Даже не верится, что с момента основания компании в 2006 году прошло уже 18 лет. Достижение этой вехи, по сути — совершеннолетия, подталкивает к переосмыслению дальнейшей деятельности. У нас это выразилось в новом позиционировании и, как следствие, ребрендинге.
За эти годы мы прошли путь от небольшого поставщика услуг доставки ТВ-сигналов в Москве до оператора крупнейшей медиасети. Сформировался и международный сегмент сети, которым до недавнего времени пользовались все федеральные вещатели. Мы обеспечивали трансляции Олимпийских игр, чемпионатов мира по различным видам спорта, международных форумов и саммитов с участием первых лиц государств.
Когда в 2020 году «Синтерра Медиа» стала частью «Ростелекома», мы начали формировать национальную медиасеть, которая уже имеет более 200 узлов и объединяет 85 столиц субъектов РФ. С прошлого года мы стали предоставлять ряд технологических сервисов для профессиональных участников медиарынка: услуги предэфирной подготовки, хранения данных, информационной безопасности и другие.
Эта эволюция привела нас к изменению самоидентификации и позиционированию на рынке. Из оператора по доставке ТВ-сигналов «Синтерра Медиа» выросла в полноценного цифрового партнера медиарынка. Сейчас мы создаем единую технологическую платформу для формирования национального медиапространства страны. Наши решения отвечают всем вызовам времени и позволяют решить любые технологические задачи медиаотрасли. Мы создаем продукты, которые станут эффективными инструментами в руках профессиональных участников медиарынка, чтобы его игроки могли не думать о технологической составляющей, а решать основную задачу своего бизнеса — создание контента.
В неоднозначной. С одной стороны, уход из страны зарубежных вендоров поначалу сильно осложнил жизнь российским компаниям, и до сих пор еще чувствуются его последствия, хотя отрасль органично восстанавливается. С другой — импортозамещение зарубежных технологий, курс на которое был провозглашен более 10 лет назад, наконец-то превращается из декларативного в реальный.
Можно разом заменить все импортное отечественным по щелчку пальцев? Конечно, нет. Но если не начать работу по созданию таких решений, то ситуация никогда не изменится. Сейчас, когда все на себе прочувствовали необходимость обеспечения технологической независимости, воз не просто стронулся с места, но и довольно быстро покатился в нужном направлении.
Например, на рынке уже есть большое количество отечественных серверов, которые нужны во всех отраслях. Да, пока они дорогие, не всегда такие производительные и компактные как западные аналоги, но начало положено. Очевидно, что со временем их количество и качество будет увеличиваться, а стоимость падать.
Но если говорить о технологиях для медиарынка, ситуация сложнее, так как это одна из немногих отраслей экономики, которая сильно зависит от импорта. К сожалению, несмотря на то, что отечественные решения появляются, мы пока не можем сказать, что обеспечили технологический суверенитет медиаотрасли.
С тем, что профессиональные технологические решения для медиарынка являются специализированными. Соответственно, объем их потребления гораздо меньше, чем у каких-либо универсальных серверов, систем хранения данных или сетевого оборудования. Любая разработка требует огромных инвестиций и развивается только тогда, когда на технологию есть массовый спрос и перспективы наладить массовое производство. На нашем локальном рынке это практически невозможно.
По нашей оценке, объем рынка технологических решений для ТВ- и медиапроизводства не превышает 10–12 млрд рублей в год, что очень немного по сравнению с другими технологическими рынками. Именно этим продиктована такая зависимость от импортных решений — оборудования, программного обеспечения (ПО, — прим. ред.) и программно-аппаратных комплексов.
Я знаю масштаб проблемы, так как мы сами в 2022 году прекратили закупку иностранного оборудования. Все новые приобретения — это исключительно отечественные решения из реестра Минпромторга, а в случае ПО — из реестра Минцифры. И то, что в них есть, далеко не полностью может закрыть потребности российских вещателей.
Построением отраслевой технологической медиаплатформы, чем «Синтерра Медиа» сейчас и занимается. В целом, это мировой тренд. Что-то подобное сейчас создают такие компании, как Grass Valley и Sony, пытаясь закрыть своими продуктами полный цикл медиапроизводства. Большинство этих решений построено на программном обеспечении и серверах, без которых не обойтись.
На российском рынке технологий для ТВ-производства нет крупных игроков. Есть малый и средний бизнес с соответствующими оборотами. С одной стороны, это хорошо, так как они гибкие и быстро подстраиваются под запросы отрасли. С другой — они не могут себе позволить создавать продукты с долгим сроком окупаемости. К тому же вынуждены подстраиваться под каждого клиента, постоянно преобразуя свой продукт под него, что «уводит» от создания продукта уровня предприятия, где каждый бизнес найдет что-то для себя.
Во всем мире оборудование для ТВ-производства делают гигантские холдинги, внутри которых происходит некое перекрестное субсидирование одних направлений другими, что приводит к окупаемости. Если это представители малого бизнеса, то они вынуждены либо идти за субсидиями, которые не просто получить и обслуживать, удовлетворяя все запросы на отчетность, либо производят продукцию совершенно другого уровня. В этой ситуации мы призываем создавать единую экосистему, синхронизировать разработки, подходы к решению тех или иных технологических задач. Тогда медиарынок сможет совместить стратегическое планирование с гибкостью малого бизнеса.
В идеале — да. Проблема нашей ТВ-отрасли заключается в том, что каждый холдинг и телеканал пытаются решать свои задачи самостоятельно и одними им известными методами. По сути, несколько крупных или несколько десятков телеканалов решают одну и ту же технологическую задачу параллельно. Тем самым они суммарно тратят в несколько раз больше денег, чем могли бы потратить, используя унифицированную инфраструктуру, хотя бы в какой-то части.
Любой классический вещатель привык, что все — от камеры до формирующего сигнал комплекса — находится у него в аппаратной, и есть штатный телевизионный инженер, который знает, как все это устроено. Но другие отрасли давно перешли на распределенную инфраструктуру. К сожалению, медиаотрасль в этом вопросе наиболее консервативна. Это приводит к тому, что с одной стороны, медиакомпании вынуждены закупать дорогое оборудование с узкой функциональностью и менять его по мере морального и естественного износа. С другой — специалисты, которые все эти решения обслуживают, специфические: их мало, а стоят они дорого.
В свою очередь, миграция в облака приведет к тому, что обслуживать любой телевизионный комплекс смогут ИТ-инженеры и системные администраторы, рынок которых гораздо шире. Конечно, у них должна быть соответствующая квалификация и экспертиза на стыке IP- и ТВ-технологий. Но одно дело, когда такие профессионалы работают в штате каждого вещателя, а другое — когда их услуги предоставляются аутсорсерами, обслуживающими сразу несколько компаний по сервисной модели.
Участники рынка должны отчетливо понимать, что сейчас все телеканалы используют примерно одинаковый набор технологий. Создавать более качественный контентный продукт за счет уникального решения или технологического преимущества над конкурентом уже практически невозможно. Это было актуально 10 лет назад, но сейчас мир и индустрия устроены иначе. Все это говорит в пользу унификации и использования распределенной инфраструктуры для решения задач нескольких вещателей. Мы же в рамках этой унификации предлагаем индивидуальный подход к решению специфических задач заказчиков.
Главный тренд заключается в том, что характер кибератак на ресурсы российской медиаотрасли изменился. Если в 2022 году атаки были в основном направлены на подмену контента, то сейчас они носят разрушительный характер. Главная цель злоумышленников — вывод инфраструктуры из строя с уничтожением копий и бекапов (резервных копий файлов, — прим. ред.). Такие атаки требуют более серьезного планирования и продолжаются месяцами или даже годами. Но параллельно с тем, как совершенствуются способы кибератак, развиваются и способы противодействия им.
Инфраструктура национальной медиасети, на базе которой мы предоставляем услуги, на физическом уровне изолирована от публичного интернета, что гарантирует ее от любого внешнего воздействия. Создаваемая нами национальная медиаплатформа предполагает меры обеспечения безопасности еще на уровне архитектуры. С учетом компетенций и опыта в этой области мы уверены, что сможем обеспечить безопасность контура, будь-то публичное или частное облачное решение.
Создание ИБ-подразделения каждым телеканалом — это прежде всего вопрос финансирования. Мне кажется, что это не очень эффективное решение, которое приведет к завышенным расходам медиакомпаний. При этом, например, задачи нишевых и региональных каналов с точки зрения ИБ более-менее понятны и одинаковы. Значит, для них подойдет унифицированное решение.
Сейчас компании медиаотрасли уже используют облака, но частные, а не публичные. Однако защитить одно облако технически проще, чем множество облаков каждого телеканала, компании, оператора или производителя контента. Необходимо такое индустриальное облако, которое будет с одной стороны безопасным для всех, а с другой — персонализированным для каждого. Все это можно обеспечить на базе отечественных решений.
У нас есть экспертиза в части обеспечения информационной безопасностью медиаинфраструктуры, а также входящих в нее отраслевых решений и специфических задач, например, защита выпускающих трактов в сервисах плейаут (выпуск телеканалов в эфир, — прим. ред.) или построение эфирных комплексов в абсолютно защищенной зоне. При этом, конечно, в каждой медиакомпании должен быть специалист, отвечающий за ИБ.
Отечественную телеиндустрию ждет ренессанс, в основе которого лежит идеология единого национального медиапространства. На данный момент есть проблемы с наличием российских отраслевых решений, их стоимостью, сроками поставок и быстродействием. Но в условиях технологического развития, которое сейчас происходит, решение этих проблем — лишь вопрос времени. Я считаю, что 2027 году появятся относительно рабочие решения во всех сегментах технологического медиарынка, а еще через пару лет они будут доработаны и станут интегрированными между собой.
Есть еще важный аспект: при решении задач импортозамещения и технологической независимости не стоит забывать о международных стандартах и едином подходе на уровне мирового сообщества к унификации. Свой технологический путь — это хорошо, но должны быть стандартизованные на мировом уровне решения.
История медиаотрасли преподает нам уроки. В эпоху аналогового вещания было множество стандартов, плохо совместимых между собой: PAL, SECAM, NTSC. Как следствие, было невозможно использовать оборудование одного стандарта для решения задач в стране, которая применяет другой. Затем на смену аналоговому вещанию пришло цифровое, уже стандартизованное согласно мировым регламентам благодаря усилиям нашего соотечественника Марка Иосифовича Кривошеева. В результате мы можем применять любые мировые решения, как и те немногие российские, которые используются за пределами нашей страны.
Я искренне верю, что рано или поздно здравый смысл возобладает, и человечество будет пользоваться благами созданных технологий вне зависимости от страны их происхождения. У меня есть мечта, чтобы Россия стала мировым лидером в области технологий для ТВ и медиа и заняла не менее 20% глобального рынка. И это достижимо.