img
img13 июня 2025 в 15:33

Названы ключевые тренды в цифровизации образования

К 2025 году рынок разработки и использования инновационных цифровых решений для сферы образования вырос до 342 млрд долларов. Школы и вузы активно внедряют цифровые технологии, бизнес активно инвестирует в работу с образовательными учреждениями и создает таким образом среду для формирования кадрового резерва. Эксперты рассказали «Телеспутнику» о ключевых трендах в цифровизации образования.

К 2025 году рынок разработки и использования инновационных цифровых решений для сферы образования вырос до 342 млрд долларов. Школы и вузы активно внедряют цифровые технологии, бизнес активно инвестирует в работу с образовательными учреждениями и создает таким образом среду для формирования кадрового резерва. Эксперты рассказали «Телеспутнику» о ключевых трендах в цифровизации образования.

Интеллектуальные системы для школы и вуза

Модели вузов в мире стремительно трансформируются в соответствии с концепцией «Университета 4.0»: происходят массовое внедрение информационных технологий, искусственного интеллекта (ИИ) и автоматизация процессов, появляется все больше технологий, которые помогают человеку эффективно взаимодействовать с информационным потоком и обучаться, и этот процесс влияет на преподавателей, студентов, администрацию, отметила управляющий партнер Анна Никитченко. Так, ИИ в образовании помогает реализовывать индивидуальный подход к обучению, делает его более гибким и эффективным, облегчает работу преподавателям и повышает вовлеченность студентов. Преподаватели используют интеллектуальные системы разработки контента для обучения и адаптации существующих образовательных программ под индивидуальные особенности студентов, которые в свою очередь используют виртуальных помощников для изучения языков, чат-ботов в качестве психологической поддержки, самостоятельного обучения и развития практических навыков, пояснила управляющий партнер O2Consulting Анна Никитченко.

«Вузы активно применяют интеллектуальные системы для прогнозирования успеваемости, интеллектуальные платформы для автоматизации административных процессов, чат-боты для повышения эффективности работы приемной комиссии, роботы-кассиры для автоматизации университетских столовых, ИИ-платформы для тестирования уровня владения иностранным языком, программы для повышения эффективности процесса найма», - сообщила Анна Никитченко.

Эксперт назвала ключевые тренды в цифровизации образования в 2023–2025 годах. Это  персонализация обучения: использование AI-алгоритмов для адаптации программ под скорость и стиль обучения учащихся, например, образовательные платформы вроде Skillspace и РосМакс, системы учета достижений для построения карьерных маршрутов — «Цифровое портфолио ученика». Также отметила рост применения различных технологий в процессе обучения, к примеру, в 2023 году российские школы закупили VR-очков для симуляции лабораторных работ и тренингов по ОБЖ на сумму 1,83 млрд рублей. Внедряется «Цифровой помощник учителя» для автоматизации проверки заданий и снижения бюрократической нагрузки. Наблюдается развитие платформенных цифровых решений со стороны государства. Так, в сентябре 2024 года была запущена государственная ИТ-платформа для школьников и студентов с курсами по программированию, больших данных и искусственному интеллекту. К 2027 году будет создан цифровой архив словарей русского языка. Можно констатировать глобализацию доступа к образованию: к 2025 году рынок EdTech (разработка и использование инновационных цифровых решений для сферы образования, — прим. ред.)  вырос до 342 млрд долларов, к примеру, в 2024 году на платформе для онлайн-обучения с платным и бесплатным контентом Coursera было зарегистрировано 100 млн человек, сообщила Анна Никитченко.

Бизнес в образовательной экосистеме

В контексте образования можно выделить несколько основных векторов цифровизации, считает директор департамента корпоративного обучения и развития талантов ИТ-холдинга Т1, руководитель «Т1 Цифровая Академия» Ксения Румбешт.

«Первый вектор цифровизации — повсеместное внедрение ИТ-инструментов в учебный процесс. Наряду с традиционными LMS-платформами, которые давно используются и сейчас становятся более гибкими и ориентированными на пользователя, активно распространяются технологии искусственного интеллекта. Катализатором этого перехода выступила пандемия, существенно ускорив внедрение цифровых форматов и закрепив спрос на адаптивные, индивидуализированные модели обучения. При этом разработчики образовательных решений стараются совмещать синхронное и асинхронное обучение. Например, лекции представляют в форме предварительно записанных видеоуроков, а практические занятия проводят вместе с преподавателями, от которых можно получить обратную связь», — пояснила спикер.

Второе направление, по словам эксперта, — это рост внимания компаний к образовательной экосистеме как в офлайн, так и в онлайн формате.

«Наконец, третий важный тренд — утверждение концепции непрерывного образования как ответа на быстро меняющиеся требования рынка. Само обучение становится более доступным благодаря онлайн форматам, позволяя учиться в любое удобное время буквально в телефоне. В этих условиях бизнес активно вкладывается в дообучение и переподготовку собственных сотрудников, что, по оценкам, оказывается на 15-20 % экономически выгоднее, чем поиск специалистов на внешнем рынке», — рассказала Ксения Румбешт.

Работодатель учит

Возможности искусственного интеллекта и виртуальной реальности задают определяющие тренды в процессах обучения, считает директор практики «Организация и персонал» «Рексофт Консалтинг» Маргарита Патрушева.

«Фокус сместился на омниканальность, когда слушатель может подключаться к курсу в любое время в любом месте с любого устройства и бесшовно продолжать его с нужного урока. Также есть тренд на микроленинг (форма обучения в виде коротких уроков длительностью до 5 минут), особенно в корпоративной среде. Компании все чаще переходят на формат микрокурсов для занятых сотрудников: мобильные приложения, геймифицированные кейсы, короткие, четкие и увлекательные видео. Но в обучении значительную роль играет социальная составляющая. В особенности микролернинг активно применяется в связке с корпоративными социальными сетями, где границы между развлечением, общением и освоением полезных навыков незаметны. Появляются свои инфлюенсеры, которые хороши для знакомства и введения в профессиональную область, в том числе для профориентации молодой аудитории. Есть эксперты, которые дают мини-задания и оценивают их выполнение пользователями. Организованы сообщества практиков, где можно обмениваться реальным опытом по конкретному профессиональному вопросу. Компаниям важно помогать и мотивировать своих сотрудников выступать в активной роли при создании материалов и обучении коллег», — подчеркнула Маргарита Патрушева.



При обновлении своих систем и подходов к обучению компании последовательно перебирают и обновляют структуру своих курсов, обычно отрабатывая их по функциям или тематическим блокам, уточнила эксперт. Главная задача — повысить вовлеченность аудитории, доступность и доходчивость материала для его лучшего усвоения. Никто не работает отдельно с микролёрнингом — идет комплексный пересмотр всего формата. Курсы переводят в цифровой формат, разбивают на микро-сегменты, добавляют визуальный, в том числе видео-контент, и обязательно — элементы геймификации (статусы, ачивки, лидерборды), чтобы и удержать внимание, и поддержать мотивацию дойти до финала. Встраивают применимые механики взаимодействия с аудиторией — от выполнения заданий в обмен на бейджи, так и онлайн/офлайн сессии.

Реальная эффективность цифровизации 

Цифровизация расширяет доступность обучения, повышает его качество и скорость: онлайн форматы устранили барьеры для учащихся из отдаленных регионов, по данным Высшей школы экономики, гибридное обучение повысило успеваемость на 15–20 %, а интерактивные симуляторы в промышленных отраслях ускорили подготовку специалистов на 25 % по разным оценкам, рассказала Анна Никитченко. Кроме того, по разным оценкам, сократились затраты на учебники и канцелярию до 30 %.

Цифровизация, открывая доступ к обучению тысячам студентов и специалистов из регионов, помогает выровнять качество образования и устранить барьеры между столичными и региональными вузами, согласилась Ксения Румбешт. Цифровой формат обучения также позволяет строить персональные траектории развития, ориентированные на реальную потребность рынка. Это повышает релевантность выпускников требованиям работодателей и позволяет бизнесу получать подготовленных сотрудников.

Риски и рекомендации

Подавляющее большинство родителей выступают против дистанционного формата из-за снижения коммуникативных навыков у детей, у младших школьников наблюдается ухудшение памяти и концентрации, так называемое, «цифровое слабоумие», у 60 % учащихся отмечаются нарушения осанки, зрения и мелкой моторики из-за длительной работы с гаджетами, отметила Анна Никитченко. 

«Существуют и организационные риски, в числе которых цифровое неравенство: разрыв в доступе к технологиям между регионами серьезный — только 14 % сельских школ оснащены VR-оборудованием. 68 % учителей испытывают стресс из-за необходимости освоения цифровых инструментов. Чрезмерная автоматизация ведет к потере интереса к творческим задачам у старшеклассников. Возникает риск замены учителей AI-алгоритмами, особенно в рутинных дисциплинах. В связи с этим необходимы сочетание онлайн технологии с живым взаимодействием, внедрение «цифровой гигиены» — перерывы, упражнения, эргономика, программы переподготовки учителей, например, «Цифровой помощник» для административных задач и партнерство с ИТ-компаниями для обеспечения школ оборудованием», — предложила Анна Никитченко.

В отличие от традиционного очного формата, где учебный процесс во многом структурирован извне, например, через четкое расписание занятий и непосредственный контроль преподавателя, цифровое обучение перекладывает значительную часть ответственности за организацию на самого студента или школьника.

«При отсутствии развитых навыков самодисциплины и умения управлять своим временем, эффективность такого подхода может существенно снижаться. Кроме того, с точки зрения бизнеса, вызовом является несоответствие между быстро меняющимися требованиями отрасли и образовательными программами в вузах. В этих условиях университетам важно быть открытыми к изменениям и запросам индустрии, чтобы сохранять свою востребованность. Именно тесное взаимодействие между вузами и компаниями позволяет своевременно актуализировать учебные программы и передавать рынку специалистов, действительно готовых к работе, а не просто к сдаче зачетов», убеждена Ксения Румбешт.

Пользователи уже вошли во вкус «легкого» потребления образовательного контента, и обратного разворота не будет, поэтому теперь общество пытается решить другую проблему — как научить людей воспринимать не только ту информацию, которая за них буквально разжевана, но и материал, требующий концентрации и усилий. Во многом это задача семьи и школы, которую необходимо решать задолго до работодателя, подчеркнула Маргарита Патрушева.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий