img
img09 мая 2025 в 16:23

Как перейти из «умных домов» в «умные города»?

В условиях стремительного развития технологий и роста урбанизации безопасность городов выходит на новый уровень. Эффективное взаимодействие государственных структур и бизнес-сообщества становится ключевым фактором создания современных, комфортных и защищённых мегаполисов. «Телеспутник» разобрался, какие есть проблемные точки у «Умного города», как ситуацию видит рынок и представители власти.

В условиях стремительного развития технологий и роста урбанизации безопасность городов выходит на новый уровень. Эффективное взаимодействие государственных структур и бизнес-сообщества становится ключевым фактором создания современных, комфортных и защищённых мегаполисов. «Телеспутник» разобрался, какие есть проблемные точки у «Умного города», как ситуацию видит рынок и представители власти.

В каком направлении развиваются «Умные города»? 

— Одним из ключевых элементов является интеграция умных многоквартирных домов (МКД) с городской инфраструктурой. Это значит, что домовые системы не просто работают отдельно, а становятся частью единой городской сети.

— Безопасность ЖК. В умных жилых комплексах устанавливают камеры и системы мониторинга общественного транспорта и городских пространств. Вводятся современные цифровые технологии доступа — от биометрии до электронных ID, а также эффективные системы оповещения в чрезвычайных ситуациях. Однако внедрение новых решений требует внимания к человеческому фактору: без открытого диалога с жителями технологии могут вызвать недоверие и сопротивление.

— Цифровые сервисы в умных городах уже широко распространены в крупных российских центрах и постепенно проникают в жилые дома. Сегодня через удобные приложения жители могут не только управлять домофоном, но и проходить все этапы взаимодействия с недвижимостью — от заселения до оплаты коммунальных услуг и оформления договоров аренды. Появляется единая цифровая платформа, которая становится личным помощником каждого жителя, облегчая повседневные задачи и делая городское пространство более комфортным.

— Умный транспорт и беспилотные автомобили.

Главные препятствия на пути умных домов и городов

Несмотря на большое количество направлений, в которых операторы и провайдеры могут развиваться, существуют и серьезные препятствия. Спикеры сессии «Цифровой город: на пути к новому качеству жизни» на мероприятии «Телеком и Технологии 2025» выделили несколько точек, требующих особого внимания со стороны властей:

— Масштабирование умной городской среды требует огромных ресурсов 

Для эффективной работы умных городов необходим полноценный искусственный интеллект, который сможет оптимизировать транспортные потоки, электросети и другие ключевые системы. Внедрение таких технологий требует серьезных вычислительных мощностей и масштабного облачного хранения данных. Кроме того, нужен квалифицированный кадровый состав — специалисты, способные реализовать и поддерживать эти сложные процессы. В рамках проектов «Умного и безопасного города» чаще всего разрабатываются локальные решения, которые предполагают наличие местного центра обработки данных (ЦОД).

«Не хватает вычислительных мощностей, но не все в этом признаются. Когда начинаешь копать глубже и обсуждать потребности госзаказчиков, то выясняется, что ЦОД не достаточно. Важно, чтобы заказчики переходили на облачные сервисы»,объясняет директор по работе с государственными заказчиками «Билайн» Александр Шведов.

— Кибербезопасность

Так или иначе все цифровые решения несут в себе определённые риски с точки зрения кибербезопасности. Речь идёт не только о защите персональных данных, но и о безопасности доступа в дома, транспортные системы, камеры наблюдения. Ответственность за внедрение и поддержание надежных защитных механизмов лежит на операторах и поставщиках услуг. Так, недавний сбой у провайдера Lovit стал примером, когда одновременно перестали работать Wi-Fi и домофоны, что вызвало серьёзные неудобства.

— Сопротивление нововведениям со стороны управляющих компаний 

Несмотря на принятие закона о свободном доступе провайдеров в многоквартирные дома, проблемы остаются. Управляющие компании часто противятся инновациям, несмотря на то, что операторы уже видят положительные изменения. Эксперты отмечают, что операторы были одними из инициаторов принятия закона и уже начали «пожинать плоды». Теперь провайдеры не платят УК за размещение оборудования или предоставление услуг населению.

Однако остаются и нерешённые вопросы. Управляющие компании не хотят терять доходы и пытаются компенсировать расходы другими способами. Например, не берут плату за размещение узла для доступа, но требуют оплату за камеры, установленные по государственному контракту. Эксперты считают, что закон должен учитывать такие ситуации, когда оборудование устанавливается в рамках социальных заказов по 44-ФЗ, и операторы могли бы освобождаться от оплаты.

Рынок в крупных городах находится в состоянии напряжённости — здесь сформировались сильные игроки, контролирующие ситуацию. Без новых законодательных инициатив изменить положение будет очень сложно, подчеркнул Александр Шведов.

«Для нас, как для конечных пользователей умного города, не так важно, где заканчивается зона ответственности Минстроя, где начинается Минтранса или других. По сути каждое из ведомств, которое оказывает услуги для граждан в том или ином виде оно причастно к реализации этих проектов», — заметил спикер.

Ожидания местных властей, востребованные проекты, бюджет

«Была романтическая пора, когда мы обсуждали с регионами и с участниками рынка, что такое умный город. Много вкладывали разных смыслов. На практике, эта пора романтических рассуждений прошла. И сейчас все сходятся в том, что умный город — это набор реальных практических сервисов, которые улучшают жизнь жителей городов», — говорит директор по работе с государственным сегментом «ЭР-телеком холдинг» Илья Васкецов. По словам эксперта, в основе ценностей этой технологии лежит комфорт пользователей, экономия времени и средств.

Государственные структуры, такие как Министерство чрезвычайных ситуаций (МЧС) и Министерство строительства (Минстрой), играют ключевую роль в разработке и внедрении проектов, связанных с «безопасными и умными городами». При этом стоит отметить, что нормативная база МЧС начала формироваться ранее, чем у Минстроя: концепция «Безопасного города» была подписана в 2014 году, тогда как первый стандарт Минстроя появился только в 2019 году.

Развитие умных и безопасных городов подразумевает наличие государственного заказчика, который устанавливает рамки полномочий, акцентирует внимание руководитель центра «Безопасный и умный город» МТС Кирилл Сергиенко. Вопросы, касающиеся данных и использования различных технологий искусственного интеллекта, находятся под строгим контролем. Невозможно создать технологию на основе нейросетей, если она не прошла контроль со стороны заказчика.

Ключевой проблемой для госзаказчиков является бюджет. При наличии финансовых ресурсов технологии можно либо разрабатывать, либо приобретать. Вопрос финансирования становится краеугольным, но это открывает возможности для коммерческих организаций входить в формат государственно-частного партнёрства. Это позволяет привлекать инвестиции для развития инфраструктуры и даёт свободу действий обеим сторонам. Коммерческие структуры могут предлагать ведомствам финансовую модель, организационную структуру и архитектуру проекта, учитывающую их интересы.

Эксперт заключил, что на сегодняшний день власти сосредоточены на четырех основных направлениях развития умных городов:

– Безопасность городской среды 

Местные органы власти ожидают, что сервисы, интегрируемые операторами, не только обеспечат безопасность городской среды, но и защитят личные данные жителей. Необходимо активно внедрять домофоны и расширять информирование населения о чрезвычайных ситуациях.

– Создание комфортных условий для жизни 

Власти заинтересованы в том, чтобы граждане оставались в городе. Наиболее популярны проекты, которые влияют на избирателей. Например, художественная подсветка, улучшенная освещенность и установка умных камер могут повлиять на уровень преступности и ощущение безопасности. Также важно развивать пользовательский контент о достопримечательностях и бесплатном доступе в интернет.

– Мобильность и транспортная инфраструктура 

Наблюдение за дорогами, мониторинг аварий и предотвращение инцидентов становятся важными задачами. Системы должны подсказывать, куда вызывать скорую помощь или дорожную службу. В будущем ожидается, что такие системы смогут самостоятельно реагировать на происшествия и контролировать ситуацию — в Китае уже достигнуты заметные успехи в этом направлении.

– Эффективность ЖКХ 

Речь идёт о повышении вовлеченности жителей и представителей ЖКХ в совместное решение вопросов и споров. Также важна разработка единой точки доступа для внедрения умных решений.

Таким образом, развитие умных и безопасных городов в России зависит от совместных усилий государства и бизнеса. На фоне ограниченного бюджетного финансирования важно создавать эффективные инвестиционные модели, которые позволят привлекать частные капиталы. Успех этих инициатив будет определять уровень жизни горожан и их безопасность, а также ускорит интеграцию цифровых технологий в повседневную жизнь.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий