Спасатели, полярники, лесники
В середине ноября информацию об электронном аукционе на услуги спутниковой связи «Иридиум» опубликовало ФГБУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт». Согласно описанию объекта закупки, будущий подрядчик должен оказать целый спектр услуг — повторное подключение абонентского номера переносных радиостанций, предоставление канала связи для них и тому подобное. В списке устройств, которые использует заказчик, указываются спутниковые телефоны на территории российских станций в Антарктиде.
Спустя всего несколько дней закупку услуг по предоставлению спутниковой связи осуществила «База авиационной и наземной охраны лесов» из Ханты-Мансийского автономного округа. Согласно информации, на сайте учреждения, оно занимается охраной лесов от пожаров, защитой лесов, воспроизводством лесов, биотехническими мероприятиями, а также поисково-спасательными работами.
Одновременно аукцион на услуги по предоставлению «Иридиума» для своих сотрудников объявило ПАО «Федеральная сетевая компания — Россети». Согласно документации закупки, подрядчику нужно обеспечить спутниковой связью энергетиков на Урале.
Российское юрлицо на 60 % принадлежит американцам
По данным «Контур.Фокус», спутниковой связью «Иридиум» в РФ занимается ООО «Иридиум Коммьюникешенс». Её гендиректором сейчас является Владислав Шпилевой, а основным видом деятельности указывается «деятельность в области спутниковой связи». По состоянию на конец 2023 года выручка компании составила 1,2 млрд рублей, а чистая прибыль — 137 млн.
Конечными владельцами ООО «Иридиум Коммьюникешенс» указаны «Иридиум Сателлайт Ллс» из США (доля 59 %), АО «Миранда» (6,25 %), Виктор Коваль (6,25 %), Федеральное агентство морского и речного транспорта (5,33 %), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (5,33 %), Правительство РФ (5,33 %), АО «Финхот» (5 %), а также Игорь Желтоногов (5 %) и Андрей Лагутин (2,5 %).
Название символическое
Как объяснил «Телеспутнику» независимый эксперт по космосу Андрей Ионин, «Иридиум» (Iridium) — это глобальная система персональной подвижной спутниковой связи, получившая своё название от химического элемента иридия, который в периодической таблице Менделеева располагается под номером 77. Именно столько спутников по первоначальным расчетам должно было быть в орбитальной группировке, однако в итоге их оказалось немного меньше — 75 (66 основных и девять резервных).
«Активные работы по системе “Иридиум” начались в 1990-х годах. Её рассматривали как “космическую” альтернативу развития наземной беспроводной связи, которая в те же годы становилась доступной для обычных потребителей. Но мало кто тогда предполагал, что уже в 2000-х тут начнется бум, и у технологии будут миллиарды пользователей», — подчеркнул Ионин.
Он уточнил, что при этом в США были одновременно запущены два близких проекта спутниковой связи — «Иридиум» и Globalstar. Оба проекта собирали международные консорциумы инвесторов — «Иридиум», например, получил более 5 млрд долларов.
«Кстати, в проект “Иридиум” инвестировала и Российская Федерация в лице государственной компании ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. Она вложила свыше 80 млн долларов, предполагая в том числе создание в России совместного оператора и центра спутниковой связи», — уточнил Ионин.
Технологическим партнером проекта «Иридиум» выступала американская компания Motorola, которая в тот момент являлась мировым лидером мобильной связи, разработчиком первого мобильного телефона и держателем основных патентов. Motorola в том числе отвечала за разработку спутниковых телефонов, которые по габаритам и массе должны быть пусть больше, но близки к телефонам наземной мобильной связи. И американская компания эту задачу решила.
На орбиту выводила и Россия
По словам Ионина, первое поколение спутников «Иридиум» было развернуто в 1998 году. Система была акцентирована на голосовую связь, интернет-канал же в идеологии 1990-х годов передавал очень малый объем трафика.
Как уточнил акционер компании «Ка-Интернет» Сергей Пехтерев, систему создали чисто для телефонии. Однако, когда появился доступ в интернет и начал получать востребованность на рынке, то и проект «Иридиум» пытался что-то сделать в этом направлении.
«Но это не самый скоростной доступ. В первом поколении было 30-40 килобайт, сейчас во втором поколении — до 300 килобайт. По нынешним понятиям это ничто. “Иридиумом” в основном пользуются яхтсмены для того, чтобы передать какие-то цифры. Это не широкополосный доступ. Система ориентирована изначально на телефонию. Но при этом она глобальная, покрывает весь мир, а абонентские устройства очень компактные, представляя собой фактически телефонную трубку. Поэтому ей пользуются охотники, лесники, яхтсмены. Однако у яхтсменов сейчас более популярным становится Starlink», — объяснил Пехтерев.
Ионин добавил, что первая группировка «Иридиум» разворачивалась в основном на российских ракетах «Протон» разработки и производства ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. В то время это были наиболее востребованные ракеты, надежные и недорогие (в два раза дешевле американских аналогов).
«Важной и уникальной на тот момент особенностью “Иридиум” был межспутниковый канал связи, который, с одной стороны, значительно увеличивал стоимость каждого аппарата (для сравнения — один спутник “Иридиум” без стоимости вывода на орбиту стоил более 70 млн долларов, а спутники Globalstar, у которых межспутникового канала не было, — около 30 млн долларов), но, с другой, позволял, “не опуская сигнал” на землю, передать его прямо конечному абоненту. Это было качество, очевидно, важное для военных и спецпотребителей. Видимо, для них это и делалось», — отметил Ионин.
Один из мощнейших технологических провалов
По словам Ионина, Motorola как технологический партнер проекта ошиблась в темпах развития наземной мобильной связи, где компания также была ключевым игроком. Когда группировка «Иридиум» была развернута, неожиданно выяснилось, что космическая связь не сможет конкурировать с наземной. Она сможет лишь дополнять ее — там, где нет наземных сетей.
«Поэтому уже в августе 1999 года “Иридиум” начала процедуру банкротства, которое стало одним из наиболее известных провалов технологических компаний в мировой истории и надолго испортило отношения не только инвесторов, но и целых государств к спутниковым проектам американских компаний. Правда, уже на следующий день после банкротства у системы, которая продолжала работать, появился “якорный потребитель” в лице Пентагона и американских спецслужб», — объяснил Ионин.
Именно из-за связи с американскими спецслужбами многие государства создавали нормативные препоны для работы «Иридиум» на своих рынках. В Индии телефоны этой системы даже были запрещены к ввозу под страхом уголовного преследования, а в Китае и России долгие годы ввозились и использовались подпольно.
«В итоге персональная космическая связь вчистую проиграла конкуренцию наземной: к середине 2010-х у неё было порядка миллиона абонентов, а у наземной в 10 тысяч раз больше — около 10 миллиардов. Услуги “Иридиума” стали нишевыми: ими пользовались путешественники в труднодоступных местах или ради престижа. Любопытно, что по данным самой компании, порядка 30 % продаж компании “Иридиум” по понятным причинам приходилось на территорию России», — отметил Ионин.
В 2017-2019 годах на орбиту вывели спутниковую группировку «Иридиум» второго поколения. Её главными особенностями оказались повышение пропускной способности интернет-трафика до 1,4 Мб/c и сертификация услуг по требованиям ИКАО для большой авиации.
Российскому эквиваленту — быть!
Как пояснил Пехтерев, российского варианта «Иридиума» нет, потому что система создавалась за счёт огромных инвестиций и запуска 60 спутников на достаточно высокую орбиту.
«Проработки такого аналога были, но уверенности в том, что он появится, нет. В любом случае сейчас для того, чтобы работать на полюсах (Арктика, Антарктика) все вынуждены пользоваться исключительно "Иридиумом" (если речь идёт о телефонии, носимых устройствах). Поэтому этим пользуются не только полярники, но и пограничники, и военные. Если кому-то нужно работать в приполярных областях, то других вариантов практически нет», — констатировал Пехтерев.
Однако эксперт по космосу Ионин придерживается более оптимистичной точки зрения. По его словам, российского эквивалента «Иридиума» пока не существует, но он обязательно появится.
«Ведь основным потребителем космической связи сегодня и завтра являются субъекты и объекты цифровой экономики, что гарантирует большой и постоянно растущий спрос. И это, наряду с удешевлением самим спутников, позволяет уходить от создания универсальных систем связи (которые оказывают все виды услуг) к системам специализированным — оптимизированным под конкретные потребности. В этом смысле “Иридиум” не является прямым конкурентом Starlink, так как он оптимизирован под иную услугу, когда у пользователя не спутниковый терминал с фазированной решеткой, как у Starlink, а гаджет в форм-факторе мобильного телефона. И таких систем может быть не две, а много: ведь спутники сегодня — “это просто”», — подчеркнул Ионин.
По его словам, исходя из этого и в нашей стране целесообразно развивать несколько спутниковых систем для разных потребительских ниш. И возможно (или даже целесообразно) делать это совместно со странами БРИКС — ведь потребности в космической связи есть у всех, а космические системы по определению имеют глобальный охват. Разумно объединить свои ресурсы и для снижения затрат, и для роста доходов, резюмировал Ионин.