img
img27 марта 2025 в 14:32

Как ИТ-компании и вузы решают проблему дефицита разработчиков

На пути к технологическому суверенитету России встает серьезное препятствие: дефицит квалифицированных ИТ-кадров. Решить эту проблему без тесного сотрудничества между бизнесом и вузами невозможно, но процесс интеграции компаний в учебные заведения сталкивается с рядом вызовов. Как преодолеть эти трудности и какую роль должно сыграть государство в подготовке специалистов нового поколения? «Телеспутник» обсудил этот вопрос с представителями рынка и университетами.

На пути к технологическому суверенитету России встает серьезное препятствие: дефицит квалифицированных ИТ-кадров. Решить эту проблему без тесного сотрудничества между бизнесом и вузами невозможно, но процесс интеграции компаний в учебные заведения сталкивается с рядом вызовов. Как преодолеть эти трудности и какую роль должно сыграть государство в подготовке специалистов нового поколения? «Телеспутник» обсудил этот вопрос с представителями рынка и университетами.

ИТ-компании «окучивают» вузы

Все опрошенные «Телеспутником» участники ИТ-рынка так или иначе взаимодействуют с вузами для подготовки будущих кадров. Это помогает в перспективе сэкономить и деньги, и время на дообучение выпускника после принятия в компанию.

«Мы считаем, что такой подход позволяет комплексно реализовать внедрение новых технологий, повысить качество выпускников, адаптировать учебные программы под требования конкретных заказчиков», — замечает руководитель направления по работе с учебными заведениями АО «СиСофт Разработка» Сергей Галкин. Сотрудники делятся своим опытом и знаниями, а также помогают преподавателям лучше понять потребности рынка и требования работодателей.

Главная проблема системы образования в сфере ИТ — ее невозможность быстро адаптироваться под современные запросы. «Уже много лет я преподаю в одном из ведущих технических вузов. Через такую работу удается параллельно организовать проведение лекций и презентаций с привлечением сотрудников компании, чтобы студенты могли познакомиться с новыми технологиями и продуктами в области виртуализации и почтовых решений, что делает обучение более актуальным для рынка», — делится Мария Ермолова директор по информационной безопасности компании «Иридиум».

На программах «Яндекса» преподают сотрудники компании — люди, которые создают продукты и технологии для миллионов пользователей, от облачных сервисов до Алисы и YandexGPT, рассказывает директор «Яндекс Образования» Дарья Козлова. «Также мы обучаем преподавателей университетов-партнёров, делимся с ними своей экспертизой и предоставляем вузам доступ к нашим технологиям», резюмирует эксперт. 

В ИТМО представители ИТ-компаний скорее не меняют программы, а участвуют в их формировании с самого начала. «У нас достаточно много корпоративных программ, то есть набор компетенций, которые получают наши выпускники, сформирован вузом вместе с партнером. Такие компании участвуют в преподавании, стажировках, дипломных работах и инфраструктурно. Если взаимодействие выстроено грамотно, то и минусов не предвидится. Основной плюс — это актуальные знания из реальной индустрии здесь и сейчас. А также то, что в процессе задействован работодатель, заинтересованный в результате»,представил свой взгляд на тенденцию начальник отдела организации приема Университета ИТМО Алексей Итин. 


Вузы открыты для сотрудничества

В последние годы образовательные программы вузов в России претерпевают значительные изменения благодаря активному сотрудничеству с представителями ИТ-компаний. Об этом рассказала директор Института информационных технологий и программирования ГУАП Татьяна Татарникова.

Согласно ее словам, главным образом ИТ-компании акцентируют внимание на практической подготовке студентов. В образовательный процесс интегрируются реальные кейсы, стажировки и проекты, позволяющие обучающимся работать над актуальными задачами, с которыми сталкиваются предприятия. Такие инициативы, как возможность участвовать в разработке продуктов и решений для бизнеса, значительно повышают уровень подготовки студентов. Кроме того, важную роль играют soft skills — навыки работы в команде, управление временем и эффективная коммуникация, которые необходимы для успешной карьеры в ИТ. Многие находят работу еще до окончания учебы.

Одним из основных плюсов такого сотрудничества является возможность для студентов погружаться в реальную рабочую среду и решать задачи, что улучшает их конкурентоспособность на рынке труда, рассказывают в пресс-службе СПбГУ. ИТ-компании инвестируют в образовательные программы, помогают с оснащением лабораторий и организуют стажировки.

Проблемные точки ИТ-образования

Активное участие ИТ-компаний в образовательном процессе действительно позитивно влияет на ситуацию с нехваткой кадров, об этом единогласно заявляют эксперты. Также положительно сказывается и корректировка программ под нужды рынка, поскольку непрерывно появляются новые механики, а старые требуют пересмотра.

Тем не менее, все далеко не так просто. Как и в любой отрасли, образование, совмещенное с ИТ, не обходится без проблемных точек.

«Стратегический приоритет — это подтверждение компетенций преподавателей. По опыту коммуникаций, в некоторых компаниях, не более 10% имеют прикладной проектный опыт. То есть 9 из 10 "высококлассных дорогих специалистов" понятия не имеют, о чем речь, когда мы говорим о каком-нибудь LangChain в LLM проекте»,указывает генеральный директор «Инноцифра» Сергей Мясников.

В частности, образовательным учреждениям необходимо постоянно адаптировать программы под быстроразвивающуюся отрасль, что требует гибкости, заметили в пресс-службе СПбГУ. «Кроме того, не все практикующие специалисты готовы к преподаванию и обладают достаточной преподавательской и методической подготовкой», - резюмировали в вузе.

Также сейчас важно обратить внимание на неравномерный распределение совместных усилий на специальности. Так сооснователь и заместитель генерального директора Postgres Professional Иван Панченко указывает на дефицит квалифицированных системных разработчиков. «Ранее дополнительные меры поддержки были направлены прежде всего на восполнение направлений с низким порогом вхождения, где можно обучиться быстрее и легче: веб-разработка, аналитика, разработка приложений. При этом база технологического суверенитета страны – это именно системные разработчики»,указывает эксперт. Подготовка высококвалифицированных и высокомотивированных программистов требует намного большего времени и ресурсов: более квалифицированных преподавателей, индивидуальных программ обучения, хорошего оснащения вузов. 

Наиболее сложные области, требующие внимания и поддержки специалистов из ИТ-компаний, связаны с аппаратным обеспечением (hardware). «Молодым специалистам сложно получать глубокие знания и практические навыки в этой сфере, так как мало образовательных программ и школ, направленных на развитие именно этих компетенций. Внедрение представителей ИТ-компаний поможет восполнить этот пробел», — говорит HR Бизнес Партнёр Тринити Андреечкина Дарья.

Российская система образования не успевает за стремительным развитием ИТ и электронной промышленности, считает Ольга Квашенкина, руководитель SNDGlobal, российского контрактного разработчика электроники. По ее мнению, основная проблема заключается в «инерции образовательных стандартов».

Квашенкина отмечает, что длительный процесс разработки и аккредитации новых образовательных программ приводит к тому, что квалификация выпускников бакалавриата не соответствует требованиям отрасли. Студенты технических вузов получают недостаточно базовых знаний, необходимых для работы по отраслевым специальностям. При этом, по мнению эксперта, работа компаний с вузами напрямую не решает проблему кадрового голода.

«Бум» популярности ИТ-профессий, наблюдавшийся в последние годы, несколько смягчил ситуацию, однако сейчас все острее ощущается нехватка рабочих и инженерных специальностей. В ИТ-отрасли, в свою очередь, сохраняется большой спрос на специалистов уровня «мидл» и «сеньор».

Квашенкина подчеркивает, что системное решение проблемы — выстраивание совместной работы отрасли (как ИТ, так и электроники) и университетов. Однако, по ее словам, отрасль неохотно сотрудничает с вузами, зная их «неповоротливость», а сами вузы не могут напрямую обращаться к компаниям, так как находятся в жесткой системе внешнего регулирования.

