Сколько заплатят кабельщики
Оценка затрат на реализацию закона после его доработки, предложенной Минкомсвязи, более чем в два раза ниже, чем у РСПП. По данным «Коммерсанта», само ведомство исходит из затрат порядка 4,5 трлн руб. В то же время Ассоциация кабельного телевидения России (АКТР) в письме на имя министра связи Николая Никифорова и председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василия Пискарева заявила, что только на малых и средних операторов кабельного телевидения ляжет треть всех расходов по внедрению «пакета Яровой». В письме АКТР отмечает, что на долю малых и средних операторов платного ТВ приходится примерно треть потребительского рынка услуг связи. Таким образом, исходя из оценки РСПП общих затрат отрасли на выполнение «закона Яровой» и доли в них операторов платного ТВ (по мнению АКТР), финансовая нагрузка на них может составить более 3 трлн руб.
«Мы все равно убьем вас»
Президент Ассоциации операторов кабельного телевидения МАКАТЕЛ и соучредитель ООО «Теле-Маг» Алексей Амелькин называет оценку РСПП расходов на «закон Яровой» «вполне вероятной». Из его комментария «Теле-Спутнику» следует, что для небольших операторов кабельного ТВ требования закона невыполнимы — по финансовым причинам. «Некоторое время назад я считал [затраты на выполнение «закона Яровой»] для трафика скоростью до 1 Гбит/сек (примерно наш вариант с небольшим запасом), получилось в районе 12-15 млн руб первоначальных затрат. Далее: электроэнергия 3-4 кВт дополнительно; лет через пять система потребует обновления (сервера, жесткие диски), то есть 3 млн руб в год мы должны резервировать под эти нужды. Если надеяться, что не все сразу выйдет из строя, 1 млн руб. надо откладывать. Организация небольшая – годовой бюджет чуть меньше 12 млн руб. Если считать от доходов от Интернета, то это [затраты на «закон Яровой»] — 2 годовых сбора с абонентов», — поясняет Амелькин, констатируя, что «закон финансово и технически невыполним».
При этом он скептически относится и к предложениям Минкосвязи, призванным, по мнению ведомства, снизить нагрузку на отрасль: «Чиновники говорят: «Мы все равно убьем вас, но чуть помедленнее».
Генеральный директор компании «Интерсвязь» Эдуард Калинин замечает, что в настоящее время нет подзаконных актов, определяющих технические детали механизмов реализации «закона Яровой», поэтому точный расчет конкретных затрат оператора невозможен. Кроме того, в компании полагают, что далеко не всем операторам кабельного ТВ придется нести затраты на хранение данных в рамках закона. «Если оператор обеспечивает передачу данных от вещателей по технологии ОТТ, ему придется дублировать и сохранять весь трафик, при этом технология цифрового вещания DVB под действие «закона Яровой» не подпадает, под вопросом остается и видео, передающееся через IPTV», — сообщили в «Интерсвязи», уточнив, что сама компания осуществляет цифровое вещание по DVB-C.
Тем не менее, в «Интерсвязи» убеждены, что нагрузка на операторов ШПД и мобильной телефонной связи — как финансовая, так и организационная — возрастет в разы. «По нашим подсчетам, на первом этапе реализации требований закона (если рассчитывать, исходя из опубликованного Минсвязи проекта приказа) понадобится 70 тыс. жестких дисков емкостью 10 Тбайт, плюс серверы. Добавьте сюда дополнительные площади, системы охлаждения, электроэнергию, требуемую для функционирования всего комплекса хранения, набор и обучение персонала. Таким образом, по самым грубым подсчётам, только на первом этапе малым и средним операторам понадобится от пяти до 10 годовых выручек на его реализацию», — рассуждает гендиректор «Интерсвязи».
Вице-президент Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) Михаил Силин заявил «Теле-Спутнику», что предложения Минкомсвязи по коррекции «пакета Яровой» в части сроков хранения и вида трафика являются «непринципиальными» компромиссами, направленными на преодоление сопротивления операторского сообщества. Силин считает, что операторы не должны соглашаться на такой компромисс, поскольку уступки властей «будут в дальнейшем компенсированы новыми решениями о расширении программы». «Главный вопрос: почему реализация государственной антитеррористической программы осуществляется не на бюджетные средства, а на средства операторов связи, или, в конечном итоге, за счет пользователей услугами связи? Почему на них лежит большая финансовая ответственность, чем на всех остальных гражданах? Фактически, вводится новая форма налога, что для граждан никак не разъясняется», — возмущается вице-президент АКТР.
В поисках смысла «закона Яровой» – в ЕСПЧ
Главной объединяющей идеей и самих кабельных операторов, и представляющих их отраслевых союзов в неприятии «пакета Яровой» стало признание его положений бесполезными и бессмысленными.
«Мы сейчас видим, что 70% всего трафика зашифровано, и эта цифра ежегодно увеличивается, следовательно, хранить его нет смысла», — подчеркивает Калинин. «Все предложения [Минкосвязи] по сокращению расходов явно лишены смысла. Кажется, что под предлогом антитеррористической программы кто-то запланировал колоссальные доходы от производства и принудительной реализации оборудования хранилищ данных», — высказывает точку зрения Силин. Он добавляет, что власти не прислушиваются к АКТР, обеспокоенной проблемами информационной и физической безопасности, защиты персональных данных, наличия системного проекта при реализации «закона Яровой».
Глава ассоциации МАКАТЕЛ убежден, что документ не решает главную задачу – не способствует борьбе с терроризмом: «Нельзя тратить такие деньги на то, что никому в отрасли не нужно, не решает ни одну проблему и никому не помогает. Расшифровать https-трафик невозможно, все данные будут пустым набором цифровых слов. Также, как ничему и никому не помогают блокировки: молодежь самоубивается, пиратство процветает, теракты не предотвращаются».
В этой связи МАКАТЕЛ разделяет позицию АКТР: соглашаться на компромиссы в приятии «закона Яровой» — неприемлемая позиция для операторов, им необходимо консолидироваться в требовании отмены инициативы Яровой: «Нельзя договариваться — надо коллективно требовать отмены закона. Трудно на это надеяться, так как у нас участники отрасли очень разобщены, но альтернатива — закрытие тысяч операторов. Некоторые крупные операторы, похоже, думают: ”вытесним мелочь, а с правительством договоримся”. Это опасное заблуждение: никого не пожалеют».
Глава МАКАТЕЛ называет «закон Яровой» противоречащим Конституции РФ — «как в части неконституционного хранения информации граждан, так и в части создания безмерной нагрузки на бизнес». Отстаивать свои конституционные права Алексей Амелькин готов в судах всех инстанций. «Сейчас у нас план такой. [Власти] предъявят требования и попытаются наказать — будем судиться вплоть до ЕСПЧ», — заявил Амелькин «Теле-Спутнику», подчеркнув, что не видит в настоящее время другого выхода, поскольку все призывы к руководству страны «фактически остались без ответа».
Заключение РСПП о последствиях реализации «закона Яровой», в соответствии с которым хранение с 2019 года крупными операторами по 20 эксабайт информации может кратно увеличить стоимость услуг связи и тем самым повысить инфляцию в стране на 1-2 процентных пункта, в настоящее время направлено в Минэкономики. Ожидается, что оценку регулирующего воздействия «пакета Яровой» ведомство подготовит во второй половине апреля.