Производство во всех компаниях отечественной анимационной индустрии было построено на импортном ПО, напомнил Владимир Николаев, генеральный продюсер «Анимационной студии Воронеж» (ранее — Wizart Animation, — прим. ред.). В частности, речь идет о программах разработки компаний Adobe и Autodesk, уточнила генеральный продюсер анимационной компании «Ярко» Альбина Мухаметзянова.
Из-за санкций станет невозможно создавать анимацию, художественные фильмы со спецэффектами, рекламные ролики и заставки для телевидения, социальный контент, VR/AR-приложения и любой другой контент, содержащий компьютерную графику, посетовал Владимир Николаев. Он добавил, что лицензии на программы, необходимые для создания анимационных фильмов у многих российских студий истекают этим летом, после чего могут возникнуть трудности с произведением 3D-контента на различных этапах производства. По его словам, полноценного аналога для зарубежного ПО, построенного на самых современных технологиях, в так называемых дружественных странах не существует.
Полноценного аналога для зарубежного ПО, построенного на самых современных технологиях, в так называемых дружественных странах не существует.
«Сейчас мы работаем без перебоев, у нас есть купленные временные лицензии на софт, и есть постоянные. Как и все участники рынка мы ищем выход из ситуации, разрабатываем базовый план, как сделать мягкий переход, чтобы заменить зарубежный лицензированный софт на открытое программное обеспечение, не требующее лицензии», — поделилась Альбина Мухаметзянова.
В качестве вариантов решения проблемы эксперт назвала разработку собственного ПО. «Что-то получится заменить, от чего-то придется отказаться. Переход на новые производственные процессы потребует значительных финансовых вливаний», — предупредила Альбина Мухаметзянова.
Владимир Николаев сообщил, что «Анимационная студия Воронеж» при поддержке Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ) разрабатывает программную платформу для профессиональных инструментов создания 3D-контента «Анимационная 3D Платформа».
В пресс-службе РФРИТ уточнили «Телеспутнику», что фонд в рамках грантовой программы поддерживает перспективные отечественные разработки, которые ведутся в русле импортозамещения, работают на технологический суверенитет, а также помогает ускорять выводить такие решения на рынок. Сумма гранта в случае с «Анимационной студией Воронеж» составила 66,2 млн рублей.
На первом этапе создается базовый функционал 3D-редактора, архитектура решения которого позволяет расширять функционал ПО с помощью модулей, рассказал Владимир Николаев. В разработке находятся модули, позволяющие решать и другие задачи. «Но создаваемого в настоящее время функционала недостаточно, чтобы покрыть весь спектр задач, необходимых при производстве мультфильма», — признался он.
С целью тестирования и оценки результатов разработки «Анимационная студия Воронеж» предоставила ранний доступ к ПО другим российским анимационным студиям. В частности, ее платформа использовалась группой компаний «Рики» при создании полнометражного мультфильма «Финник». В ГК «Рики» не ответили на запрос «Телеспутника».
При условии дальнейшей разработки необходимых модулей для создания 3D-контента возможно закрыть 80 % потребностей индустрии 3D-анимации в ПО, прогнозирует Владимир Николаев.
Альбина Мухаметзянова считает, что в текущей ситуации всем студиям страны нужно объединиться, чтобы разработать отечественное программное обеспечение, которое отвечало бы их требованиям. Кроме того, важно находиться в постоянном поиске новых технологий и талантов. «Этот процесс может занять большое количество времени. И, конечно, в данном вопросе нам не обойтись без помощи государства», — настаивает она.
К слову, государство активно поддерживает разработку и внедрение отечественного ПО, признаются эксперты. По словам Владимира Николаева, возможные технологические решения обсуждаются с представителями индустрии.
Альбина Мухаметзянова уточнила, что Минцифры совместно с экспертами из «Сколково» формируют план импортозамещения ПО для работы мультимедиа — графики, 3D-анимации, дизайна, видео, кино и телепроизводства. В работе также участвуют профильные ассоциации по анимации и игроки рынка кино и телевидения. В пресс-службе «Сколково» не ответили на запрос «Телеспутника».
«Сегодня мы много говорим об укреплении семейных ценностей, и анимация — это то, что объединяет детей и взрослых разных поколений. Это универсальный язык, понятный каждому. Поэтому крайне важно сохранить то, что было накоплено за эти годы усилиями больших и маленьких студий, отдельных авторов, сценаристов, режиссеров — всех, кто любит анимацию всем сердцем и вкладывает в ее создание большой труд», — заключила Альбина Мухаметзянова.