Действительно, то, что маркетологи сегодня называют общим (генеративным или языковым) искусственным интеллектом (ОИИ) – не более чем мега-продвинутая версия калькулятора, который научился подбирать слова ответа к словам вопроса. Радоваться или опасаться, что он заменит человека – сильно рано.
Да и не нужно создавать такой «интеллект», от которого только и ждут что воровства персональных данных, интеллектуальной собственности, хуже – угрозы самому человеческому существованию.
Настоящим ИТ-новаторам не стоит тратить время попусту, заставляя машину мыслить и творить. Трезвые люди в здравом уме «не охайпованные» ОИИ прекрасно понимают, что этого не произойдет никогда. Разработчики могут достигнуть лишь высокой степени машинной симуляции «ума». Умение хорошо считать, но полная неспособность мыслить, «рубить фишку» – фундаментальное свойство любого ИИ.
В шахматы и более сложную китайскую игру Го уже пару десятилетий компьютер играет лучше человека. Говорят, ОИИ радикально ускоряет научные исследования, т. к. быстро моделирует и просчитывает, например, наборы генов. Но чтобы чат-бот родил новую продуктивную научную теорию - не было и не будет. Что там – наука! Машина никогда не превзойдет человека в написании юмористических рассказов, пьес и сценариев.
Узнав, что фильмы уже пробуют создавать с помощью ОИИ режиссер Стивен Содерберг рассмеялся: «Я не боюсь никакого самого сильного "искусственного интеллекта" – у него нет жизненного опыта: его никогда не бросала любимая, никогда не было похмелья, он не дрожал от страха по дороге домой ночью».
В Голливуде ChatGPT прозвали «стохастическим попугаем, развлекающим публику старыми гэгами». Генеративный ИИ сколько его не «обучай» скучен, не оригинален и уныло политкорректен. Никто ни разу не заржал от машинного анекдота. Профессиональные фабриканты человеческих грез лучше других знают: юмор, ирония, сатира – глубоко человеческие таланты, требующие от автора и исполнителей опоры на личные истории, тонкое чувство контекста и аудитории.
Зато на прошлой неделе в России сразу две компании объявили о запуске грузовиков без водителей по трассе М11. Человек в кабине остался, но ведет ее робот. Человек на пассажирском сидении – в роли контролирующего начальника. Нет сомнений, что вскоре от зон экспериментальных правовых режимов (ЭПР) российское общество перейдет к формулированию регуляций в области беспилотного движения по автотрассам и железным дорогам. В авиации это уже произошло и распространяется на беспилотные летательные аппараты (БПЛА, дроны).
Так что с точки зрения индустриального практика есть два ИИ. И генеративный тут – явно отстающий «второй номер». А «первый» давно решает конкретные практические задачи. Или помогает в их решении.
Среднестатистический машинист электровоза стихов и музыки не пишет. Этот весьма квалифицированный специалист осуществляет техпроцесс. Да, довольно сложный, очень важный и невероятно ответственный. Но все-таки чётко описанный регламентами, правилами, инструкциями. Скажем «ужасную» вещь, но профессионалов это не обидит: вообще-то интеллект в такой работе не обязателен. Тот интеллект, который осознает себя уникальным индивидом, создает нечто абсолютно новое, решает задачу со всеми неизвестными и т. п. Не зря в авиации в шутку говорят: «Лучший пилот – дурак». Он не думает ни о чем кроме руления, а при чрезвычайной ситуации реагирует спинным мозгом и мышечной памятью, не пропуская нервный сигнал через голову.
Острая нужда в развитии полезного ИИ – не столько в дефиците машинистов, пилотов, водителей и курьеров и даже не в желании снизить ДТП, несчастные случаи и смертность на производствах. Хотя все это тоже важно. Главное – возможность «нанять» работника, который не спит, не ест, не пьет и работает 24 часа в сутки, выполняя операции в тысячу раз быстрее человека, не требуя повысить зарплату и не устраивая забастовок.
Увы, в перспективе 5-10 лет в мире вряд ли появится абсолютно беспилотный наземный, даже – рельсовый транспорт. Натурные эксперименты с беспилотными электричками в СССР вели еще в 1960-х. Но профессиональных ИИ-систем, выполняющих все задачи вождения с точностью 99,(9)% и безопасностью того же уровня, даже для железной дороги пока не создали.
На счастье, область применения простого, недорогого и практичного ИИ – много шире, чем сложного и опасного машинного, генерящего тексты и картинки. С уже имеющимся на рынке негенеративными ИИ-решениями можно делать массу полезных вещей, упрощая громоздкие трудозатратные процессы, «находить иголку в стоге сена», словом – творить чудеса. В России и в мире практически во всех отраслях уже действуют тысячи необщих (негенеративных и неязыковых ИИ-систем), например, «умного» видеонаблюдения.
Один только мониторинг городского благоустройства – страшно трудоемкая задача, самая дорогостоящая бюджетная рутина. В этом деле по всей России работают тысячи инспекторов. Пешком и на транспорте они вручную составляют и ведут базы данных недостатков, нарушений, стихийных свалок, затянувшихся ремонтов и пр. И это всегда – не полный, часто – не объективный набор сведений.
Более 40 из 89 регионов РФ уже испытали этот «умный» сверхточный мониторинг, и 20 уже ведут его постоянно. Самое масштабное внедрение, к слову, реализовано в ИТ-продвинутом Петербурге. Решение работает на десятке автомобилей и 20 тыс. городских стационарных камер.
В большом городе какое-то количество выбоин, стертой дорожной разметки, мусора – неизбежно. С нейросетевым ИИ системность и эффективность благоустройства возрастает радикально. За неделю автомобиль с «умным» комплексом проезжает больше 1 тыс. км. За месяц – более 4 тыс. То есть средней российской территории достаточно внедрить 1-2 ИИ-комплекса, чтобы полностью расстаться с рутиной и расточительством.
Польза и экономический эффект от работы специальных решений на базе полезного ИИ – огромны. Именно они, а не «в тысячу раз более сильный искусственный человеческий мозг» приведут нас к новой индустриальной революции.