«Выход один: предприятия должны быть готовы помогать вузам меняться, в том числе вписываться в довольно кропотливую работу обоснования изменений процессов внутри вуза», — считает эксперт. Университеты часто осознают необходимость перемен, но не понимают, как составить грамотное обоснование для профильных министерств о пересмотре и финансировании учебных программ.

Партнерство с ИТ-компаниями иногда приводит к формированию узкой специализации, где студенты готовятся под конкретные запросы работодателей, говорит представитель ГУАП. Это может ограничивать их возможности выбора при старте карьеры. Кроме того, необходимо соблюдать баланс между академическими знаниями и практическими навыками, ведь порой теоретическая подготовка может оказаться недостаточной.

О схожих проблемах говорит и предлагает решение HR Бизнес Партнёр Тринити Андреечкина Дарья. «Для комплексного решения нужно больше специализированных вузов и образовательных программ. Также важно, чтобы государство поддерживало компании, которые хотят предлагать стажировки и менторские программы, но не всегда имеют на это ресурсы», — резюмирует эксперт.

По мнению Квашенкиной, если фундаментальная работа будет проведена, выпускники вузов будут обладать актуальными знаниями и смогут сразу применять их на практике. В противном случае компании продолжат нести значительные затраты на «доведение» новых сотрудников до уровня специалиста — около миллиона рублей на человека, прежде чем он начнет приносить прибыль.

«Полностью решить проблему сложно без системных изменений в образовании и мотивации молодых специалистов оставаться в профессии», - согласился начальник НИО «Интеллектуальные системы», представитель МТУСИ Мкртчян Грач Маратович.

 

Позитивный взгляд на взаимодействие

Нехватка квалифицированных ИТ-специалистов в России требует комплексных мер, включающих активное взаимодействие государства, бизнеса и образовательных учреждений. Такое мнение разделяют опрошенные эксперты отрасли и вузы.

Сергей Галкин подчеркивает, что совместные усилия государства и бизнеса необходимы для достижения значительных результатов. «Государство должно создавать благоприятные условия для развития ИТ-отрасли, а компании — активно участвовать в подготовке кадров»,отмечает он. Эксперт добавляет, что сотрудничество с образовательными учреждениями позволяет находить талантливых специалистов и формировать положительный имидж компании.

Мария Ермолова отмечает, что привлечение студентов через стажировки и практики значительно снижает затраты на поиск и обучение новых сотрудников.

Дарья Андреечкина также считает, что государство должно поддерживать компании, которые хотят предлагать стажировки и менторские программы, но не всегда имеют на это ресурсы.

Татьяна Татарникова выделила, что интеграция представителей ИТ-компаний действительно способствует решению этой проблемы. Студенты, получая практический опыт, быстрее входят в профессию, но для полного устранения кадрового дефицита важно, чтобы вузы также оперативно адаптировались к изменениям в индустрии. Эффективное взаимодействие бизнеса и образовательных учреждений может стать ключом к развитию высококлассных специалистов.

Пресс-служба СПбГУ также заявила, что привлечение преподавателей-практиков является важным шагом к созданию необходимых условий для восполнения дефицита преподавательских кадров в вузах.

В заключение, активное сотрудничество между образовательными учреждениями и коммерческими компаниями не только способствует формированию HR-бренда, но и является ключевым фактором в развитии ИТ-отрасли в России. Организация образовательных инициатив и программ стажировок может существенно улучшить качество подготовки специалистов, а также снизить затраты на обучение новых сотрудников. Участие в таких проектах дает компаниям возможность активно взаимодействовать с молодым поколением, находить потенциальных работников и создавать крепкие связи с будущими профессионалами.

Инвестиции в образование и развитие тандемов с вузами представляют собой стратегически важную тему, которая заложит основу для успешного роста всей отрасли в будущем.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий