img31 января 2023 в 13:55

Отечественные анимационные студии создадут свой софт на замену зарубежному

Отечественные анимационные студии столкнулись с одинаковой проблемой — для производства контента им необходимо зарубежное индустриальное программное обеспечение (ПО), доступ к которому был отключен из-за санкций. Дальнейшая работа студий станет невозможной в ближайшем будущем, предупредили они. Одним из вариантов решения проблемы игроки рынка видят разработку собственного софта, выяснил «Телеспутник».

Отечественные анимационные студии столкнулись с одинаковой проблемой — для производства контента им необходимо зарубежное индустриальное программное обеспечение (ПО), доступ к которому был отключен из-за санкций. Дальнейшая работа студий станет невозможной в ближайшем будущем, предупредили они. Одним из вариантов решения проблемы игроки рынка видят разработку собственного софта, выяснил «Телеспутник».

Производство во всех компаниях отечественной анимационной индустрии было построено на импортном ПО, напомнил Владимир Николаев, генеральный продюсер «Анимационной студии Воронеж» (ранее — Wizart Animation, — прим. ред.). В частности, речь идет о программах разработки компаний Adobe и Autodesk, уточнила генеральный продюсер анимационной компании «Ярко» Альбина Мухаметзянова.

Из-за санкций станет невозможно создавать анимацию, художественные фильмы со спецэффектами, рекламные ролики и заставки для телевидения, социальный контент, VR/AR-приложения и любой другой контент, содержащий компьютерную графику, посетовал Владимир Николаев. Он добавил, что лицензии на программы, необходимые для создания анимационных фильмов у многих российских студий истекают этим летом, после чего могут возникнуть трудности с произведением 3D-контента на различных этапах производства. По его словам, полноценного аналога для зарубежного ПО, построенного на самых современных технологиях, в так называемых дружественных странах не существует.

Полноценного аналога для зарубежного ПО, построенного на самых современных технологиях, в так называемых дружественных странах не существует.

«Сейчас мы работаем без перебоев, у нас есть купленные временные лицензии на софт, и есть постоянные. Как и все участники рынка мы ищем выход из ситуации, разрабатываем базовый план, как сделать мягкий переход, чтобы заменить зарубежный лицензированный софт на открытое программное обеспечение, не требующее лицензии», — поделилась Альбина Мухаметзянова.

В качестве вариантов решения проблемы эксперт назвала разработку собственного ПО. «Что-то получится заменить, от чего-то придется отказаться. Переход на новые производственные процессы потребует значительных финансовых вливаний», — предупредила Альбина Мухаметзянова.

Владимир Николаев сообщил, что «Анимационная студия Воронеж» при поддержке Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ) разрабатывает программную платформу для профессиональных инструментов создания 3D-контента «Анимационная 3D Платформа».

В пресс-службе РФРИТ уточнили «Телеспутнику», что фонд в рамках грантовой программы поддерживает перспективные отечественные разработки, которые ведутся в русле импортозамещения, работают на технологический суверенитет, а также помогает ускорять выводить такие решения на рынок. Сумма гранта в случае с «Анимационной студией Воронеж» составила 66,2 млн рублей.

На первом этапе создается базовый функционал 3D-редактора, архитектура решения которого позволяет расширять функционал ПО с помощью модулей, рассказал Владимир Николаев. В разработке находятся модули, позволяющие решать и другие задачи. «Но создаваемого в настоящее время функционала недостаточно, чтобы покрыть весь спектр задач, необходимых при производстве мультфильма», — признался он.

С целью тестирования и оценки результатов разработки «Анимационная студия Воронеж» предоставила ранний доступ к ПО другим российским анимационным студиям. В частности, ее платформа использовалась группой компаний «Рики» при создании полнометражного мультфильма «Финник». В ГК «Рики» не ответили на запрос «Телеспутника».

При условии дальнейшей разработки необходимых модулей для создания 3D-контента возможно закрыть 80 % потребностей индустрии 3D-анимации в ПО, прогнозирует Владимир Николаев.

Альбина Мухаметзянова считает, что в текущей ситуации всем студиям страны нужно объединиться, чтобы разработать отечественное программное обеспечение, которое отвечало бы их требованиям. Кроме того, важно находиться в постоянном поиске новых технологий и талантов. «Этот процесс может занять большое количество времени. И, конечно, в данном вопросе нам не обойтись без помощи государства», — настаивает она.

К слову, государство активно поддерживает разработку и внедрение отечественного ПО, признаются эксперты. По словам Владимира Николаева, возможные технологические решения обсуждаются с представителями индустрии.  

Альбина Мухаметзянова уточнила, что Минцифры совместно с экспертами из «Сколково» формируют план импортозамещения ПО для работы мультимедиа — графики, 3D-анимации, дизайна, видео, кино и телепроизводства. В работе также участвуют профильные ассоциации по анимации и игроки рынка кино и телевидения. В пресс-службе «Сколково» не ответили на запрос «Телеспутника».

«Сегодня мы много говорим об укреплении семейных ценностей, и анимация — это то, что объединяет детей и взрослых разных поколений. Это универсальный язык, понятный каждому. Поэтому крайне важно сохранить то, что было накоплено за эти годы усилиями больших и маленьких студий, отдельных авторов, сценаристов, режиссеров — всех, кто любит анимацию всем сердцем и вкладывает в ее создание большой труд», — заключила Альбина Мухаметзянова.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий