В статье «Переход на цифру: ты помнишь, как все начиналось?» говорилось о том, что прогресс телевизионных технологий и развитие микроэлектроники позволили в конце 1990-х годов приступить к практической реализации грандиозного проекта перевода эфирного телевизионного вещания на цифровой формат. Сегодня мы расскажем, как разрабатывалась Федеральная Целевая Программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы» (далее -ФЦП) и первых этапах ее реализации.
Главное –начать.
После выхода Распоряжения Правительства от 25 мая 2004 года, задача перевода российского телевидения на «цифровые рельсы» поднялась на принципиально новый уровень. Из Распоряжения следовало, что Министерству информационных технологий и связи РФ (сегодня – Минцифры России) и другим ответственным министерствам и ведомствам поручалось разработать и представить на утверждение программу развития в Российской Федерации цифрового телевидения.
Однако, как оказалось, поручение разработать программу в 2005 году выполнить не удалось. Более того, рабочий проект ФЦП появился только в 2008 году, а её окончательный вариант был утверждён и вовсе в самом конце 2009 года. Почему так долго?
Во-первых, вследствие огромной территории России, в которой только один Красноярский край по площади сравним с такими гигантскими по европейским меркам странами, как Франция и Германия. Поэтому сложность задачи перевода сети аналогового вещания «на цифру» в нашей стране была неизмеримо выше чем в других странах. Судите сами: аналоговые телевизионные сети эфирного вещания Финляндии или Дании состояли всего из несколько сотен телевизионных передатчиков, в то время только у государственного оператора ФГУП «РТРС» (Российские Теле Радиовещательные Сети) на балансе было свыше 14 000 аналоговых телевизионных и 2 500 радиопередатчиков!
Кроме того, эфирное цифровое вещание планировалось разворачивать в ДМВ диапазоне, в котором зона покрытия передатчиков значительно ниже чем в широко используемом в аналоговом вещании МВ диапазоне (физику не обманешь!). Поэтому требуемое количество передатчиков еще более возрастало.
По этой причине на начальном этапе разработки ФЦП рассматривался вариант организации спутникового цифрового телевизионного вещания. Этот вариант привлекал тем, что для обеспечивали гарантированное покрытия телевещанием всей территории России требовалось относительно немного спутников. Тем более, что уже был положительный опыт спутникового вещания «НТВ плюс» с приемом сигнала на антенны - «тарелки» сравнительно небольшого размера. Безусловно, этот вариант был намного проще и обошелся бы неизмеримо дешевле чем эфирная «цифра». Тем не менее, по целому ряду причин, было принято решение идти по пути создания наземной сети эфирного цифрового вещания. В том числе потому, что спутниковое телевидение гораздо более уязвимо для внешних воздействий чем сеть распределенных наземных передатчиков, гарантирующих доставку телесигнала зрителям в любых условиях. Мудрость этого решения стала особенно очевидна в наши дни, так как были случаи подмены контента или даже полного блокирования приема спутниковых телевизионных сигналов внешними помехами в ряде регионов России. В дальнейшем российским специалистам в целом удалось решить эту проблему, но принципиальная уязвимость спутниковых каналов от внешних помех все равно остается.
Ещё одной важной задачей была проработка сценариев обеспечения приема цифровых программ на имеющемся у населения парке аналоговых телевизоров. Очевидным решением является приобретение населением специальных цифровых приставок STB (set-top-box (буквально – «коробка, устанавливаемая сверху)), обеспечивающих прием цифровых программ DVB-T с последующим преобразованием их в аналоговый формат для отображения на обычных цветных или черно-белых телевизорах. Так как к этому времени в большинстве из 50 млн. российских семьях имелось по 2 и более телевизора, общая потребность в приставках STB оценивалась почти в 100 млн. шт. При этом стоимость даже самых простых и дешевых приставок была на тот момент порядка 60 $.
Так как цифровой формат DVB-T принципиально несовместим с российскими аналоговыми телевизорами СЕКАМ D/K, это означало, что к моменту выключения аналоговых передатчиков все население должно иметь либо цифровую приставку, либо цифровой телевизор. Так как все привыкли, что эфирное телевидение бесплатное, возник резонный вопрос – «за чей счет банкет»? Вариантов всего 2 – либо население приобретает цифровые приемники за свой счет, либо государство субсидирует приобретение цифровых приставок. Вопрос был далеко не праздный, так как имелся весьма неоднозначный опыт выключения аналогового эфирного вещания в зарубежных странах. Жизнь показала, что без дотаций со стороны государства большая часть населения не торопится приобретать цифровые приставки (тем более – новые цифровые телевизоры) за свой счет.
Посмотрим, например, как внедрялось цифровое телевидение в США с 1998 до 2009 год. Чтобы ускорить этот процесс, Правительство США приняло решение бесплатно выделить каждой американской семье по 2 (!!) ваучера стоимостью в $40, каждый из которых можно было обменять в любом магазине электроники на цифровую приставку или зачесть его стоимость при покупке цифрового телевизора. (2 ваучера потому, что в средней американской семье было по 2 телевизора). Несмотря на это, аналоговое телевещание в США удалось отключить только с 3-ей (!!!) попытки 12 июня 2009 года, поскольку первые два пробных отключения пришлось тут же отменить по причине того, что население не успело приобрести цифровые приемники. После первой попытки, предпринятой в 2008 году, в Сенат США поступило огромное число жалоб на телевизионщиков с требованием немедленно включить обратно аналоговые передатчики. Год спустя, после второй неудачной попытки отключить аналоговые передатчики 17 февраля 2009 года, когда к приходу «цифры» оказались не готовы 5.8 млн. американцев, терпение Президента США Барака Обамы, который лично озадачился проблемой перехода к цифровому телевидению, лопнуло окончательно. Он в категоричной форме потребовал от вещательных компаний бесповоротно отключить «аналог» 12 июня 2009 года. Что и было сделано, хотя и к этой дате свыше 2.8 млн. американских семей так и не удосужились сходить в магазин и обменять ваучеры на приставки. Несмотря на столь чудовищную цифру «саботажников» цифрового проекта, на этот раз Обама был непреклонен, так как ранее назвал срыв срока перехода США на цифровое телевидение такой же роковой ошибкой, как и войну в Ираке! После этого самым ленивым американцам все же пришлось встать с дивана и идти в магазины электроники чтобы обменять ваучеры на цифровые приставки.
В России разработчики ФЦП также вначале рассматривали возможность пойти по американскому пути бесплатно раздав населению цифровые приставки. Для этого предполагалось выделить 120 млрд. руб. на субсидирование приставок для населения. Так как к этому времени уже было разработано несколько готовых к производству на российских заводах цифровых приставок DVB-T, ожидалось, что эти деньги существенно поддержат отечественную электронную промышленность.
Однако этим планам не суждено было сбыться, так как в 2008 году по всему миру разразился экономический кризис. Поэтому Правительство России было вынуждено резко сократить бюджетное финансирование практически всех инвестиционных проектов. Чтобы оценить размер бедствия, приведем несколько цифр: запланированные в 2008 году 243.9 млрд. руб. на реализацию программы внедрения «цифры» из средств Госбюджета РФ сократились к декабрю 2009 года до 76.37 млрд. руб. То есть более чем в 3 раза!!
Понятно, что это потребовало кардинально пересмотреть практически все показатели ФЦП с целью всемерной экономии средств. Поэтому в финальной версии программы записано, что приобретать приемники для цифрового телевещания население будет самостоятельно, хотя еще год назад предполагалось бесплатно выдать каждой российской семье по одной цифровой приставке.
Таким образом, в результате проведенных исследований к 2006 году общие базовые принципы и подходы к формированию будущей программы были в целом определены. Можно было, наконец, приступить непосредственно к подготовке и реализации ФЦП. И тут стало очевидно, что учетом сложности стоящих задач и масштаба проекта, требовалось оперативно решать в режиме реального времени множество технических и организационных вопросов и обеспечивать координацию работы различных ведомств и органов государственной власти. Стало понятно, что для успеха программы перехода к цифровому телевидению необходимо создать специальную Правительственную комиссию, наделив ее широкими полномочиями.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 22 мая 2006 г. №304 «О Правительственной Комиссии по развитию телерадиовещания» на комиссию возлагались «задачи согласования действий федеральных органов исполнительной власти в целях развития телерадиовещания в Российской Федерации». Председателем Комиссии назначается Первый заместитель Председателя Правительства РФ. Так как в состав Комиссии входили представители ключевых министерств и ведомств на уровне заместителей руководителя, это предопределило эффективность принимаемых решений и их быструю реализацию.
Вскоре при Правительственной Комиссии в Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ была создана рабочая группа экспертов, которая в 2007-2008 годах подготовила рабочий вариант программы. Возглавил рабочую группу руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Вадимович Сеславинский, а в Министерстве связи проект перехода к цифровому телевидению курировал заместитель Министра Алексей Весьмирович Малинин (сегодня он Президент НАТ). Автор статьи являлся членом этой рабочей группы и поэтому могу оценить высокий профессионализм и ответственность входивших в ее состав экспертов. В результате их работы в 2008 году был подготовлен окончательный вариант проекта ФЦП.
Ответственным исполнителем программы было определено ФГУП РТРС, которое согласно Указу Президента РФ от 13 августа 2001 г. должно «обеспечивать решение стратегической задачи формирования единого производственно-технологического процесса построения, эксплуатации, модернизации и технологического развития отечественных телевизионных и радиовещательных сетей».
И вот, наконец, 3 декабря 2009 года произошло историческое событие – было подписано Постановление Правительства РФ №985 об утверждении ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы».
Обратите внимание, что срок реализации ФЦП в ее первом варианте был определен как 2009-2015 годы, в то время как реально она была выполнена в 2019 году. О причинах, по которым срок реализации программы был так радикально сдвинут вправо, мы поговорим чуть позже.
Первоначальный срок выполнения программы был назначен исходя из того, что в 2006 году на конференции Международного союза электросвязи (ITU) по планированию эфирного цифрового вещания «Женева-06» было решено завершить во всем мире переход на цифровой формат не позднее 2015 год.
В рамках программы планировалось, что 100 % населения России на момент ее завершения смогут смотреть 20 бесплатных телеканалов каналов. При этом 98,8 % смогут принимать их по эфиру, а остальные абоненты, которые живут в отдаленных труднодоступных местах, будут обеспечены спутниковым вещанием. Общий бюджет ФЦП составил 123,556 млрд.руб, из них доля федерального бюджета 76,366 млрд.руб, а оставшиеся 47,2 млрд.руб предполагалось привлечь из внебюджетных источников. Любопытно, что помимо создания сетей эфирного цифрового вещания DVB-T (64,127 млрд.руб) и запуска новых спутников (26 млрд.руб), предусматривалось внедрение цифрового радиовещания в формате DRM (13,684 млрд.руб) и мобильного телевидения DVB-H (2,162 млрд.руб)
Реализацию программы предполагалось выполнить в 4 этапа (фазы), которые приведены на рис.4.
Итак, цели определены, задачи поставлены, как говориться «за работу, товарищи!».
Сначала все шло по плану и к 2010 году во многих регионах 1 фазы уже началась Эра цифрового телевидения. И тут неожиданно в реализации программы наступает очень драматический момент, который в конце концов привел к радикальному пересмотру всей ФЦП.
Дело в том, что благодаря прогрессу методов радио канальной модуляции и алгоритмов компрессии цифровых сигналов звука и изображения, а также появлению новых методов помехоустойчивого кодирования, в 2008 году был разработан стандарт эфирного цифрового вещания второго поколения DVB-T2. Новый стандарт DVB-T2 обеспечивает в 1.5 раза более эффективное по сравнению со «старым» DVB-T (который был разработан в далеком 1996 году) использование радиочастотного спектра и обладает еще целым рядом бесспорных преимуществ перед стандартом первого поколения. Например, новый стандарт позволял передавать в одном частотном мультиплексе сразу 10 цифровых программ стандартной четкости SD. В стандарте первого поколения DVB-T при использовании компрессии MPEG-2 в одном канале можно было передать только 6 цифровых программ. И даже при использовании более эффективного алгоритма MPEG-4 (H.264) он не позволял передать более 8 программ. К тому же DVB-T2 имеет гораздо более эффективные механизмы коррекции ошибок, что обеспечивает устойчивый прием даже при наличии помех. Это означает, что переход на DVB-T2 являлся бы в техническом плане огромным шагом вперед, так как новый стандарт позволяет передавать целых 20 цифровых программ всего в 2 цифровых мультиплексах.
Поэтому на заседании Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания 22 сентября 2011 года по инициативе Минкомсвязи России было принято решение о переводе российских сетей цифрового телевидения на новый стандарт DVB-T2. А уже 17 января 2012 года Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Олегович Щеголев подписал план перевода сетей цифрового вещания в России на стандарт DVB-T2.
Проблема была в том, что к этому времени в ряде регионов России (например, в Татарстане) уже были развернуты сети цифрового вещания DVB-T и население даже успело купить цифровые приставки этого формата. Со сменой стандарта все это передающее и приемное оборудование оказалось невостребованным. Кроме того, на сети DVB-T была уже потрачена заметная часть бюджета ФЦП. Так как объем финансирования программы был жестко определен, встал вопрос где найти дополнительные средства для перевода сетей DVB-T на новый стандарт. Выход был найден в том, что пришлось пожертвовать цифровым радио DRM и мобильным телевидением DVB-H и пустить деньги этих разделов программы на цифровое телевидение. Кроме того, потребовалось дополнительное время на внедрение в производство отечественного оборудования стандарта DVB-T2.
В результате ФЦП пришлось основательно скорректировать. В новой редакции, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2015 года, программа даже изменила название на ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы».
Помимо смены стандарта цифрового вещания, в ходе реализации ФЦП в 2009-2011 годах был еще один драматический момент, связанный с предложениями скремблирования (шифрования) сигналов эфирного цифрового телевидения при помощи так называемой «Системы адресного управления абонентами» (САУ). В случае реализации этих предложений российское эфирное цифровое телевидение изменилось бы до неузнаваемости.
Но об этом мы расскажем в следующей статье об истории перехода на цифровое телевидение в России «Всё могло бы быть совсем не так».