Небольшой эксперимент
Пассажиры поездов «Сапсан» и других составов на Октябрьской железной дороге больше не страдают от прерывистой связи. Ранее мы писали о том, что крупнейшие операторы связи смогли обеспечить полное покрытие мобильным интернетом на всей 650-километровой трассе, показатель год назад составлял 90%.
На 23 апреля только у Т2 наблюдалось некоторое отставание, однако компания активно сокращает разрыв. T2 утверждает о полном покрытии, где 4G охватывает более 98% маршрута. 99% линии обеспечивают голосовую связь, что в скором времени сделает фразу «Я в „Сапсане“, меня может быть плохо слышно» устаревшей.
В РЖД сообщили, что ранее проводились попытки обеспечить трассу интернетом, включая рассмотрение Wi-Fi через спутники, но технологии оказались непригодными. Сейчас компания работает над Radio-Ethernet, устанавливая мини-базовые станции в поездах для обеспечения стабильной связи.
Редакторы «Телеспутника» 23 апреля как раз выезжали маршрутом «Санкт-Петербург — Москва» поездом «Сапсан». За время пути как связь, так и интернет пропадали не единоразово, а проблемная точка (подключение около Твери) осталась.
Небольшой эксперимент проводился с сим-картами операторов «Мегафон», «Билайн» и «Т2». Интересное наблюдение — часто возникали ситуации, когда телефон отображает 4 «палки» и 4G или LTE, но на самом деле не мог загрузить сайт или отправить сообщение в мессенджере. Часто ожидание занимало более 5-ти минут, при этом была большая вероятность, что медиа (картинки, видео, музыка) не воспроизведутся или выдадут ошибку.
«Качество Wi-Fi зависит от качества мобильной связи»
С вопросом, когда на других маршрутах появится связь (как пример, Ростов – Москва), гости «Телеком Будущего 2025» обратились к представителю РЖД - Владиславу Соколову, замначальнику департамента квантовых коммуникаций. РЖД, владелец и оператор инфраструктуры сети железных дорог России, работает в комплексе с другими операторами связи: как мобильными, так и ШПД, которые предоставляют доступ к интернету.
«К сожалению, любой поезд, особенно современный, это по сути шикарный экраннированный короб, в который проникнуть системе передачи данных затруднительно. Но при этом разрабатывая системы внутреннего доступа (Wi-Fi), сигнал разбивается на нескольких операторов. Мы собираем наибольшее количество сигналов и уже раздаем их внутри поезда. То есть мы непосредственно зависим от инфрастуктуры, которая, например, от Ростова до Москвы обеспечена мобильными операторами», — выделяет проблемную точку Владислав Соколов. Должно быть несколько операторов, поскольку только так можно обеспечить полное покрытие территории.
«Вот если брать сейчас, то связи нет, и у вас цифровой детокс», — шутит директор продуктового стрима «Вычисление, хранение, сети и медиа» МТС Web Services Павел Брагин.
На данный момент, есть низкоорбитальные спутниковые группировки, но они принадлежат Илону Маску. В России производством и запуском занимается компания «Бюро 1440», по словам спикера, в перспективе на крыше каждого поезда или корабля будет установлена тарелка, которая будет обеспечивать стабильный интернет даже в труднодоступных местах. Также эта связь будет намного дешевле. Специалист назвал позитивный прогноз: через пару лет, а может быть и месяцев ситуация должна улучшиться.
Брагин видит выход именно в спутниках, потому что даже если компания «Иртея» установит 5G-станции, то их должно быть много, чтобы покрыть достаточно большие расстояния. С нынешними темпами производства и распространения этот процесс может оказаться трудноосуществимым.
«Про этот кейс [о связи на маршруте Ростов-на-Дону — Москва]. Однозначно работа уже идет: не в рамках научных разработок и фантазий, это уже практически применимо», — резюмировал Брагин.
Ранее «Телеспутник» писал о том, что спутниковый интернет улучшили для восьми поселений в Арктике.