Как меняется индустрия платного ТВ с точки зрения потребителя?
С позиции абонента, платное ТВ за последние несколько лет изменилось больше, чем за все первое десятилетие этого века. Телесигнал теперь можно принимать на самых разных устройствах, планшеты стали нашими спутниками, наша активность в социальных сетях все больше влияет на потребление телевизионного контента, обширные фильмотеки стали доступны большинству телезрителей…Это только некоторые из произошедших изменений. С одной стороны, это увеличило выбор и сделало телевидение более «персональным», с другой — привело к появлению множества схем телесмотрения, что многих потребителей может просто озадачить.
Каковы же цели операторов, внедряющих многоэкранное распространение в разных средах доставки?
За последние годы ОТТ было темой постоянных дискуссий, и сегодня мы уже можем видеть реальные решения и наблюдать опыт практического внедрения. Несмотря на многочисленные предсказания скорой смерти, телесмотрение остается в числе базовых потребностей. Только сегодня оно обогатилось применением второго экрана и мобильных устройств, что вывело опыт домашнего телепросмотра на новый уровень.В нынешней рыночной ситуации операторы платного ТВ понимают, что просто предлагать телезрителям востребованный контент по приемлемым ценам уже недостаточно. И они готовы пробовать разные рискованные схемы в поиске оптимальных вариантов многоэкранного распространения, дополняющих традиционное предложение.
Помимо актуального контента по доступным ценам, операторы должны обеспечить абонентам хорошо организованный и захватывающе интересный опыт телесмотрения. Они должны овладеть искусством совмещения новых ТВ-экосистем с сервисами, предлагающими высокое качество QoE. На наш взгляд, большинство операторов выбрали правильную стратегию поддержки комплексных решений в кооперации с опытными поставщиками этих решений. Нельзя недооценивать сложность доставки ТВ-сигнала по различным сетям на разнообразные устройства, особенно в условиях все ускоряющегося обновления технологий... Многие операторы столкнулись с тем, что платформы первого поколения не могут выполнить новые задачи с хорошей окупаемостью.
Какие задачи стоят перед операторами, помимо монетизации?
Монетизация, конечно, самая важная задача, но для сохранения конкурентоспособности ключевыми факторами являются разумный уровень операционных расходов, а также наличие масштабируемой и адаптируемой платформы, позволяющей добавлять инновационные услуги.Чтобы получать прибыль от развивающейся экосистемы многоэкранной доставки контента, операторы должны обеспечить надежную защиту распространяемого контента. Предложим несколько советов по использованию такой экосистемы в интересах своего бизнеса операторами платного ТВ.
Операторам следует выбирать такую стратегию, при которой они сохранят за собой функцию «единого окна», в котором приобретаются все развлекательные услуги. Главное — удержать зрительское внимание. Раньше операторы собирали у себя контент, который абонент не мог найти в других местах. Сегодня, чтобы абонент не ушел к конкурентам, им также нужно включать в свое предложение различные онлайн-сервисы, такие как Youtube, социальные сети и другие онлайн-услуги, связанные с телевидением. Некоторые операторы даже добавляют в свои сети Netflix по принципу «если его нельзя победить, надо включить его в свой сервис».
Как игроки рынка платного ТВ могут управлять безопасностью в развивающейся экосистеме доставки и распределения контента?
Для этого перспективная система защиты контента должна удовлетворять следующим требованиям:• Позволять услугам оператора распространяться на широчайшем спектре устройств, стимулируя тем самым внедрение новых услуг при конкурентных ценах. Это требует от платформы поддержки нескольких DRM-систем, как родной, от производителя платформы, так и сторонних DRM.
• Система защиты должна удовлетворять всем требованиям безопасности, выдвигаемым всеми основными правообладателями, и в отношении всех типов приемных устройств.
• Поддерживать широкий спектр бизнес-моделей, для любых услуг и на любых устройствах, а также устранять угрозы безопасности контента на любом этапе его доставки и воспроизведения. Иными словами, генерировать и защищать доходы оператора.
• Предлагать единую схему управления решениями в области безопасности, спрятав от оператора сложность нижних технологических уровней обеспечения безопасности контента и управления правами. В частности, оператор получает возможность формировать единый набор бизнес-правил (модель продаж) и устанавливать единые требования по защите контента на всех устройствах и для всех платформ, независимо от того, какая DRM-технология на них используется.
• Необходимо убедиться в том, что предлагаемое решение позволит реализовать потенциал новых технологий, стандартов и устройств, таких как MPEG DASH, HTML5 или новые версии платформы Android, по мере их появления на рынке.
• Выбрав и установив платформу, операторы в дальнейшем должны сфокусироваться исключительно на вопросах безопасности контента и на интеграции с поставщиками других компонентов — разработчиками приложений, владельцами прав на промежуточное ПО, поставщиками систем управления контентом и управления правами и др.
Операторам нужна уверенность в том, что они выбрали лучшего поставщика решений по безопасности, который будет консультировать их в вопросах адаптации выбранной платформы к новым бизнес-моделям и услугам, к развитию рынка и смене клиентских предпочтений.
Применение комплексного подхода к безопасности контента.
Комплексный подход к формированию экосистемы безопасного распространения контента включает в себя как превентивные меры (внедрение систем DRM и условного доступа), так и регулярные (мониторинг сети Интернет, внедрение водяных знаков, отслеживание пиратов и борьба с ними). Важную роль в деле борьбы с пиратами должны играть федеральные структуры и регуляторные органы. Но, возможно, самым важным является предупреждение пиратства среди обычных пользователей. А для этого надо предложить им качественный и востребованный контент по доступной цене. Как мы заметили, последнее время этому весьма способствуют изменения в политике дистрибуции и в сроках релизов того или иного контента.