img15 июня 2022 в 12:30

Как цифровые решения помогают строить транспорт будущего

Цифровая трансформация на транспорте стала темой панельной дискуссии в рамках конференции «Цифровая индустрия промышленной России». На обсуждение были вынесены актуальные вопросы создания технологического суверенитета, организации новых логистических маршрутов и выстраивания отношений с новыми партнерами. Эксперты предложили свои решения и сошлись во мнении, что в текущей ситуации именно цифровые технологии создают наилучшие возможности для быстрой перестройки отрасли.

Стратегия цифровизации отрасли

На правах модератора открыла панельную дискуссию исполнительный директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (далее — Ассоциация ЦТЛ) Полина Давыдова. «В декабре 2021 года правительство утвердило отраслевую стратегию цифровой трансформации до 2030 года, но текущая ситуация, сложившаяся вследствие геополитических событий, затребовала корректировки планов, выстраивания отношений с новыми партнерами. Президент РФ поручил все корректировки вносить с прицелом на перспективу. Цифровые решения станут основой для быстрых и масштабных изменений», — сообщила Полина Давыдова.

Заместитель главы Минтранса РФ Дмитрий Баканов рассказал, что министерство провело масштабную работу по формированию стратегии на площадке Ассоциации ЦТЛ совместно с ключевыми игроками рынка и компаниями телеком-отрасли, в том числе РЖД, «Аэрофлотом», «Автодором», «МегаФоном», «Транстелекомом». «Стратегия включает шесть направлений цифровой трансформации: беспилотный транспорт для пассажиров и грузов, зеленый цифровой коридор пассажира, бесшовную грузовую логистику — обмен перевозочными документами между федеральными органами исполнительной власти, в том числе и трансграничными, — цифровое управление транспортной системой, цифровизацию транспортной безопасности, цифровых двойников объектов транспортной инфраструктуры, которые позволят сократить затраты на эксплуатацию и внедрить предиктивную аналитику», — изложил суть стратегии Дмитрий Баканов.

Представитель Минтранса уточнил, что переход на цифровой документооборот уже активно реализуется. В прошлом году был принят закон о переводе в электронный вид транспортной накладной, заказ-наряда и сопроводительной ведомости. Согласно постановлению правительства и приказу Минтранса, с 1 сентября текущего года будет введена в эксплуатацию Государственная информационная система (ГИС, — прим. ред.), которая позволит обмениваться электронными документами всем участникам рынка. Принятый в марте закон обязывает перевести в электронный вид путевой лист, договор фрахтования, заказ и заявку. С 1 сентября будет запущен процесс стыковки документов различных видов транспорта в данной ГИС, сообщил Дмитрий Баканов.

Переход на цифровой документооборот уже активно реализуется

«В целях реализации цифрового управления транспортной системой страны в прошлом году начали работу по формированию ситуационно-информационного центра Минтранса, к 2024 году он увеличит количество решений на основе предиктивной аналитики по разрешению чрезвычайных ситуаций до 20 %, а к 2030 году сможет обрабатывать все такие решения. Будет сформирован подход по аккумулированию всех данных в одном месте для того, чтобы использовать искусственный интеллект для принятия правильных решений», — рассказал Дмитрий Баканов.

 

Зеленый цифровой коридор пассажира

Дмитрий Баканов также рассказал о возможностях зеленого цифрового коридора пассажира. Благодаря данной технологии россияне смогут путешествовать по стране по одному документу либо по биометрическим данным, причем с сохранением всех положенных льгот. Это позволит увеличить мобильность населения.

В необходимости развития данного направления, в том, что в этом заинтересованы не только граждане, но и бизнес и государство, убежден гендиректор ООО «Городская мобильность» Андрей Черемных. «Разработка дорожной карты зеленого цифрового коридора пассажира строилась на основе базовых документов, касающихся стратегии транспорта, цифровой трансформации, с учетом смежных проектов по модернизации общественного транспорта, показателей связанности городов. Мы приняли во внимание и собственные ощущения от поездок», — поделился он.

По словам Андрея Черемных, зеленый цифровой коридор сократит время в пути, повысит удовлетворенность пассажиров, поскольку предусматривает создание единого цифрового инструмента оплаты, цифрового профиля пассажира, сервиса построения оптимального маршрута поездки с возможностью пересадки на различные виды транспорта, интероперабельности в рамках нескольких регионов. «Плюс цифровых решений видится в их быстром результате, к тому же, в систему общественного транспорта изначально внедрены 90 % цифровых отечественных решений. Мы должны предлагать собственные разработки на зарубежных рынках, что позволит быть более экономически эффективными», — считает Андрей Черемных.

«До конца текущего года планируется запуск пилотного проекта зеленого цифрового коридора в Москве и Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской, Тверской и Ярославской областях. Проект — российское цифровое решение на отечественном софте. Внедрение данного сервиса к 2024 году позволит 70 % населения оплачивать проезд по безналичному расчету, а во всех городах-миллионниках проезд будет осуществляться на основе цифрового профиля пассажира. Скорость перемещения пассажиров возрастет на 37 %. Цифровизация транспорта позволит достигнуть технологического суверенитета страны и подготовить кадры», — заключил Дмитрий Баканов.

Исполнительный директор Департамента по работе с государственным сектором Сбербанка Антон Седаков привел статистику, согласно которой только 5 % городов страны внедрили комплексное цифровое решение по управлению общественным транспортом, менее 30 % городов внедрили полноценное мобильное приложение для пассажира, а доля безналичной оплаты на общественном транспорте в регионах составила менее 40 %. «Цифры говорят о том, что рынок интересен коммерческим компаниям, потому что он имеет колоссальный потенциал: только безналичная оплата на пассажирском транспорте предусматривает пол-триллиона рублей дохода в год. При реализации проектов существенно повышается качество транспортной услуги и идет экономия бюджетных средств за счет контроля собираемости выручки», — пояснил он.

При этом Антон Седаков подчеркнул проблемы, с которыми столкнулся Сбербанк как участник реализации данного проекта. «В регионах есть свои информационные системы, интеграция в них занимает много времени и ресурсов. В связи с этим желательно разработать единые стандарты технологической интеграции и взаимодействия информационных систем в регионах», — предложил он. По словам эксперта, необходимы единые стандарты в области автоматизации учета льготников, поскольку понимание данных поездок в регионах разнится, нормативное регулирование взаиморасчетов между субъектами в рамках мультимодальных поездок. Решение названных вопросов заметно ускорит темп цифровизации, уверен Антон Седаков.

 

Логистика до «последней мили»

Директор по корпоративным отношениям и связям с госорганами «Яндекс GO» Антон Петраков подчеркнул, что ни одна компания не может построить успешный сервис без обеспечения логистики, включающей автомобильные внутригородские и магистральные перевозки и так называемую «последнюю милю». В числе проблем он назвал разрозненность рынка, низкую степень цифровизации, отсутствие единого подхода, а также единой системы проверки надежности контрагентов и эффективности страхования груза, низкую утилизацию кузова (малая загруженность транспорта). «Реальная утилизация кузова по объему на рынке составляла лишь 20 %, что повышало стоимость товара. Снижать расходы мы начали за счет изменения маршрутизации и возможности дозагружать автомобиль путем заезда в населенные пункты по пути следования. Мы отдаем трекинг автомобилей грузоперевозчику, тем самым предлагаем ему дополнительную возможность дозагрузить автомобиль. За счет автоматизации складов мы контролируем процесс загрузки автомобилей. Цифровизация процессов помогает за счет повышения эффективности высвобождаемые средства направлять на обеспечение безопасности перевозок», — поделился опытом Антон Петраков.

Эксперт обратил внимание на то, что на рынке имеются сотни технологических решений, которые не могут быть связаны друг с другом в силу того, что каждым из них пользуется отдельно взятая компания и ее партнеры. В результате на рынке не выстраивается эффективная цепочка грузоотправителя и грузоперевозчика, нет интеграции систем, компании ограничены в контуре своего программного обеспечения (ПО, — прим. авт.). Поэтому важно не только создавать электронно-транспортные документы, но и делать сквозные API (программный интерфейс приложения, — прим. ред.) для того, чтобы бизнесы, которые пользуются разными программными продуктами, вышли за свои границы, убежден Антон Петраков.

Полина Давыдова отметила, что Россия встроена в глобальные логистические коридоры и предположила, что в ближайшие годы произойдут серьезные изменения в логистических потоках, и здесь наибольшее внимание будет уделено морским мультимодальным перевозкам.

В продолжение темы вице-президент по информационным технологиям FESCO Дмитрий Суровец назвал развитие цифровых сервисов и информационных систем ключевым для бизнеса компании. Он пояснил это на примере развития Владивостокского морского торгового порта, где для обеспечения безопасности и повышения эффективности производства применяется видеоаналитика. «Создание и развитие онлайн-сервисов и услуг увеличило прозрачность взаимоотношений с клиентами. Созданный личный кабинет способствует удержанию клиентов, более 65 % заявок подаются через платформу, использование передовых технологий в производственных процессах помогает улучшить сервис для наших клиентов и повысить эффективность бизнес-процессов. В компании запущен проект построения цифрового двойника, организуем все потоки в единое информационное пространство, тем самым планируем расширить горизонты планирования производственной деятельности», — поделился он.

