Выделю три основных фактора, стимулирующих переход роли главного способа доставки телеканалов от спутников к наземным закрытым сетям, — это охват, регулирование и безопасность. Разберу каждый из них.
Охват
Главным преимуществом спутниковой доставки всегда являлось большое покрытие территории. Из-за масштабов и географических особенностей России операторы из небольших и отдаленных регионов страны зачастую просто не имели альтернативы спутникам. Но в течение последних семи лет наземная доставка телеканалов постоянно развивается, наращивает технологические возможности и увеличивает охват.
После запуска в этом году обновленной платформы «Медиалогистика 2.0», в рамках которой компании MSK-IX и «Синтерра Медиа» провели взаимную интеграцию своих сетей, география предоставления услуги наземной доставки расширилась до 82 городов с населением от 100 000 человек, в которых операторы подключаются в узлах как MSK-IX, так и «Синтерры Медиа». Кроме этого доступно подключение в узлах «Ростелекома», расположенных даже в небольших населенных пунктах.
Но на этом процесс расширения географии проекта не останавливается. В стадии реализации находится следующий этап, в рамках которого обеспечивается возможность подключения в узлах РТРС, где большинство кабельных операторов и так уже получает общедоступные телеканалы федеральных мультиплексов.
Регулирование
В июле прозвенел еще один звоночек, давший рынку повод всерьез задуматься о переходе на наземную доставку. Появилась информация, что Минцифры собирается ввести запрет для российских операторов связи на закупку услуг на зарубежных спутниках, он будет распространяться как на государственные, так и на частные компании. При этом тарифы на использование отечественных космических аппаратов предлагается увеличить в 2,5 раза.
Стоимость подъема телеканала на спутник и сейчас существенно выше, чем при наземной доставке, а ее столь радикальное повышение для многих вещателей сделает этот вариант неподъемным с финансовой точки зрения.
При этом надо учесть, что сейчас спутниковые операторы отвечают за качество услуг только перед вещателями. Если возникают какие-то проблемы с сигналом, то кабельным провайдерам остается лишь безропотно мириться с этим, так как никакого SLA (соглашение об уровне сервиса, — прим. ред.) не предусмотрено. В случае чего им приходится выслушивать претензии от недовольных абонентов будучи не в состоянии исправить ситуацию.
При наземной доставке расходы на нее делятся между вещателем и операторами. На вещателя приходится 80 %, а на всех операторов, принимающих телеканал, — только 20 %. Но за эти небольшие деньги они получают гарантии качества предоставляемой услуги, закрепленные в договоре, а также доступ к системе мониторинга, круглосуточной техподдержке и персонального менеджера, готового оперативно решить все вопросы.
Также операторы значительно экономят на дорогостоящем оборудовании для приема спутникового сигнала и содержании штата специалистов, которые занимаются его настройкой и обслуживанием.
Для приема сигнала по земле достаточно иметь один свободный порт на коммутаторе, с обслуживанием которого справится штатный инженер. При этом, несмотря на экономическую нестабильность, «Медиалогистика» сохраняет тарифы на прежнем уровне и готова проявлять гибкость и обсуждать индивидуальные условия сотрудничества с операторами, переходящими со спутниковой доставки на наземную.
Безопасность
Раньше перебои в работе спутникового ТВ были связаны в основном с природными явлениями или локальными авариями на том или ином космическом аппарате, но в этом году операторы столкнулись с таким фактором срыва вещания, как внешнее воздействие на спутниковый сигнал.
О возможности возникновения такой проблемы эксперты по безопасности начали предупреждать еще полтора года назад, когда были зафиксированы первые инциденты с подменой контента на некоторых телеканалах. Но они были единичными, локальными и не вызвали повальной тревоги со стороны операторов. А вот вещатели уже тогда поняли, что ситуация может приобрести серьезный характер и начали переводить свои телеканалы на наземную доставку и рассылать операторам официальные письма, призывающие получать сигнал именно таким способом.
После июньских событий и операторы убедились в том, что тревога не была ложной. В апреле «Медиалогистика» провела среди них опрос о готовности перейти на получение телеканалов по земле и только около 40 % выразили такое желание. В июне же количество запросов на подключение к «Медиалогистике» выросло более чем в 10 раз. При этом обращаются даже те компании, которые ранее скептически относились к использованию наземных сетей для доставки телеканалов.
Общие тенденции
Вообще же постепенный переход доставки телеканалов со спутниковой на наземную является общемировым трендом. Для этого есть ряд объективных причин.
Первая — лучшее качество и надежность. Технологии передачи телевизионных сигналов по наземным специализированным сетям позволяют более гибко подходить к мониторингу и резервированию каналов доставки, внедрять многоступенчатые системы защиты трафика и оперативно реагировать на возникающие проблемы.
Вторая — большая доступность. В отличие от спутниковой доставки телеканалов, которая требует приобретения, установки и обслуживания дорогостоящего сложного оборудования, наземная доступна любому оператору, который может использовать уже имеющееся у него в наличие сетевое оборудование.
Третья — низкая стоимость. Помимо того, что стоимость подключения к сетям наземной дистрибуции телеканалов в принципе ниже, чем подъем сигнала на спутник, вещатели разделяют эти затраты с операторами, которые за небольшую цену получают полноценный SLA, и сокращение расходов на обслуживание спутникового оборудования.
Четвертая — регулирование. Размещение спутниковых группировок на орбите и использование ими частот подлежат более жесткому регулированию и координации как в рамках Международного союза электросвязи, так и на оровне отдельных государств, в то время как использование наземных сетей может быть проще и гибче с точки зрения законодательства.
Пятая — инновации. Наземная дистрибуция телевизионных сигналов открывает возможности для внедрения инновационных функций, таких как интерактивное телевидение и передача данных в режиме реального времени, что спутниковая трансляция не может предоставить в той же степени.
Все это не означает, что спутниковая доставка телевизионных сигналов будет полностью вытеснена, так как она все еще может быть полезна для отдаленных или недоступных регионов и стран с плохо развитой наземной инфраструктурой связи.
Но в целом для операторов платного ТВ создаются максимально комфортные условия для перехода со спутника — дается тестовый период, по итогам которого они могут принять окончательное решение, предоставляется все необходимое оборудование для наземного приема телеканалов, оказывается помощь в прокладке оптики до ближайшего узла подключения, в случае необходимости предлагаются индивидуальные условия сотрудничества. Все располагает к тому, чтобы попробовать наземную доставку и лично оценить ее преимущества. Главное — побороть свои предубеждения и открыться для чего-то нового.