерировать достаточно реалистичные изображения, чтобы применять их если не в фильмах (где спрос на реализм крайне высок), то на концертах, мероприятиях, препродакшене или для показа инвесторам.
Потеряем статус творца?
Ещё одна роль искусственного интеллекта в продакшене кино и сериалов — это создание миров. Сегодня технологии позволяют создавать новые сценарии. Конечно, не без участия человека, однако и на этом уровне результаты порой «пугают», заявил генеральный продюсер Team Films Теймур Джафаров.
По словам продюсера, аналогичные результаты получаются, если попросить нейронную сеть написать сценарий в стиле Льва Толстого или Теодора Драйзера.
«И это было ужасающе для меня, потому что созданный ИИ по нашему заданию короткий метр превосходил то, что присылают нам 90% сценаристов. Но дальше продвинуться невозможно. 10-12 страниц сценария — это тот максимум, который мы сейчас можем получить», — рассказывает продюсер.
Несмотря на всю привлекательность технологии искусственного интеллекта, у неё есть и очевидная угроза — это потеря человеком статуса творца, уверен Джафаров. По его словам, в будущем мы можем оказаться лишь пользователями по отношению к кино, книгам и сценариям. Это может привести к тому, что человечество перестанет развиваться само, нацелившись на постоянное обучение искусственного интеллекта.

В мае 2022 года телеканал СТС выпустил сериал «Сидоровы», сюжет которого был написан нейросетью, однако свет увидела только одна серия проекта. Фото: сайт СТС
С Теймуром Джафаровым согласился арт-директор и режиссёр Индар Джендубаев. Сегодня в продакшене фильмов и сериалов искусственный интеллект действительно может выступать как со-автор, как инструмент, однако нельзя идти по пути полного замещения человека.
«Если мы потеряем статус творца, то рискуем и потерять сакральность продукта. Раньше кино было сакрально: плёнка была дорогой, а попасть в индустрию было сложно. Сейчас же снять фильм может каждый», — размышляет Джендубаев.