Использование передовых технологий в производственных процессах помогает улучшить сервис для клиентов и повысить эффективность бизнес-процессов

По словам Полины Давыдовой, мировым трендом стало развитие электротранспорта. Старший управляющий директор «Роснано» Алексей Тихонов убежден в том, что смена технологического уклада в транспорте потребует совершенствования цифровых решений, поскольку именно они повышают эффективность электромобилей. Тип используемых в них батарей и стратегию зарядки нужно обязательно учитывать при разработке программного обеспечения, управляющего транспортными потоками. «Для полного перехода на них требуются цифровые системы нового типа, которые учитывают химию батарей и параметры зарядных станций. При комплексном подходе к решению данной задачи уместно говорить уже не просто о импортозамещении или технологическом суверенитете, а об импортоопрежении или даже технологическом прорыве», — считает эксперт.

Дмитрий Баканин добавил, что с целью выстраивания логистических маршрутов Минтранс разработал три проекта-маяка, которые предусматривают беспилотные логистические коридоры на трассе М11 Москва — Санкт-Петербург, использование морского беспилотника, позволяющего довести груз из Великого Устюга до Мурманска, и беспилотную аэродоставку грузов, которую использует «Почта России» в качестве «последней мили».

 

Господдержка и драйверы импортозамещения

Заместитель главы Минцифры Андрей Черненко подчеркнул, что сегодня не только реализуются меры госсподдержки, но и идет проектно-системная работа по конкретным трекам импортозамещения. «Есть технологические наработки и решения в импортозамещении, и практика показывает, что все не так плохо. Предоставляются субсидирование и льготные кредиты, причем как разработчикам, так и компаниям, которые внедряют в свои бизнес-процессы новые технологические решения. Идет большая работа в корректировке нормативной-правовой базы, в том числе в области информационной безопасности и импортозамещения», — заявил он.

В качестве успешного примера совместной проектно-системной работы Андрей Черненко привел миграцию авиакомпаний, в том числе «Аэрофлота» и «Уральских авиалиний», на отечественную автоматизированную систему оформления воздушных перевозок. Он отметил, что переход на отечественные системы планировали провести к осени 2023 года, но в связи с текущими событиями процесс ускорили, как в части нормативно-правовой базы, так и в части технической готовности.

По словам заместителя генерального директора РЖД Евгения Чаркина, все информационные системы, которые связаны с производственным процессом компании, это разработки, созданные российскими специалистами. «Работу по переходу на отечественное программное обеспечение начали в 2017 году по поручению президента РФ. В 2021 году по всем классам ПО все планы выполнили, а по десяти классам перевыполнили», — сказал он. Эксперт заметил, что по итогам I квартала текущего года доля приобретенного отечественного оборудования составила 85 %. Однако нужно сделать еще многое и системно решать задачи вместе: государству, крупным якорным заказчикам и рынку с учетом нынешних реалий, заключил эксперт.

Заместитель председателя правления по интеллектуальным транспортным системам и цифровизации ГК «Автодор» Виктория Энкерова уточнила, что цифровая трансформация включает создание цифровых сервисов для дорожной инфраструктуры, построение систем для взимания платы, автоматизацию систем управления дорожным движением и внутреннюю трансформацию бизнес-процессов. Эффект от реализации цифровой трансофрмации заметен на примере совместного проекта с АО «ГЛОНАСС». В его рамках был запущен автоматизированный информационный обмен между ГАИС «Эра-ГЛОНАСС» и системой управления дорожным движением «Автодора», что позволило сократить время реагирования экстренных служб до 15 минут, рассказала она. «Показали эффективность в обеспечении безопасности дорожного движения и беспилотные летательные аппараты, в них заложены маршруты протяженностью 200 км, в ходе автоматического облета они выявляют дорожные инциденты и сообщают в центр управления дорожного движения, на основании чего в СУБД автоматически формируется заявка», — добавила она. Виктория Энкерова перечислила достоинства внедренной системы «Свободный поток»: она позволяет пользователям экономить время на оплату проезда, увеличивая пропускную способность в пять раз. Датчики определяют категорию автомобиля, наличие транспондера (электронное устройство для оплаты проезда, — прим. авт.) и распознают госномер для регистрации и вычислительной стоимости проезда. «Транспондер — важная составляющая эффективности “Свободного потока”, однако его производили в Европе, поэтому сейчас решаем вопрос импортозамещения, уже благодаря созданному консорциуму заказчиков создан прототип устройства и планируется запустить его в массовое производство в 2023 году», — сообщила Виктория Энкерова.

По мнению заместителя гендиректора по взаимодействию с органами государственной власти АО «ГЛОНАСС» Александры Зиминой, импортозамещение — не единственный драйвер транспортной системы. К ним следует отнести дополнительную ценность, то есть «наращивание продукта на имеющейся инфраструктуре» и кооперацию, поскольку импортозамещение не может быть автономным. «Найти дополнительную ценность нам помогло государство, подсказав сделать функцию мониторинга пассажирского транспорта в РФ в онлайн-режиме, в том числе опасного груза. Он будет полезен и регионам, где высока потребность в аналитике. Поэтому я уверена в том, что дополнительную ценность всегда найти можно и нужно и она актуальна в импортозамещении», — заключила Александра Зимина.

 

 

#

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий