Приземление российских технологий в Азии
Открывая сессию «Пути сотрудничества с Юго-Восточной Азией в сфере высоких технологий», модератор, президент ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров подчеркнул, что страны данного региона заинтересованы в сотрудничестве с Россией, поскольку оно поможет им обрести технологический суверенитет.
Торговый представитель РФ в Малайзии Никита Пономаренко отметил, что рынок информационных технологий азиатской страны тоже интересен России: его товарооборот составил 25 млрд $, 90 % услуг переведены на цифровые платформы, темпы роста за 9 месяцев достигли 16 %. «В Малайзии развита инфраструктура прорывных технологий и институты поддержки. Страну интересует искусственный интеллект, большие данные, “Индустрия 4.0”, технологии умного города, электронная коммерция, облачные технологии и информационная безопасность. Для закрепления отечественных компаний в Малайзии необходимо продумать механизмы их постоянного присутствия на рынке через местных посредников и активных агентов. По результатам бизнес-миссии “Руссофт” в Малайзию в минувшем сентябре торгпредство РФ в стране сейчас ведет точечную работу с российскими компаниями для приземления их технологий в Малайзии», — рассказал Никита Пономаренко.
По словам торгового представителя РФ в Республике Индонезия Сергея Россомахова, ИТ-рынок этой страны тоже привлекателен для российского бизнеса: здесь более 200 млн пользователей интернета, по прогнозам ВВП в этом году вырастет на 5,5 %. «Цифровая экономика страны в текущем году составляет 146 млрд долларов. Однако российский ИТ-бизнес пока здесь присутствует слабо. Мы предлагаем создать специальную рабочую группу для разработки и подписания дорожной карты сотрудничества Индонезии и России в ИТ-отрасли на ближайшие пять лет», — предложил Сергей Россомахов.
Генеральный директор «СерчИнформ» Сергей Ожегов согласился с тем, что постоянное физическое присутствие на локальном рынке важно, поэтому в 2023 году компания отправит своего представителя в Малайзию. Однако, исходя из опыта сотрудничества с Индонезией, Таиландом, Малайзией и Вьетнамом, он подчеркнул, что успех на новом рынке зависит не только от качества продукта, степени обучения местных партнеров, грамотно выстроенного пиара и маркетинга, но и от снятия языкового барьера и понимания местного менталитета.
Руководитель группы развития бизнеса KasperskyOS «Лаборатории Касперского» Виктор Ивановский напомнил, что затраты на выпуск продукта на новом рынке аналогичны затратам на открытие компании, поэтому важно выстраивать эффективные партнерства. «Построение комплексных продуктовых, сервисных или технологических бизнес-моделей на основе такого партнерства позволяет отстроиться от конкурентов на данных рынках», — убежден он.
Директор по развитию бизнеса группы компаний ЦРТ Олег Глебов рассказал, что ее решения в области искусственого интеллекта экспортируются в Индию, Вьетнам, Южную Корею, причем рост спроса на них спровоцировала пандемия. Встали сложные задачи идентификации и аналитики, улучшения качества обслуживания клиентов и безопасности на основе биометрических данных, умноженные на актуальный запрос цифрового суверенитета, пояснил он. «Во всех этих задачах российские решения доказали эффективность, а технологии показали выдающиеся результаты в мировых технологических конкурсах. Все это стимулирует интерес к российским разработкам, особенно в регионе Юго-Восточной Азии», — подчеркнул Олег Глебов.
Руководитель проекта по клиентской работе АО «РЭЦ» Алексей Мудраков отметил, что данный рынок становится все интереснее для российских разработчиков, а инструментов поддержки для выхода на него — все больше. Сейчас активно развивается блок инструментов по поддержке продвижения на внешние рынки по каналам электронной торговли. Но основным и наиболее популярным инструментом по-прежнему остается поддержка участия компаний в выставках и бизнес-миссиях, уверен эксперт.
Экспорт ИТ — приоритет «Цифровой экономики»
Открывая дискуссию «Информационные технологии: новые возможности для расширения взаимодействия», Валентин Макаров назвал главные факторы, влияющие на рост интереса к российским ИТ-решениям в странах Латинской Америки: под давлением санкций РФ продемонстрировала технологический суверенитет, отрасль кибербезопасности — высокий уровень защиты, а разработчики — успешное ведение бизнеса по взаимовыгодной модели, которая предусматривает не просто продажи, а выстраивание сотрудничества с открытием совместных предприятий на локальных рынках. «Это колоссальное преимущество отечественной ИТ-индустрии на мировом рынке, поэтому вместе мы имеем все шансы занять лидирующие позиции в ИТ-отрасли, тем более что сотрудничество с регионом сложилось исторически», — обратился Валентин Макаров к представителям бизнеса.
Под давлением санкций РФ продемонстрировала технологический суверенитет, отрасль кибербезопасности — высокий уровень защиты, а разработчики — успешное ведение бизнеса по взаимовыгодной модели
Олег Глебов добавил, что спрос на российские продукты растет за счет их зрелости, успешного применения и возможности быстрого масштабирования в страны Латинской Америки.
Сергей Ожегов отметил, что создание совместных предприятий повышает кредит доверия у местного конечного пользователя. По мнению руководителя продаж «СерчИнформ» в Латинской Америке Рикардо Мартинеса, такое сотрудничество позволяет внедрять новые разработки, выводить новую продукцию, адаптировать ее к локальному рынку. «Мы разрабатываем новую модель ведения бизнеса, которая предусматривает передачу прав партнерам на предоставление наших услуг третьим лицам и их адаптацию под местные потребности», — сообщил Рикардо Мартинес.
Президент Чилийской ассоциации робототехники Robotics Lab Родриго Кеведо напомнил, что на протяжении нескольких лет компании из стран региона применяют российские технологии. Есть потенциал в развитии дальнейшего партнерства. «Но есть и предложение по улучшению сотрудничества, к примеру, в робототехнике: хорошо бы упростить содержание контрактов, сократить сроки их подписания и исключить ценовую неопределенность, которая становится барьером для заключения сделок. Чтобы быстро развивать технологии, нужно действовать оперативно, конструктивно, иначе можно упустить возможность заработать миллионы всего лишь из-за неясности цен. Предлагаю вам принимать активное участие в различных международных конкурсах, которые не несут коммерции, но зато помогают налаживать контакты, выстраивать долгосрочные отношения», — предложил Родриго Кеведо.
Представители отечественных компаний рассказали об успешных примерах продвижения своих разработок на зарубежные рынки. Генеральный директор «БрейнСистемс» Андрей Яковлев поделился опытом в применении цифрового здравоохранения для объединения регионов: «Применение ИТ в обеспечении здоровья населения позволяет решать задачи наиболее эффективно. Сейчас практически все рабочие места в системе здравоохранения России цифровизованы. Делается много для того, чтобы врачи имели возможность проводить осмотры эффективно и использовать собранные данные для дальнейшей аналитики. Такая формализация позволяет докторам в разных странах обмениваться данными и опытом, так как перевод на иностранные языки становится проще», — убежден эксперт.
Подводя итоги сессий, Валентин Макаров подчеркнул, что стратегическая задача страны — стать лидером нового технологического уклада. Для чего необходимо прежде всего придать экспорту ИТ статус одного из приоритетов национальной программы «Цифровая экономика». Это даст индустрии возможность задействовать весь спектр инструментов, финансовых и нефинансовых мер Российского центра поддержки экспорта.